В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседы о профессии Назад
Беседы о профессии
Книгой Валерия Фокина "Беседы о профессии" пополнилась серия "Библиотека Александринского театра". Ее выпустило петербургское издательство "Балтийские сезоны". Кстати, имя Валерия Фокина уже однажды значилось на обложке сборника, вышедшего под эгидой "Библиотеки...". Случилось это два года назад, в 2005-м. Посвящен тот довольно объемный том был рождению на старейших российских подмостках фокинской версии "Ревизора" Н. В. Гоголя. И содержал он режиссерский экземпляр, разработку мизансцен, обширную подборку соответствующих заявленной теме фотографий, наконец, записи репетиций этого спектакля.

Репетиционным стенограммам "Ревизора", а заодно и "Двойника" по Ф. М. Достоевскому нашлось место и на страницах настоящего издания, появление которого, прямо скажем, несколько удивило. Ведь Валерий Фокин - человек внутренне достаточно закрытый. Он и интервью-то дает не слишком охотно. Но, видимо, и у него, не так давно перешагнувшего порог шестидесятилетия, возникла потребность высказаться, что называется, от первого лица.

Однако идея написать просто мемуары Фокина не вдохновила. Сторонник неординарных сценических решений, он и на сей раз пошел своим, хотя и не им изобретенным путем. Традиционному монологу Валерий Фокин предпочел череду диалогов с Александром Чепуровым - профессором, заведующим научно-исследовательской частью Александринского театра, ответственным редактором "Библиотеки...".

Содержательные, отнюдь не праздные, исключительно творческого порядка вопросы последнего и задают необходимую тональность этого неспешного, обстоятельного разговора, естественным образом сочетающего элементы воспоминаний героя "Бесед..." с его теоретическими размышлениями о режиссуре.

С подачи Чепурова Валерий Фокин обращается ко времени учебы в Щукинском училище на курсе у Бориса Евгеньевича Захавы и Марианны Рубеновны Тер-Захаровой, к яркому дебюту и ряду удачных лабораторных проб, осуществленных в "Современнике", к короткому, казалось бы, ничем не примечательному, но в немалой степени закалившему психологически периоду пребывания в Вахтанговском театре. А также - к бурным, отмеченным и бесспорными художественными победами, и, увы, не имеющими никакого отношения к искусству скандалами, годам руководства Театром имени М. Н. Ермоловой, к созданию столичного Мейерхольдовского центра, к сотрудничеству с питерской Александринкой.... И, конечно же, - к встречам с незаурядными людьми, из которых едва ли не самым продуктивным для себя Фокин продолжает считать общение с польским режиссером и театральным философом Ежи Гротовским. Неслучайно же именно с Гротовским связаны наиболее запоминающиеся, если не сказать проникновенные, фрагменты "Бесед...".

Разумеется, не забыт Фокиным и другой его кумир - Всеволод Эмильевич Мейерхольд, вслед за которым он пытается вывести основные правила и законы своей, безусловно, "авторской" профессии.

Причем каждое из ее ведущих положений Валерий Фокин иллюстрирует примерами из личной практики. И это особенно ценно, так как предоставляет читателям возможность понять, что прежде чем рассуждать, режиссер многое проверил на собственном опыте.

Чрезвычайно продуманной, выношенной выглядит и предложенная Валерием Фокиным программа развития национального театра, чью главную задачу, по его глубокому убеждению, лучше всех сформулировал прославленный александринец Юрий Михайлович Юрьев, который призывал прежде всего "хранить тайны ремесла".

И в самом деле, может ли быть что-то важнее для профессионалов? Особенно сегодня, когда не только в театре, но, к сожалению, и в иных областях жизни все чаще одерживает победу воинствующий дилетантизм.


www.alexandrinsky.ru

Док. 533106
Перв. публик.: 16.12.07
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 81

  • Фокин Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``