В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Армения: Испытание совестью Назад
Леонид Черток: Армения: Испытание совестью
Двадцать лет прошло со дня страшной природной катастрофы в Армении. Еще СССР не отошел от Чернобыльской трагедии, а тут очередная напасть. Повезло, что на тот момент все были вместе. А еще тем, что перестройка и гласность. Весь мир узнал, весь мир помог, а Политбюро ЦК не стало делать вид - ерунда, сами справимся. И все-таки те дни лично мне наглядно показали, что советское многонациональное общество серьезно больно. Как позже выяснилось, практически безнадежно. Стоит об этом говорить, хотя бы, ради понимания своей истории, причин, почему уже через три года рухнула, казавшаяся ранее незыблемой, империя.
Первым пример спасателя подал, как это не странно сегодня звучит, генсек Горбачев. Бросил переговоры и примчался с Раисой домой, руководить спасательными работами. Гордая страна впервые призналась, что одними государственными средствами не в силах справится с бедой. Именно в те дни отряд добровольных гражданских спасателей "Надежда" был официально допущен на место катастрофы. Мой товарищ входил в состав первого десанта, через три дня прибывшего в Спитак. Уже наступала эра видео, на инструктажах им показывали учебные фильмы из стран дальнего и сверхдальнего зарубежья. Приятель мой был в курсе, что советская техника во многом отстает от иностранных аналогов, но что настолько?! Все те же ломы, которыми, надрывая жилы, поднимали рухнувшие стены домов. Лишь бы образовалась щель, лишь бы попытаться вытащить еще одного живого ребенка. Рычаги часто срывались, калеча спасателей. Но не это он вспоминает с ужасом и отвращением, хорошо понимал, на что шел. Поразило в самую душу другое. Пока они, скрипя зубами, удерживали панельные перекрытия, местные жители ныряли в образовавшийся проход и вытаскивали... ковры, меховые шубы, прочие дорогостоящие предметы домашнего обихода. Свои или чужие, не суть важно. Да еще и прикрикивали - давай-давай, биджо, работай-работай. По мнению товарища, реально спасали людей солдаты и волонтеры. После таких зарисовок случаи грабежей сберкасс и разворовывания транспортов с "гуманитарной помощью" (понятие, вошедшее в обиход именно после Спитака), уже не казались чем-то запредельным. Ничего удивительного, что после той командировки половина личного состава "Надежды" уволилась из отряда. Они просто потеряли моральную мотивацию к спасению.
Я не помню, как ликвидировались последствия страшного Ташкентского землетрясения, слишком мал был. Зато видел конечный результат. В середине 80-х "звезда Востока" поразила меня аляповатостью архитектуры. Такое впечатление, что там дали возможность реализации ранее зарубленных градостроительных проектов, некий опытный полигон новаторов всесоюзного масштаба. Но ведь строили, столицу Узбекистана восстановили! Армении в этом смысле повезло гораздо меньше. Из 500 000 человек, оставшихся двадцать лет назад без крова, примерно 100 000 до сих пор ютятся во времянках, и это с учетом естественной убыли. У огромной страны просто кончились силы, чуть позже она прекратила свое существование.
Впервые на моей памяти по московским квартирам пошли сборщики вещей для пострадавших. Напомню, это было время тотального дефицита всего. Однако собирали целые сумки, кофты и шапки вперемежку с тушенкой. Вот только начали по этажам и подъездам раздаваться экзальтированные вопли, привычные сегодня, и такие пугающие вчера - самим мало, понаехали тут! И ведь накаркали. По Москве участились случаи, когда под видом сбора вещей для замерзающей Армении квартиры элементарно грабили. К слову, не столько армяне, сколько свои же русские, или представители других народов СССР. Но, согласитесь, отличная почва для этнического конфликта, преступность в глазах обывателя постепенно начинала обретать национальное лицо. Не думаю, что это была кем-то спланированная провокация. Просто характерная примета того времени, давшая свои скорбные плоды.
В те дни еще один мой друг снимал свою первую самостоятельную картину на "Азербайджанфильме", тогда это было в порядке вещей. И он в ужасе рассказывал, как бакинские монтажеры и ассистенты чуть ли не поздравляли друг друга со спитакским землетрясением - армян пророк наказал! Как мы знаем, Нагорный Карабах был уже совсем рядом. "Люди озверели, все рушится, все рушится" - причитал друг за банкетным солом на премьере в Доме кино и оказался прав.
В самом начале 90-го года я улетел в США. К моему удивлению, пассажиры рейса Москва - Нью-Йорк преимущественно состояли из лиц армянской национальности. Сидевший рядом глава большой ереванской семьи поведал, что теперь не только евреем, но и его народ имеет право на получение статуса беженцев. Правда, не политических, а экологических, но на размере подъемных и страховок это никак не отражается. Как, удивился я, разве проспект Камитаса тоже трясло? Мужчина посмотрел снисходительно - в нашей республике любую прописку недолго выправить, были бы деньги. И весело добавил - как говорится: "не было бы счастья, да несчастье помогло". Давать соседу в нос, пролетая над Атлантическим океаном, как-то неприлично. Я просто прекратил общение, поэтому не выяснил, сколько действительно несчастных его собратьев до сих пор ночуют под открытым небом. Вряд ли свою ереванскую квартиру он передал кому-то из них.
После долгих внутренних сомнений я решил написать эти строки по единственной причине. Не надо в развале СССР обвинять лишь трех "беловежских" президентов. Мы сами его развалили, по крайней мере, своим молчаливым согласием. Да и с новым Союзом пока не очень-то получается.
Вот такие были времена...


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 533216
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 16.12.08
Число обращений: 119

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``