В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Бутько: Гражданство Союзного государства России и Беларуси Назад
Людмила Бутько: Гражданство Союзного государства России и Беларуси
Последний, двухтысячный год уходящего тысячелетия вошел в историю двух государств - России и Беларуси - утверждением весьма значительного и обнадеживающего документа - Договора о создании Союзного государства1. И хотя признаки нового государственного Союза просматриваются не совсем отчетливо, данный документ, подводя итоги предыдущих этапов развития сотрудничества двух стран, открывает новую страницу в правовом оформлении их взаимоотношений и создает основу для научного осмысления и обоснования происходящих процессов.
Отношения, складывающиеся между Российской Федерацией и Республикой Беларусь после распада Советского Союза, необходимо рассматривать в виде относительно самостоятельного и отличного от других фрагмента общих переходных процессов в становлении современной государственности. Повторяя отдельные черты, уже имевшие место в истории народов, проживающих на территории России и Белоруссии, данное сотрудничество демонстрирует образцы позитивного решения жизненно важных вопросов славянских народов, свидетельствуя надежность и неразрывность их исторических корней и связей.
Новый облик отношений между Россией и Беларусью концептуально формируется на базе лучших исторических традиций и включает создание и утверждение сущностных признаков нового государства, формы его правления, формы государственного устройства, такого типа государственно-политического режима, который устраивал бы объединяющиеся стороны.
Наряду с этим интеграционные процессы во взаимоотношениях Российской Федерации и Республики Беларусь затрагивают в первую очередь отработку и правовое оформление важнейших признаков формирующегося Союза на основе существующих реалий. С их учетом учредительными документами, уже состоявшимися в 90-е годы ХХ столетия2, определены исходные параметры содержания и статуса территории Союзного государства, его символики, гражданства, системы органов власти и должностных лиц. Достаточно обстоятельно сформулированы принципы и цели организации и функционирования важнейших сфер жизнедеятельности договаривающихся сторон в рамках нового государственного образования.
Однако главным фактором, предопределяющим концептуальную природу Союзного государства, следует считать создание основ такого правового режима жизнедеятельности человека, который отвечал бы международным стандартам в этой области и выражал бы волю народов России и Беларуси. И в этой части рассматриваемый фрагмент преобразовательных процессов носит конкретно-исторический характер. Поэтому одним из направлений становления нового Союзного государства следует назвать создание оптимальных моделей отношений, связанных с гражданством и правовым положением личности.
Первичная эмпирическая и правовая база для решения вопросов гражданства уже имеется. Она включает нормы международных деклараций, договоров, соглашений, конвенций о правах человека и непосредственно по вопросам гражданства, практику решения подобных вопросов странами Европейского Союза3, опыт сотрудничества государств - участниц СНГ в обозначенной сфере и серию двухсторонних и многосторонних соглашений и договоров, заключенных в рамках СНГ по вопросам гражданства4. Однако противоречивость процедур решения указанных вопросов, недостаточная правовая их урегулированность, множественность фактов нарушения и ущемления прав иноязычного населения на территориях бывших республик СССР не только актуализируют проблемы гражданства, но и требуют весьма осторожных, квалифицированных и научно обоснованных подходов к их решению.
Гражданство Союзного государства, как и другие его признаки, имеет единые исторические и социальные корни обеих стран, обусловлено общностью социальной структуры, экономических укладов и принципов организации экономических отношений в современный период, общностью религии и идеологии и т.д. И как явление, свидетельствующее юридическую и фактическую связь каждого человека, жителя той и другой страны с новым государством, гражданство характеризуется многомерностью. С учетом этого требуется понимание гражданства Союзного государства в нескольких ипостасях.
Прежде всего, понимание гражданства неотделимо от социальной деятельности людей, от способов бытия, от существа всей совокупности отношений, в которых участвует индивид и от которых зависит уклад его жизни. В свою очередь, гражданство является предтечей всех отношений, в которые вступают индивиды, объединившиеся в государство, в рамках созданной ими государственной организации. Можно сказать, что гражданство является воплощением традиционных технологий формирования состава населения будущего государства, населения как обязательного признака государства. Гражданство свидетельствует связь лица с населением государства, состояние индивида в системе отношений, характеризующих население как человеческую субстанцию, как социальный феномен, без которого невозможно существование государства, предшествующий возникновению последнего и составляющий основу человеческого фактора в его характеристике.
Связь гражданства как правовой категории с населением как признаком государства отмечает профессор О.О. Миронов5. Именно гражданство способно придать Союзному государству статус государства, а не международной региональной организации. Поэтому в документах, регламентирующих развитие сотрудничества России и Беларуси, вопросы гражданства рассматриваются с позиции дальнейшей интеграции отношений этих стран.
Однако понятие союзного гражданства в современной юридической литературе следует отнести к числу неразработанных. Тому есть свои причины. В их числе, во-первых, нужно назвать многообразие определений российского гражданства, во-вторых, неоднозначное отношение российских и зарубежных ученых к надгосударственному гражданству - как к его существованию, так и к определению его понятия. К примеру, У. Прейсс, оценивая европейское гражданство, назвал его "патетическим термином с патетическим оттенком" и подчеркнул, что понятие "европейское гражданство" по-прежнему остается неясным и неопределенным6.
В юридической литературе российское гражданство традиционно рассматривается как первый из элементов в системе основ правового положения личности7 и представление о нем формируется преимущественно с этих позиций. И тем не менее при столь однозначном подходе сформулировано и существует достаточное количество определений данного понятия. Его многозначность, на наш взгляд, обусловлена тем, что в нем неразрывно сочетаются различные начала: философское (объективное и субъективное), социальное (общественное и индивидуальное), психологическое (разумное и эмоциональное), политическое (власть и подчинение), историческое (традиционное и новационное), правовое (управомочивающее и запрещающее) и др. Гражданство представляет собой один из немногих феноменов, который базируется на конструктивном сочетании такого разнообразия исходных начал.
Трудно не согласиться, к примеру, с А.Г. Хабибулиным и Р.А. Рахимовым, которые утверждают: "Будучи объективно существующей политико-правовой связью с государством, гражданское состояние личности представляет собой в то же время и субъективное отображение данной связи, личностную оценку индивидом своей принадлежности к определенному государству. Оно предполагает непременную субъективацию индивидами и их группами всей системы объективно существующих взаимоотношений индивида и государства, их осознание и признание"8.
В представленной позиции выражены социально-психологические основы понимания гражданства, учет которых крайне важен в оценке сути и особенностей гражданства Союзного государства. Объективность взаимоотношений личности и государства в данном случае предопределяется обязательной субъективной оценкой их наличия и признания, которую производит каждый человек, осознавая свое фактическое и юридическое состояние.
Другой аспект в характеристике союзного гражданства подмечен академиком Б.Н. Топорниным. "Введение гражданства Союза, - указывает ученый, - несомненно очень серьезный шаг в направлении, ведущем к федеративному государственному устройству"9.
Гражданство России и Беларуси в контексте союзного гражданства в известной степени созвучно своим предшественникам: союзному гражданству бывшего СССР и проходящему сложный процесс становления европейскому гражданству. Из образа советского гражданства привлекательными и полезными, на наш взгляд, могут быть некоторые из его принципов (единство, интернационализм и др.), некоторые из условий его приобретения и утраты. Что же касается европейского гражданства, то параллели здесь уместны не только по понятию этого вида гражданства, его содержанию, условиям и элементам института, но и в связи с юридической оценкой самого Союзного государства, Договора о его создании и дальнейших перспектив его развития.
Существует мнение, что взаимоотношения России и Беларуси по своей юридической природе в некотором роде сопоставимы с Европейским Союзом, и это сходство просматривается прежде всего в характеристике союзного гражданства. С известной долей условности можно согласиться с мнением Е.С. Смирновой о том, что "право Европейского Союза может служить полезным ориентиром для отечественного законодателя применительно к развитию интеграционных процессов в рамках СНГ"10, добавив сюда и Союзное государство. Но при этом нужно учитывать, что в основе гражданства Союзного государства России и Беларуси лежат иные исторические корни, иные социально-психологические, нравственные, национально-этнические ценности и приоритеты российского менталитета, а также современные цели и задачи. И пусть на данном этапе гражданство Европейского Союза послужило некоторым образцом для гражданства нашего Союзного государства, что нашло свое отражение в Уставе Союза России и Беларуси 1997 года, все же будущее у них разное. Первое еще долго будет существовать в состоянии неопределенности и уже сегодня имеет тенденцию к свертыванию (пример тому - неудачная попытка реализации европейского гражданства в Германии). Второе призвано обеспечить воссоединение двух неразрывно связанных между собой народов.
Гражданство Европейского Союза основано на преобладании принципа национального режима для иностранных граждан Европейского Союза, на принципе эффективности национального гражданства. По этим и другим соображениям гражданство Европейского Союза следует считать надгосударственным. В отличие от этого гражданство Союзного государства России и Беларуси характеризуется тенденцией трансформации в будущем в государственное гражданство. Поэтому, несмотря на то, что в его основе сегодня лежит принцип свободы государств определять круг своих граждан, правовые основания взаимоприобретения гражданства России и Беларуси гражданами этих договаривающихся стран содержатся в их Конституциях, в национальных законах о гражданстве, в документах, разработанных органами Союза России и Беларуси, и имеют перспективу развития и совершенствования.
Формирование института гражданства должно стать одной из первоочередных акций Союзного государства, которая способна послужить основой для решения более глобальных задач: создания единого правового пространства страны в целом и по вопросам правового положения личности, в том числе для сближения национальных правовых систем, а затем для гармоничного функционирования всех элементов системы власти Союзного государства. Гражданство как правовой институт, как совокупность правовых предписаний обеспечивает нормативное оформление принципов, условий, способов существования каждого человека в новом государстве и составляет правовую базу, объективно необходимую для обеспечения жизнедеятельности каждого индивида, а также для функционирования всего общества и созданного им государства.
Институт гражданства нового Союзного государства берет свое начало в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года11. Статья 8 этого Договора устанавливала общие исходные положения, на основе которых планировалось строить отношения в области прав человека в виде обязанностей сторон:
- обеспечить равные права граждан сторон при получении образования, трудоустройства, оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий;
- ввести единые стандарты социальной защиты;
- обеспечить равные права физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование, распоряжение им на своих территориях; выровнять условия пенсионного обеспечения, уровни пособий, льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям;
- унифицировать нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены;
- создать общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.
Перечисленные нормы Договора 1996 года не только обеспечивали гражданам России и Белоруссии совокупность минимальных социальных гарантий, но и свидетельствовали о намерениях сторон по дальнейшей интеграции взаимоотношений и созданию института гражданства будущего Союзного государства. Очередным шагом в этом процессе явился Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и его неотъемлемая часть - Устав Союза от 23 мая 1997 года. Именно последний документ закрепил положение о том, что каждый гражданин России и Беларуси является одновременно гражданином Союза. Наличие у граждан государств-участников гражданства Союза не умаляет их прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства.
Устав содержал положения о том, что наряду с правами и обязанностями, которые граждане несут по отношению к своему государству, они одновременно наделяются правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданством Союза. Согласно статье 18 Устава, гражданину Союза предоставлены права:
- на свободу передвижения и проживания в пределах территорий России и Беларуси с соблюдением правил, установленных законами этих государств в отношении отдельных районов и местностей;
- на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства - участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех условиях, что и граждане этого государства;
- на участие в управлении делами Союза;
- на владение, пользование, распоряжение имуществом на территории другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.
Уставом также закрепляется, что граждане Союза, постоянно проживающие на территории другого государства-участника, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на территории этого государства12.
Анализ главы IV Устава свидетельствует об усилении интеграционных процессов между двумя странами и о дальнейшем формировании государственной атрибутики будущего Союзного государства в лице обособляющегося института гражданства: если в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии еще не было положений, предусматривающих единое союзное гражданство, то Устав уже конкретно указывает на его наличие и частично раскрывает его содержание.
Оценивая значение Устава Союза Беларуси и России, следует подчеркнуть, что, кроме норм о гражданстве Союза (ст. 18 Устава), в нем содержатся положения о правах граждан Союза и принципах их осуществления. Принципу равенства посвящены ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15, п. "л" ст. 9, ст. 10, которыми обеспечено равенство социально-экономических и политических прав граждан, в частности получение всех видов образования, медицинской помощи, трудоустройство и оплата труда, приобретение и использование имущества. Из политических прав гражданам Союза предоставлены избирательные права: активное и пассивное (ч. 4 ст. 18, ст. 26), право быть должностными лицами в органах Союза (ч. 1 ст. 33), из личных прав - право граждан Союза на свободное передвижение по его территории и постоянное проживание в ее пределах и другие.
Однако проблемы и сложности реализации союзного гражданства не только не были решены Уставом, а наоборот, несколько обострились, поскольку механизм приобретения союзного гражданства и документального его подтверждения названным правовым актом не предусмотрен. Срочно потребовалось в связи с этим Парламентскому Собранию Союза ставить вопрос о подготовке проекта Союзного закона "О гражданстве". Активность Государственной Думы Федерального Собрания РФ проявилась в ее заявлении от 9 сентября 1998 года"О мерах по укреплению Союза Беларуси и России в связи с ситуацией в РФ", в котором сформулировано предложение о разработке законодательной рекомендации Союза "О введении единого гражданства Союза России и Беларуси"13. Затем последовал ряд соглашений между участниками СНГ, в частности "Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства"14, а также Федеральный Закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 года15.
Нормы перечисленных документов развивают идею союзного гражданства тем, что право на упрощенный (регистрационный) порядок приобретения гражданства возникает при наличии одного из условий: состояния в гражданстве одной из Сторон соглашения; факта рождения или проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года; наличия у заявителя близких родственников, постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами; снятия временных ограничений для постоянного проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.
Кроме этого, Соглашением гарантируется недопустимость состояния двугражданства и безгражданства, регламентируются вопросы гражданства детей. Допускаются и более льготные условия приобретения гражданства, если они предусмотрены национальным законодательством Стороны или международными соглашениями, участником которых она является. Следует подчеркнуть, что данное Соглашение максимально приближено к национальному законодательству о гражданстве Сторон, его подписавших, а также обозначена тенденция унификации национальных законодательств о гражданстве.
Весьма непростую и противоречивую конструкцию института гражданства Союзного государства предлагает Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года16 (далее Договор). Специфика данного института по указанному Договору обусловлена сохранением Россией и Беларусью своего собственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, символики и других атрибутов и признаков самостоятельного государства с одновременным провозглашением названных атрибутов Союзного государства. Особая форма объединения России и Беларуси отразилась на содержании правовых институтов, обеспечивающих учреждение признаков и статуса в целом нового государства.
Следует признать позитивным закрепление в Договоре новых, по сравнению с предыдущими актами, положений; им дополнены и конкретизированы нормы Устава 1997 года о гражданстве и о правах граждан Союзного государства, предложен первоначальный вариант механизма правового обеспечения вопросов гражданства. В связи с этим появляется надежда на то, что установление единого Союзного государства облегчит свободное перемещение граждан обоих государств в пределах территории России и Беларуси, предоставит широкое поле для трудовой, предпринимательской и иной деятельности граждан, упростит выбор места проживания и поддержание родственных связей. А расширение полномочий в политической сфере выразилось в закреплении прав граждан Союзного государства избирать и быть избранными в Парламент этого государства, а также права на создание союзных общественных объединений.
Гарантией перечисленных возможностей можно считать положения Договора о равенстве прав и обязанностей граждан на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь, а также нормы Договора о признании и гарантировании Союзным государством прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
Важной гарантией реализации и защиты прав и свобод граждан Союзного государства следует признать положение о создании Союзной Комиссии по правам человека (ст. 65 Договора). И хотя условия ее формирования, состав, компетенция, порядок работы Договором не урегулированы, а отнесены к предмету Положения об этой Комиссии, сам факт ее конституирования можно считать началом создания защитных механизмов прав человека в Союзном государстве.
Необходимой предпосылкой получения гражданства Союзного государства Договором признается приобретение гражданства государства-участника. Но при этом за последним сохраняется правомочие по законодательному регулированию вопросов приобретения и прекращения своего гражданства вплоть до принятия союзного акта в области гражданства. Из этого следует, что создание Союзного государства и установление его институтов не сможет не затронуть внутригосударственные интересы субъектов этого объединения. Необходимость взаимоучета интересов может столкнуться с рядом проблем, отдельные из которых очевидны уже сегодня. Не беспочвенны, к примеру, дискуссии о том, следует ли расценивать как двойное гражданство принадлежность лица одновременно к гражданству Союзного государства и к гражданству одного из государств-участников.
Вполне вероятна постановка вопроса об обязательности для граждан России и Беларуси состояния в гражданстве Союзного государства. Или же такое состояние возможно только на добровольной основе, по волеизъявлению лица. В связи с этим весьма проблематичной становится объективность оценки юридической значимости последствий автоматического признания граждан России, равно как и граждан Беларуси, гражданами Союзного государства и подтверждение этого факта паспортами обоих государств в равной мере.
Представляются возможными и допустимыми несогласованность и противоречия между национальным законодательством России и Беларуси в области прав и свобод граждан, а также по вопросам приобретения и утраты гражданства. Неустоявшийся характер института союзного гражданства подтверждается тем, что в каждом из государств - России и Беларуси - по-своему идут процессы формирования избирательного, трудового, административного, налогового и иного законодательства и практики его применения. Все это в конечном итоге ведет к нарушению принципа равноправия граждан Союзного государства.
Перечень проблем можно оставить открытым, но необходимо сформулировать главную из них. Ее суть, на наш взгляд, состоит в том, что в новом Союзном государстве, также как и в бывшем СССР, представлены к объединению субъекты с разной формой государственного устройства: Беларусь - унитарное государство, Россия - федерация. Каким окажется влияние формы государственного устройства каждой из объединяющихся сторон на решение вопросов гражданства, а также на обустройство иных государственно-правовых институтов? В Советском Союзе, как известно, это привело к нивелированию федеративной природы РСФСР в рамках СССР и сказалось на ущемлении прав субъектов малой федерации. Поэтому нынешние субъекты России, памятуя имевший место опыт, вряд ли согласятся на какие бы то ни было изменения своего приобретенного статуса. Не согласится и Беларусь на изменение своего статуса суверенного государства на статус субъекта России.
Достаточно наглядно обозначенная проблема просматривается в характеристике института гражданства Союзного государства. В нем практически представлено сочетание гражданства унитарного государства с гражданством федеративного государства. В результате этого следует оценивать три разновидности гражданства, в совокупности представляющие собой своеобразную пирамиду, каждый уровень которой порождает и соответствующий ему статус личности.
Большие надежды в разрешении указанных проблем возлагают на реализацию программы правотворческих работ, вытекающей из анализа Договора о Союзном государстве. В соответствии с п. 6
ст. 14 Договора современную (то есть действующую) правовую основу для решения вопросов гражданства составляют:
- национальные законодательные акты России и Беларуси по вопросам гражданства;
- договоры и соглашения (не утратившие силу) между Беларусью и Россией по вопросам гражданства;
- настоящий Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 года в части, касающейся вопросов гражданства;
- международно-правовые акты по вопросам гражданства, признаваемые на территориях Беларуси и России.
Программа дальнейшего развития правовой основы Союзного государства для решения вопросов гражданства и определения правового статуса личности включает разработку и принятие:
- нормативного правового акта Союзного государства по вопросам гражданства;
- Положения о Союзной Комиссии по правам человека в Союзном государстве;
- нормативного правового акта по вопросам избирательного права для обеспечения участия граждан Союзного государства в формировании его Парламента;
- нормативного правового акта о порядке назначения на должности и освобождения от них должностных лиц органов Союзного государства: Высшего Государственного Совета, Совета Министров, Суда Союзного государства, Счетной палаты Союзного государства, Союзной Комиссии по правам человека;
- нормативного акта о союзных общественных объединениях.
Виды перечисленных актов устанавливаются в соответствии со статьями 17, 18 и 59 Договора. Предмет их правового регулирования пока еще просматривается недостаточно отчетливо. Но уже сегодня очевидно, что разработка указанных документов потребует внесения новых положений в Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь, принятия новых законов или новых редакций законов о гражданстве, а также обновления норм других институтов и отраслей права в каждом из субъектов союзного государства - как существующих, так и изъявивших желание войти в Союз. Договор о создании Союзного государства открыт для подписания и присоединения к нему других государств в соответствии с его статьей 65.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Договор о создании Союзного государства. Подписан 8 декабря 1999 г., ратифицирован ФЗ N 25 от 2 января 2000 г., вступил в силу 26 января 2000 г. // Собрание Законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 786.
2. Кроме указанного выше Договора, в их числе следует назвать:
- ФЗ от 21 мая 1996 г. N 43-ФЗ "О ратификации Договора об образовании сообщества России и Белоруссии";
- ФЗ от 21 мая 1996 г. N 44-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях";
- ФЗ от 31 июля 1996 г. N 105-ФЗ "О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля";
- Договор между РФ и Республикой Беларусь от
2 апреля 1997 г. "О союзе Беларуси и России";
- Устав Союза Беларуси и России и другие.
3. Обзор перечисленных документов см.: Рачков И.В. Правовая регламентация гражданства Европейского Союза // Государство и право. 1999. N 8. С. 75-81.
4. См.: Мицкевич А. В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996.
5. Миронов О.О. Гражданство Российской Федерации // Представительная власть. 1996. N 9-10. С. 73.
6. Прейсс У.К. О концепции европейского гражданства // Российский бюллетень по правам человека. М., 1996. Вып. 8. С. 129-137.
7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 100-113.
8. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. N 5. С. 5.
9. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992. С. 73.
10. Смирнова Е.С. Европейское гражданство - идея и практическая реализация // Журнал российского права. 2000. N 1. С. 81.
11. См.: ФЗ от 21 мая 1996 г. N 43-ФЗ "О ратификации Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии" // Российская газета. 1996. 3 апреля.
12. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. // Российская газета. 1997. 24 мая.
13. См.: Российская газета, ведомственное приложение "Экономический союз". 1998. 24 октября.
14. См.: ФЗ от 02.01.2000 г. N 18-ФЗ "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 139.
15. См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 24.
16. См.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 7.

2001 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533266
Перв. публик.: 16.12.01
Последн. ред.: 16.12.08
Число обращений: 277

  • Бутько Людмила Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``