В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Васильев: Россия: от империи к империи? Назад
Анатолий Васильев: Россия: от империи к империи?
Вначале несколько слов об этимологии понятия "империя". Первоначально слово "империя" означало полную власть высших древнеримских правителей - консулов, диктаторов. В последующем эти лица, обладающие всей полнотой власти, стали называться императорами, а подвластная им территория - империей.
В истории человеческого общества существовало несколько империй: Римская, Византийская, Российская, Французская при Наполеоне I и Наполеоне III, Австро-Венгерская, Британская. В настоящее время империей признается государство, созданное насильственным путем, в основном в результате завоевания других стран, составные части которого имеют различный правовой статус: они не равноправны как по отношению друг к другу, так и по отношению к центральной власти.
Так, например, в состав Британской империи входили колонии и доминионы. При этом колонии были полностью зависимы от Британской Короны, а доминионы имели статус во многом самостоятельного суверенного государства. Но и те, и другие были присоедины к Англии в результате завоевания.
Аналогичное положение существовало в Российской империи, созданной также во многом насильственным путем. Российская империя состояла из губерний и областей, а также Варшавского, Иркутского, Киевского, Московского, Приморского, Степного, Туркестанского и Финляндского генерал-губернаторств, Бухарского и Хивинского ханств и Урянхайского края (нынешняя Тыва).
Составляющие Российскую империю образования не были равноправными. Так, губернии, не входившие в генерал-губернаторства, не обладали никакими самостоятельными правами и полностью подчинялись центральной власти. Генерал-губернаторства, в первую очередь Финляндия и Польское княжество, были во многом самостоятельными государствами, а Бухарское и Хивинское ханства подчинялись "белому царю" чисто номинально.
Более того, неравноправное положение подданных Российской империи, проживающих на разных территориях, было закреплено законодательно. Так, жители Сибири, Казахстана назывались инородцами, и их правовое положение регулировалось специальными актами - "Уставом об управлении инородцев" и "Степным положением".
Такое государственное устройство во многом сохранилось и после Октябрьской революции 1917 года и создания СССР. Хотя юридически провозглашалось равноправие всех союзных республик, на практике этого не было. Так, например, во времена Сталина население Грузинской республики не платило налоги, а Грузия не участвовала в формировании союзного бюджета. В последующем значительными привилегиями пользовалась Украина. Она вначале формировала свой республиканский бюджет, а оставшиеся средства передавала в союзный. Кроме того, она имела право устанавливать свои цены на железнодорожные билеты, телефонные переговоры, почтовые отправления, продукты питания. В этих вопросах на нее не распространялось союзное законодательство.
Украина и Белоруссия были членами ООН, то есть имели международно-правовой статус, которым другие республики не обладали. В РСФСР же в период советской власти отсутствовали некоторые важные министерства и ведомства, имевшиеся в других республиках. Многие вопросы, связанные с РСФСР, решали союзные органы. Нередко отсутствовал свой высший партийный орган - реальный источник власти.
Другие нации и народы даже законодательно во многом были ограничены в своих правах. Так, правовой статус автономных республик, автономной области, автономных округов был значительно уже по сравнению с союзными республиками. А края и области вообще не обладали никакой самостоятельностью.
Следует также отметить, что Советский Союз сохранялся как единое государство во многом в результате насильственного удержания союзных республик в едином государстве. И как только центральная власть ослабла, советская империя начала разваливаться. И даже прямое вооруженное насилие в Прибалтике, Азербайджане, Грузии не спасло Советский Союз от распада. Такова судьба всех империй. Они не существуют долго и тотчас распадаются, как только исчезнет насильственное удержание их в едином государстве.
Став самостоятельным государством, Россия провозгласила себя федерацией, которая получила название асимметричной. На самом деле понятие "асимметричная федерация" есть фиговый листок, прикрывающий во многом совершенно другое государственно-правовое образование. И это образование представляет собой империю, поскольку федерация предполагает равноправие всех субъектов федерации по отношению друг к другу и к центральной федеральной власти, чего, к сожалению, в современной России нет.
Образование Российской Федерации началось с заключения Федеративных договоров по образцу образования Соединенных Штатов Америки. Некоторые ученые Российскую Федерацию стали называть договорной. Однако "договорная" федерация в России и в США - совершенно разные вещи.
США образовали штаты, которые были до этого самостоятельными государствами. Они объединились в единое федеративное государство, подписав соответствующий договор.
В России одним из участников федеративных договоров была центральная федеральная власть. И договоры были не об образовании федерации, а о разделении предметов ведения и полномочий между субъектами федерации и центральной властью. При этом основные, главные властные полномочия были закреплены за органами центральной федеральной власти.
Были заключены три договора: 1) о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; 2) о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; 3) о разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Из названия этих договоров видно, что правовое положение субъектов федерации, названных в трех договорах, не одинаково. Если республики называются суверенными, то в двух других договорах эти характеристики субъектов федерации отсутствуют.
Данное положение свидетельствует не только о неравноправии субъектов Российской Федерации, но и о том, что это неравноправие установлено центральной властью, что характерно для империи.
В последующем положение о том, что республики суверенны, нашло отражение в Конституции РФ. В п. 2 ст. 5 Конституции записано, что республика является государством. Другие субъекты федерации государствами не являются.
В перечень республик - субъектов Федерации- были включены наряду с другими Чеченская республика, хотя она не подписала Федеративный договор и до принятия Конституции РФ заявила о выходе из состава России, а Республика Татарстан, также не подписавшая Федеративный договор, провозгласила, что находится с Россией в отношении "ассоциированного членства", основывающегося на нормах международного права1.
В Конституции закреплены и некоторые другие положения, свойственные империи. Так, например, основным учредительным нормативным правовым актом республики, определяющим ее статус, согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ является конституция республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется уставом, который "имеет более узкий предмет регулирования", то есть обладает ограниченной юридической силой по сравнению с Конституцией республики2.
Более того, в ст. 66 п. 3 Конституции РФ предусмотрено принятие федерального закона об автономной области, автономном округе, который во многом может заменить их устав. Тем самым правовой статус этих субъектов федераций может быть установлен центральными органами власти. В результате автономная область и автономные округа оказываются в неравноправном положении в отношении центральной федеральной власти по сравнению с другими субъектами федерации, что также свойственно только империи.
Важным признаком неравноправия субъектов Российской Федерации является закрепленное в ст. 68 п. 2 Конституции РФ право республик наряду с общегосударственным языком устанавливать собственные государственные языки, чего не имеют права делать автономные области и автономные округа, как и республики образованные по национальному принципу и имеющие свои национальные языки.
В ст. 66 п. 4 Конституции записано, что один субъект федерации входит в состав другого субъекта федерации. Данное положение свидетельствует не только о неравноправии этих субъектов федерации, но и об определенной зависимости и подчиненности одного субъекта федерации другому, поскольку на практике имеют место случаи, когда акты субъекта федерации, включающего в себя другой субъект федерации, в определенной степени являются обязательными для последнего
Данное положение свидетельствует не только о том, что России свойственны черты империи, а и о прежнем, совершенно произвольном советском государственном устройстве, не отвечающем правовым положениям федеративных государств, хотя Россия согласно ст. 1 п. 1 Конституции РФ провозглашена федеративным и правовым государством.
После принятия Конституции РФ со многими субъектами федерации были заключены отдельные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации. В результате в России продолжилось формирование империи. Так, в ст. I Договора, заключенного 3 августа 1994 г. между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан, записано, что "Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации".
Согласно ст. II Договора, заключенного 15 февраля 1994 г. между Российской Федерации и Республикой Татарстан, к компетенции субъекта федерации - Республики Татарстан - отнесены полномочия по осуществлению помилования осужденных лиц, установлению порядка прохождения альтернативной гражданской службы вместо военной, участию в международных отношениях и т.д.
Названные полномочия согласно пп. к), м) ст. 71. Конституции РФ отнесены к предметам ведения федеральных органов. В частности, помилование, согласно ст. 89 п. 6 Конституции РФ, осуществляет Президент РФ.
Аналогичные положения или близкие им были записаны и в других договорах, заключенных между Российской Федерацией и субъектами федерации.
Данные договоры создавали условия для дальнейшего формирования России как империи и способствовали развитию центробежных устремлений многих субъектов федерации, в первую очередь республик. Этот процесс был приостановлен созданием федеральных округов. Однако их формирование имеет двойственное значение. С одной стороны, созданные на основе равноправия округа в определенной степени нивелировали неравноправное положение субъектов федерации и укрепили федеративную государственность России. С другой стороны, появилось второе, дополнительное звено, которое несвойственно федерации. Данное обстоятельство создает двойственное положение в статусе субъектов федерации и их взаимоотношениях с центральной федеральной властью.
Создание округов не ликвидировало имперские черты, свойственные Российской Федерации, поскольку они закреплены в конституции РФ. Поэтому, чтобы превратить Россию в действительную федерацию, необходимо внесение изменений в Конституцию РФ, о чем высказываются многие политики и ученые нашей страны.
Однако существует и другое мнение, а именно: в изменении Конституции РФ нет необходимости. Ее нужно исполнять, а для ее изменения время еще не пришло. Такую позицию занимает и Президент РФ.
В результате в общественном мнении имеет место постоянное, как говорят, брожение умов: Конституция несовершенна. Это - факт. Изменять ее пока нельзя. Ситуация достаточно неустойчивая. Сколько можно жить по несовершенной Конституции, которая мешает нормальному функционированию нашего государства и общества, создает сложности во взаимоотношениях субъектов федерации, имеющих различный правовой статус, постоянно проверяет на прочность федеральную власть. Когда и как разрешится данная проблема - сказать трудно.
Однако из этой кажущейся тупиковой ситуации есть некоторый правовой выход без изменения Конституции и без социальных потрясений. Эту проблему в значительной степени может решить Конституционный суд РФ путем толкования текста Конституции РФ.
Известно, что в начале любой конституции излагаются наиболее важные, главные положения, которые раскрываются в последующих ее статьях, являющихся менее значимыми. Это обстоятельство может быть использовано при толковании. Так в ст. 1 Конституции РФ, провозглашающей основополагающие характеристики России, сказано, что она - федеративное государство. Это означает, что все последующие положения Конституции, нарушающие этот принцип применительно к отдельным субъектам федерации, не могут действовать.
Ст. 5 Конституции начинается с положения о том, что все субъекты Российской Федерации - равноправны (п. 1). Положение этого пункта нарушается следующим по очередности п. 2, в котором говорится, что республики являются государствами и имеют Конституции. Другие субъекты федерации не являются государствами и имеют Уставы, то есть акты, свойственные самодеятельным и другими общественными организациями, коммерческим и иным предприятиям.
Однако согласно п. 1 ст. 5 Конституции РФ, провозгласившему равноправие субъектов федерации, следует признать, что на них на всех в равной степени распространяется право быть государством и иметь Конституцию.
Подобным образом можно дезавуировать и все другие положения Конституции РФ, характеризующие Россию как империю, и тем самым в определенной степени уменьшить существующие в реальной жизни противоречия между субъектами федерации, нациями и народами нашей страны.

1 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994. С. 318.
2 Там же. С. 320.


2002 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533286
Перв. публик.: 16.12.02
Последн. ред.: 16.12.08
Число обращений: 238

  • Васильев Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``