В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Кризис: Простые истины Назад
Леонид Черток: Кризис: Простые истины
На минувшей неделе жители Архангельской области знакомились со своим губернатором. Нет, я не забыл, что инаугурация Ильи Михальчука состоялась больше полугода назад. Да и на телеэкранах он частый гость. Просто первое открытое обращение к областным депутатам, читай, ко всему подшефному народу, событие знаковое, о многом говорящее. Вспомните, как его предшественник появился бледной тенью в эфире весной 2005 года. Тогда он тусклым голосом фактически повторил основные тезисы хулимого им Ефремова. По тексту всё было зашибись, но интонация вселяла тревогу. Перед нами предстал абсолютно несамостоятельный человек, тупо тянущий навязанную кем-то лямку. На деле так оно и вышло...

Трудно представить, что выдал бы нам Николай Иванович в разгар жесточайшего экономического кризиса. У меня есть два варианта. Или мы узнали, что наша область стоит в особой природной зоне, недоступной финансовым бурям - сплошные оптимистические показатели и предпосылки к уверенному росту. Или глава региона просто расплакался "ну ничего не получается", и ушел в кабинет отпиваться бифидоком. В обоих случаях было бы не только стыдно за власть, но и губительно. Уж лучше горькая, но правда. Желательно с ответом на извечный русский вопрос - "что делать?". Кто виноват, знаем сами...

Так вот, мой личный респект Илье Михальчуку и за содержание послания, и за форму подачи. Недалеких слушателей губернатор не особо напугал, вдумчивым дал повод задуматься над сложной ситуацией. Здесь он проявил себя более реалистичным стратегом, чем даже (эх, пропадай моя головушка) премьер-министр страны, обещавшего бороться с кризисом в отечественном автопроме путем пересадки праворульного Приморья на леворульные "Жигули".

Теперь по тексту и смыслу сказанного. Самый мощный удар финансовой стихии пришелся на бюджетообразующую лесную отрасль. Основные доноры, ЦБК, находятся в глубокой стагнации, спрос на целлюлозу и картон падает во всем мире. Соломбальский комбинат фактически приостановил работу, трудовой коллектив ждет списков "на вылет". А куда деваться, если в мире повсеместно падают потребительские индексы и, соответственно, спрос на упаковочный картон. Правда, кризис когда-нибудь закончится, объемы производства восстановятся. И кто тогда целлюлозу варить будет? В принципе, этим профессионалам своего дела даже некуда уехать в поисках лучшей доли, ситуация везде одинаковая. Зная рабочую гордость, мне плохо верится, что оставшиеся не у дел пролетарии смогут пересидеть трудные времена за прилавком оптового рынка или с подносом официанта в руках. Для них более естественно взять в руки топоры и отправиться... нет, не на "большую дорогу", а в зимний лес.

Но ведь кризис затронул все крупные ЛДК без исключения. Здесь ключевое слово "крупные". Они по определению более затратные и менее мобильные, чем мелкие. А у нас беда, по оценкам экспертов доля малых и средних предприятий составляет лишь 13 % от общего промышленного потенциала области. Зато есть немало так называемых "черных лесорубов", добывающих хлеб насущный на незаконных вырубках. Об их существовании знают, неоднократно пытались бороться, всё бесполезно. Михальчук предлагает этих "вредителей природы" легализовать, та же налоговая амнистия. Что, в принципе, правильно, если по любому тащат из леса, пусть хоть налоги с этого платят и людей к делу пристраивают. Меня одно смущает, что с такими предпринимателями будет, когда кризис кончится? Если к этому моменту власть не передумает и не даст прокуратуре команду "фас!", то крупные игроки лесного рынка их самолично передавят или подомнут под себя. Так и будем жить до следующих глобальных неприятностей в экономике?

Лес у нас, хоть и большой, но места в нем всем потенциально уволенным все равно не хватит. Особенно с учетом абсолютно не диверсифицированной областной экономики и масштабах общегосударственных проблем, когда даже работа на "Звездочке" не дает гарантии стабильного заработка. Губернатор посоветовал вспомнить о приусадебных участках, и даже пообещал позаботиться о транспорте и электричестве. Лично я в этой части послания услышал предупреждение - все еще серьезнее, чем вы думаете. С одной единственной поправкой - тот, кто и раньше использовал свои дачные сотки под полигон юннатов, и так готов во всеоружии. Только не у всех подобное счастье имеется. Если кто-то недавно обзавелся гектаром собственной земли и вместо картофельного поля поставил на нем коттедж в готическом стиле, он и так перебьется с лобстеров на "Хеннеси". Интересно, в Америке, над которой мы все посмеиваемся, теперь тоже у дома сажают? А еще меня несколько смущает коэффициент полезности такого труда. Если наше организованное сельское хозяйство загибается из-за климатических особенностей севера, то почему приусадебные участки должны бить рекорды урожая? Все равно, за заботу и предупреждение спасибо.

Уже понятно, что большинство намеченных ранее социальных программ будет свернуто по причине недофинансирования, и с этим придется смириться. Но какая из программ наиболее актуальная, а проблема болезненная? Вряд ли кто будет оспаривать - это переселение из ветхого и строительство доступного жилья. А здесь полный абзац, по сообщениям риэлтеров продажи на первичном рынке за последние три месяца практически равны нулю. Даже в Москве цены на жилье эконом-класса уверенно покатились вниз. У нас они пока стоят на месте, и все потому, что класса этого практически нет, как, впрочем, и среднего среди потенциальных покупателей. Областные строители вообще готовы свернуть свою деятельность и непонятно, чем заняться. Областная администрация предлагает им урезать аппетиты до 5 % с прибыли, чтобы удержать рынок жилья, как таковой. Застройщики сопротивляются, настаивают на снижении налоговой базы, обуздании роста цен на стройматериалы и энергетику. В ответ чиновники грозятся пустить на родную землю иногородние компании.

С моей точки зрения, лукавят и те и другие. Как будто никто не знает, что половина стоимости квадратного метра жилья составляет плата за различные разрешения и землеотвод. Ах, эту коррупцию мы уже победили? Тогда почему цены сразу не упали процентов на 40, и чем занимается антимонопольный комитет? Братцы, в нашей стране острого квартирного дефицита, испортившего не одно поколение россиян, строительный бизнес является самым рентабельным после торговли оружием и наркотрафика, иначе жена московского мэра им так истово не занималась. Пора бы отставить вредную привычку работать исключительно за 200 % прибыли, те времена давно прошли.

Но и пугать варягами тоже не стоит. Серьезные компании с солидным оборотом и низкими ценами приходят в чужую область только под солидный заказ. А его нет, и в ближайшее время не предвидится. Ни у Москвы, ни у области, ни у граждан элементарно нет денег, ипотека у нас сдохла еще на периоде зачатия. Раньше надо было иногородние строительные фирмы пускать, я об этом писал последние четыре года.

Но что меня конкретно бесит, так это позиция наших "естественных монополистов" с их неестественным равнодушием к общим проблемам. Сам сторонник свободного рынка, но ведь в общем доме настоящий пожар начался! Однако "Архэнерго" на голубом глазу заявляет - никаких уступок строителям, не наши проблемы. Не то, что снижать не собираются, но и повысят с первого января наступающего года. Соответственно, это отразится на всех сферах экономики и на наших карманах. Несмотря на слезные, но пока бесполезные просьбы к руководству страны обуздать чьи-то ненасытные аппетиты, губернатор прямо дал понять, что особо рассчитывать на федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ и общее снижение тарифов не стоит. Особенно Архангельской области, давно и безнадежно отстающей из-за чиновничьей неповоротливости - многие бюджетные организации так и не озаботились установкой приборов учета. Именно поэтому для действующего губернатора наступает момент истины - договориться, а где-то и надавить. Пусть методы сомнительны с этической точки зрения. Но ведь пошла настоящая война за выживание, а на ней, как известно, победителей не судят.

Что особенно отличало послание Ильи Михальчука от аналогичных актов его предшественников, так это серьезный до тревожности тон и жесткость формулировок. Все-таки перед ним в "тронном зале" сидели люди, наиболее защищенные в социальном плане. Вряд ли кто-то из них попадет под увольнение, как обычно сокращать будут среднее звено и технический персонал. Поэтому не лишним было напомнить, кто кому служит - чиновники народу или наоборот. Отсюда часто повторяющиеся "усердно", "срочно", "с полной отдачей", "за работу". Дошло ли призывы до нужных ушей и мозгов?

Очень скоро мы почувствуем это на себе...


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 534647
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 22.12.08
Число обращений: 116

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``