В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Черток: Туркмения: `Одна сатана` Назад
Леонид Черток: Туркмения: `Одна сатана`
Туркмения подводит итоги выборов в местный парламент, меджлис по-ихнему. Что характерно, российские официальные общедоступные СМИ практически обошли своим вниманием знаковое событие в жизни своего среднеазиатского партнера, когда-то входившего в семью братских советских народов. Какую-либо информацию можно было отыскать только в Интернете. Этому феномену информационной нерасторопности я нахожу два объяснения. Или результат настолько предсказуем, что о нем неудобно было говорить, дабы еще раз не подчеркивать абсолютную тоталитарность местной власти. Или не такие уж они друзья, да и партнеры не очень-то надежные.

Однако выборы эти не были рядовыми. Во-первых, впервые за последние 5 лет местный парламент не будет носить чисто декоративную функцию, создавая плохо скрытую иллюзию демократических процессов. Напомню, в 2003 году уже больной на всю голову тогдашний Туркмен-баши Сапармурат Ниязов заподозрил народных избранников в заговоре против своей драгоценной персоны. Парламентарии немедленно были отлучены от дел, а для коллективного управления страной был создан некий Общественный совет, членов которого единолично избирал президент. Кстати, от этого жизнь страны нисколечко не изменилась, авторитаризм оставался авторитаризмом, так как "закручивать гайки" дальше было просто некуда.

Во-вторых, парламентские выборы состоялись, чуть ли, не день в день с двухлетней годовщиной смерти Ниязова. Вокруг его безвременной кончины до сих пор полно слухов и неясностей. В свои "почти 70" "Президент-Солнце" внешне выглядел на все 50, только волосы в черный цвет красил. Понятно, что туркменская общедоступная медицина уже два десятка лет находится в состоянии полной стагнации и пользуется исключительно советскими наработками. Дело в том, что если кто-то из талантливой студенческой молодежи и вырывался на европейские просторы по грантам, то редко возвращался назад. Да и свое правительство не особо отпускало на сторону, чтобы либеральную ересь с собой не везли. Возможно, кто-то из отпрысков приближенных к президенту и вернулся, но мы-то с вами знаем, какой багаж знаний у этих блатных.

Но это все касается простых смертных. Сапармурат имел возможность пользоваться всеми достижениями мировой науки, благо газовых денег на небольшую кучку современных баев хватало. Так же не надо забывать и о чудесах восточной медицины. Все равно, не уберегли светоч. При этом личный доктор "отца всех туркмен" и действующий министр здравоохранения неожиданно занимает его трон, хотя по логике первым должен попасть под обвинение в преступной халатности. Еще два года назад в прессе высказывались мнения, к которым я тоже склоняюсь - в Туркмении произошла сексуальная революция, власть взяли "органы". Наверное, так оно и есть. Однако никакой катастрофы не случилось. Газ поставляется, о ценах договариваются, при чем с оглядкой на российскую внешнюю политику, все бы так.

Но, главное, республика продолжает оставаться в стороне от опасных игр в исламский фундаментализм, так популярный сегодня на Востоке. Ту же политику проводил и бывший президент. Только не надо думать, что делалось это из цивилизованных соображений. По сути, продолжение коммунистических традиций начала прошлого века, когда большевистская верхушка решила подменить собой всех святых мировых религий одновременно. Молиться можно исключительно на конкретного человека, в чьих руках жизни и судьбы, точка. Мечети, конечно, были и есть, но они скорее выполняют функцию "кабинетов психологической разгрузки". Другое дело, что России на это наплевать, главное, чтобы не бузили и цветных революций не устраивали. Как по западным сценариям, так и по восточным.

Но вернемся к сегодняшним туркменским реалиям. Кое-какой позитив все же есть. Впервые парламентские выбора соблюли видимость альтернативной основы, на 125 мандатов претендовали 288 кандидатов. Впервые на избирательные участки было допущено ограниченное число наблюдателей от ОБСЕ, кажется, числом 8 человек. И все они благосклонно отнеслись к происходящему, никаких публичных заявлений и разоблачительных скандалов.

А что, собственно, разоблачать? Оппозиции как таковой в республике нет, да еще перед выборами объявили ограниченную амнистию политзаключенным. Сам же рядовой избиратель дал явку в 94 %, характерный показатель для любого тоталитарного режима. Но здесь эта внушительная цифра выглядит отвязанным вольнодумством, в советские времена в урны кидали заранее помеченные бумажки все сто. Из редких интервью граждан избирательного возраста, рискнувших пообщаться с иностранными корреспондентами, становится ясно - они понятия не имели, за кого конкретно проголосовали, информации о кандидатах было ноль. Да и какая разница, если предвыборная борьба развернулась между представителями пропрезидентской Демократической партии и проправительственного Общественного движения "Галкыныш". Так сразу и вспоминается "нерушимый блок коммунистов и беспартийных". Или народная поговорка: "Муж и жена - одна сатана". Что, в сущности, одно и то же.

И все-таки движение пошло. Видимо, невзрачному Гурбангулы Бердымуххамедову надоела роль бледной тени своего яркого предшественника. А как еще проявить себя, если не борьбой с последствиями "культа личности"? Не как Хрущев со своей оттепелью, по восточному осторожно, постепенно, чтобы собственный народ в демократический блуд не вводить. Волевым решением президента признано, что опера и балет больше не являются искусствами, чуждыми туркменскому менталитету. В стране начинают работать мобильные телесистемы, ограниченно разрешен Интернет, на богатых домах появляются спутниковые антенны. Но это ерунда, по сравнению с указом о возвращении национального календаря, где не будет места месяцам баши и его ближайших родственников. Уже поговаривают, что не далек тот день, когда "Рухнама" исчезнет из обязательной школьной программы. Что дальше, ХХ съезд, туркменский Солженицын, "Ниязов - вон из мавзолея"?

Не знаю, насколько хватит борзости у Гурбангулы. Ему крупно повезло с собственным народом, которому, похоже, никакая демократия на фиг не сдалась, одни лишние хлопоты. Другое интересно, откуда ноги растут, и ветер перемен дует?

Да простят меня братья-туркмены, не верю я в их светлое либеральное будущее, пусть и самое отдаленное, оно им просто не нужно. Лишь бы работать, особо не задумываться, и чтобы кормили вовремя. Так же не верю в прозревших диктаторов, как официальных, так и теневых, единожды вкусивших безграничной власти, от нее сложнее всего отказываться. И местная интеллигенция тоже не похожа на нашу, сам видел.

Поэтому вывод: к переменам этим подвигнул пресловутый финансовый кризис. В Ашхабаде вовремя поняли - цены на энергоносители покатились под гору и неизвестно, когда и на какой отметке остановятся. Соответственно, надо искать иные формы заработка, а они в исторически бедной республике ограничены. Но один есть - географическое положение, соседство с Ираном и Афганистаном.

Рискну предположить, что сегодня туркменские правители всерьез рассматривают вопрос о предоставлении Западу стратегических площадок для военных операций на территории Арабского Востока, используемые, как в оборонительных, так и наступательных целях. Ради этого можно и новейшими технологиями поделиться, и кредиты дать, и глаза, на что надо, прикрыть. Время особенное, России сейчас не до геополитических маневров, внутренних проблем выше крыши.

Зато я точно знаю, в чем мне колоссально повезло. В том, что не родился под белым солнцем пустыни...


www.rusnord.ru

27.02.2008

Док. 534650
Перв. публик.: 27.02.08
Последн. ред.: 22.12.08
Число обращений: 118

  • Черток Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``