В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Творческая биография Назад
Творческая биография
Был принят в Российский государственный академический театр драмы им. А.С.Пушкина в 1975 году после окончания актерского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (класс профессора Игоря Олеговича Горбачева). Обаяние молодости, заразительность, темперамент позволили Михаилу Долгинину быстро занять ведущее положение среди молодых актеров театра. С первых же сезонов ему поручали не только эпизодические, но и главные роли. Причем его сценическими партнерами в первом же спектакле - комедии А.Н.Островского "Горячее сердце" ( 1975 г .) - оказались корифеи Пушкинского театра Василий Васильевич Меркурьев, Юрий Владимирович Толубеев. Молодой актер с честью выдержал "боевое крещение" рядом с такими признанными мастерами александринской сцены. Правда, как признался сам артист много лет спустя в одном из интервью: "эти великие актеры отнеслись ко мне очень тепло, делали все, чтобы помочь" ("Театральный Петербург". N 5 (64). Март 2004).

Второй значимой ролью в репертуаре Михаила Долгинина стал молодой Пер Гюнт в одноименной пьесе Г.Ибсена (1977). В этом спектакле молодому артисту посчастливилось работать с еще одним замечательным мастером - народным артистом СССР Бруно Фрейндлихом, который играл зрелого Пера Гюнта. Позднее эта роль по праву была названа этапной в творчестве артиста: " подлинное рождение актера Михаила Долгинина началось с роли Пер Гюнта. Здесь впервые явственно прозвучала его творческая тема - тема становления человеческой личности, выбора героем своей жизненной позиции, обогащающей, либо опустошающей душу в зависимости от того, на что направлены ум, воля, энергия Ярок и явно незауряден Пер Гюнт Михаила Долгинина. Он необычайно эмоционален и подвижен, умен и дерзок, он обуреваем мечтой о великих делах, которые помогут ему стать "владыкой мира" И хотя Долгинин играет в спектакле только молодого Пер Гюнта, он четко и весьма определенно дает ощутить в его герое ту душевную глухоту и бессердечие, которые и приведут Пер Гюнта к будущему крушению ("Театральный Ленинград". 1987. N 16 ( 17-23 апреля).

Зрители оценили раннее мастерство артиста в ролях классического и современного репертуара: Гаврила ("Горячее сердце" А.Островского, 1975), Сева ("Чти отца своего" В.Лаврентьева, 1976), Дима ("Вечерний свет" А.Арбузова, 1975), Захар ("Иней на стогах" Л.Моисеева, 1975), Ренцо ("Зеленая птичка" К.Гоцци, 1976), Павлик ("Ивушка неплакучая" М.Алексеева, 1977), Семен ("Плоды просвещения" Л.Толстого, 1978), Сережа ("Пока бьется сердце" Д. Храбровицкого, 1979), Закиров ("Тринадцатый председатель" А.Абдуллина, 1980), Аполлос ("Унтиловск" Л.Леонова, 1981), Федя ("На большой дороге" А. Чехова, 1981), Гринев ("Капитанская дочка" А.Пушкина, 1984), Железнов ("Торможение в небесах" Р.Солнцева, 1988), Медведенко ("Чайка" А.Чехова, 1990), Ждан ("Александр Невский" В.Белова, 1990), Левушка ("Сказки старого Арбата" А.Арбузова, 1990), Блэз ("Блэз" К.Манье, 1992) и др.

Помимо работы в театре Михаил Долгинин был активно снимался в кино. Широкий круг зрителей знает артиста по работам в кино и телефильмах: "Старые друзья" (телеэкранизация пьесы Л.Малюгина), "Если я полюблю", "Пропавшие среди живых", "Цыган", "Возвращение Будулая", "Россия Молодая", "Свадебная ночь" Но если в кинематографе артист чаще всего был востребован как определенный тип молодого "социального героя", то театр давал возможность полнее и разностороннее проявить артистическое дарование Михаила Долгинина, который всегда тяготел к комедийным ролям. Именно в театре он сыграл множество острохарактерных ролей - бегущий от жизненных тягот талантливый авантюрист Пер Гюнт, расчетливый приспособленец Растиньяк ("Отец Горио" О.де Бальзака, 1982), самовлюбленный мечтатель Мишенька Бальзаминов в комедии А.Островского "Женитьба Бальзаминова" (1984), лихой гусар Денис Давыдов в эпопее В.Соловьева "Фельдмаршал Кутузов" (1985), нелепый и жалкий Медведенко в чеховской "Чайке" (1990), трусоватый влюбленный Ипполит ("Не все коту масленица" А.Островского, 1991), утративший смысл существования Обломов ("Романсы с Обломовым" по А.Гончарову, 1992) и др. Роль Ильи Ильича Обломова особенно дорога Михаилу Долгинину. В недавнем интервью журналу "Театральный Петербург" актер признался: "Мне были близки не только моя роль, но и весь спектакль. Я очень четко понимал, о чем мы говорим со сцены. Каждое слово было наполнено смыслом. Возможно, дело еще и в том, что я по характеру близок ОбломовуРоль Обломова так сильно на меня действовала, что после спектакля я с трудом возвращался в реальную жизнь" (Екатерина Щербацкая. "Михаил Долгинин" //"Театральный Петербург" N 5 (64). Март 2004).

За четверть века работы в Александринском театре Михаил Долгинин сыграл около 70 ролей. В последнее десятилетие в его репертуаре были такие разные, несхожие меж собой роли как желчный отчаянный игрок штабс-капитан Соленый ("Три сестры" А.Чехова, режиссер Ростислав Горяев, 1996), галантный и безукоризненный джентльмен полковник Пиккеринг ("Пигмалион" Б.Шоу, режиссер Александр Белинский, 1998), расчетливый царедворец Рожнов ("Борис Годунов" А.Пушкина, режиссер Арсений Сагальчик, 1999), смелый, никогда неунывающий солдат Иван в спектакле по мотивам русских народных сказок "Горя бояться - счастья не видать" С.Маршака (режиссер Нора Райхштейн, 1994), водевильный влюбленный простак Нюнин ("Пара гнедых" А.Белинского, 2000), Кочкарев в гоголевской "Женитьбе" ( режиссер Александр Галибин, ввод в 2002), Андрей ("Ангажемент" по Ю.Князеву и А.Чехову, режиссер Александр Галибин, 2004), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, 2002), Управляющий гостиницей( "Тринадцатый номер" Р.Куни, 2004).
Одновременно с работой в Александринском театре Михаил Долгинин играл на сцене театра Музыкальной комедии. В оперетте С. Баневича "Судьба-индейка" по мотивам комедии А.Островского "Волки и овцы" он блистательно сыграл Лыняева. "Большой успех имел артист Александринки Михаил Долгинин, который не только ярко и сочно, в полном соответствии с законами жанра, изображал ленивого и богатого барина Лыняева, но и виртуозно исполнял довольно сложную вокальную партию" (Алексеева Е.С. "Брызги шампанского" //Санкт-Петербургские ведомости". 2001. 20.09).

Сегодня в репертуаре Михаила Долгинина роли в спектаклях Валерия Фокина. В петербургской поэме Ф.Достоевского "Двойник" Михаил Долгинин сыграл острую гротескную роль блестящего светского щеголя Владимира Семеновича, удачливого соперника главного героя (2005). А в спектакле "Ревизор" Н.В.Гоголя с 2006 года Михаил Долгинин играет роль Почмейстера. В недавней премьере театра - спектакле "Цветы для Чарли" по роману Д.Киза (режиссер Искандэр Сакаев, 2007) актер играет роль Доктора Штрауса.

Михаил Долгинин давно и успешно занимается театральной педагогикой. По приглашению своего учителя народного артиста СССР Игоря Горбачева он преподавал актерское мастерство в "Школе русской драмы", где поставил со студентами чеховские водевили "Предложение и "Юбилей". Сегодня Михаил Долгинин руководит театральной студией при Педагогическом Университете им. А.Герцена.

В 2006 году был награждён Медалью Пушкина (Указ Президента Российской Федерации N 392 от 17 апреля 2006 года).

Док. 535160
Перв. публик.: 24.12.06
Последн. ред.: 24.12.08
Число обращений: 103

  • Долгинин Михаил Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``