В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Абхазия С.М.Шамбой, Москва, 23 декабря 2008 года Назад
Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Абхазия С.М.Шамбой, Москва, 23 декабря 2008 года
Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать в Москве моего абхазского коллегу С.М.Шамбу в рамках его первого визита в Российскую Федерацию. Это событие действительно знаменательное. После того, как Россия признала независимость Абхазии 26 августа этого года и установила дипломатические отношения с этой республикой, процесс налаживания всесторонних связей идет по нарастающей. Важнейшей вехой стало подписание 17 сентября президентами Российской Федерации и Республики Абхазия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Сегодня, с только что состоявшимся обменом ратификационными грамотами, этот Договор официально вступил в силу.

На днях Посол России в Абхазии вручил верительные грамоты Президенту Республики. В ближайшее время мы развернем полноценную работу российского Посольства в Сухуме. В свою очередь, мы рады приветствовать в Москве Посла Республики Абхазия, который в самом начале следующего года также вручит верительные грамоты Президенту России.

Вслед за вступлением в силу "большого договора" перед нами серьезная и ответственная работа по укреплению договорно-правовой базы сотрудничества в самых различных областях. Сегодня мы обсудили приоритетные задачи в этой сфере. В состоянии экспертной проработки в значительной степени готовности находятся порядка двадцати отраслевых соглашений, из которых на сегодняшний день самые важные касаются сферы обеспечения безопасности. Это документы, которые будут регламентировать сотрудничество в военной сфере, вопросах совместной охраны государственной границы Абхазии. Мы договорились эту работу максимально активизировать, чтобы в начале будущего года выйти на подписание этих документов.

Разумеется, большое внимание уделяется развитию торгово-экономического сотрудничества. Идет разработка соглашений о свободной торговле, о взаимном поощрении и защите инвестиций, договоренностей в области транспорта, связи. Рассчитываем, что эта работа также будет оперативно завершена.

Конечно же, мы обсудили взаимодействие наших стран по международным проблемам и подписали меморандум, в котором, в частности, предусматривается готовность России представлять интересы Абхазии в третьих странах, способствовать сотрудничеству Абхазии с мировым сообществом в целом.

Мы обсудили итоги состоявшихся на днях третьих Женевских консультаций, "сверили часы" в отношении предстоящего рассмотрения вопроса о новых параметрах миссии ООН в Абхазии. Поддерживаем позицию руководства Республики Абхазия по вопросам дальнейшего ооновского присутствия на ее территории. Будем выступать в Совете Безопасности ООН за одобрение такого мандата ооновского присутствия в Абхазии, который был бы приемлем для Сухума. Разумеется, это предполагает необходимость учитывать новые сложившиеся на Кавказе реалии.

За последние месяцы проделана немалая работа, но предстоит сделать еще многое. Сегодняшние переговоры, безусловно, помогут двигаться в этом направлении.

Вопрос: В 2009 году заканчивает свою работу миссия ОБСЕ. Чего, по вашему мнению, она достигла? Каковы причины завершения ее работы?

С.В.Лавров: Вообще-то, миссия ОБСЕ в Абхазии не работает. Ее там никогда не было. Миссия ОБСЕ находилась в Грузии, имела отделение в Цхинвале до того, как состоялась агрессия против Южной Осетии. Миссия ОБСЕ работала в Грузии и тогда еще в Южной Осетии на основе мандата, который базировался на соглашениях, достигнутых после урегулирования грузино-югоосетинского конфликта в начале 90-х годов, и на соглашениях о создании коллективных сил по поддержанию мира. Эти соглашения более не действуют, потому что с нападением грузинского режима на Южную Осетию они были фактически разорваны, а в юридическом плане Тбилиси также заявил о том, что он из них выходит. Поэтому ни в правовом, ни в практическом смысле старый мандат не может применяться. Его срок истекает 31 декабря. Поскольку ситуация в корне изменилась, с сентября этого года мы ставим в ОБСЕ вопрос о необходимости разработки нового мандата. Проект такого мандата, который согласован с югоосетинской стороной, находится в ОБСЕ. Почему-то реакция на него последовала весьма невразумительная. Некоторые наши партнеры пытались всеми правдами и неправдами продлить старый, уже утративший всякий смысл мандат, о котором я только что сказал. Это абсолютно нереалистично, и, судя по всему, наши партнеры прекратили попытки добиться этого продления, которое было бы абсолютно виртуальным и оторванным от действительности. Но, насколько я знаю позицию югоосетинской стороны, она, в принципе, готова продолжать взаимодействовать с ОБСЕ, несмотря на все претензии в адрес наблюдателей от этой организации накануне и во время грузинской агрессии. Тем не менее, повторяю, наши югоосетинские партнеры не раз высказывали готовность согласовать приемлемый для них мандат присутствия ОБСЕ в Южной Осетии без какой-либо увязки с деятельностью ОБСЕ в Грузии, поскольку это два разных государства. Проект соглашения находится на столе в ОБСЕ, и дело не за нами.

(Добавляет после С.М.Шамбы) Говоря об ОБСЕ, я хотел бы затронуть еще один действительно важный и очень острый вопрос, где ОБСЕ действительно могла бы оказать содействие, но пока почему-то в ответ на наши обращения никаких действий не предпринимает. Я имею в виду продолжающуюся неподачу российского газа, который поступает на территорию Грузии, в Южную Осетию под надуманным предлогом необходимости ремонта газопровода. Причем, когда мы неоднократно обращали внимание наших коллег на то, что если есть нужда ремонтировать газопровод на грузинской территории, то почему этим не заняться, и когда мы неоднократно подтверждали, что газопровод на югоосетинской территории в полном порядке, нам отвечают, что "нужно проверить, обязательно нужно направить каких-то международных экспертов для обследования газопровода". Безобразный подход. Наша компания "Итера", которая занимается поставками газа в Грузию и через нее в Южную Осетию, гарантирует, что югоосетинская часть этого газопровода абсолютно функциональна. Если на грузинской территории есть какие-то проблемы, то без всяких международных экспертов "Итера" готова неполадки устранить. Еще высказывались опасения, что вокруг газопровода могут быть заминированные территории. Мы готовы и этим разминированием заняться. На все эти конструктивные предложения, направленные на скорейшее решение гуманитарной проблемы подачи газа в Южную Осетию, мы слышим только одно: "Пустите международных экспертов в Южную Осетию, потом мы будем разговаривать". Это, по-моему, абсолютно бесчеловечный подход, и, к сожалению, постановка этого вопроса нами в ОБСЕ ни к чему пока не привела.

Вопрос: Планируется ли и каким образом привлечение гражданских обществ России и Абхазии к укреплению отношений между нашими странами?

С.В.Лавров: Сегодня мы обсуждали эту тему. Безусловно, у нас уже начали развиваться в новых условиях межпарламентские связи. Мы это только приветствуем. И, конечно же, наши общественные организации должны налаживать между собой новые отношения. Это будет продолжать традицию, которая всегда существовала в отношениях между российским и абхазским народами, когда многие граждане других национальностей перебирались жить в Абхазию. Общество и в России, и в Абхазии многонациональное.

Говоря о том, какие ресурсы имеются в сфере развития контактов по линии гражданского общества, отмечу, что, насколько я слышал недавно на встрече Организации солидарности с народами Азии и Африки, Абхазия и Южная Осетия были приняты в члены этой уважаемой структуры. Так что Сергей Миронович абсолютно прав, здесь у нас широкое поле для сотрудничества, и мы обязательно будем его задействовать. Но призываю и журналистов также этому процессу содействовать. Журнал "Апсны", как я понимаю, это уже проявление активности гражданского общества в развитии контактов между двумя странами.

Вопрос: Сегодня утром агентство "Франс Пресс" распространило заявление К.Райс, которое непосредственно связано с темой сегодняшней пресс-конференции. В интервью "Франс Пресс" К.Райс сказала следующее: "Военная акция, предпринятая правительством Саакашвили, не стала неожиданностью для администрации Буша", - далее она добавляет - "я не имею в виду точное время начала операции". Хотелось бы получить ваши комментарии.

С.В.Лавров: Вы знаете, мне тут даже нечего комментировать. Хорошо хоть признаются, что знали об этом.

(Добавляет после С.М.Шамбы) В развитие слов Сергея Мироновича могу добавить другую цитату из того же источника. Когда мы неоднократно привлекали внимание наших американских, европейских партнеров к тому, куда всех нас пытается завести режим Саакашвили, из Вашингтона нам однажды сказали: "Не волнуйтесь, если он применит силу, то может забыть о членстве в НАТО". Силу г-н Саакашвили применил, но тема НАТО почему-то звучит сейчас совсем в другом ракурсе. И в заявлениях, которые сейчас раздаются из Вашингтона.


23 декабря 2008 года

www.mid.ru

Док. 536381
Перв. публик.: 23.12.08
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 16

  • Лавров Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``