В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Куприянов, Тамара Замятина: Газовый договор между Россией и Сербией Назад
Сергей Куприянов, Тамара Замятина: Газовый договор между Россией и Сербией
Ведущие :     Сергей Бунтман, Ольга Бычкова

Гости :     Сергей Куприянов, Тамара Замятина

С. БУНТМАН: Ну что же, у нас Сергей Куприянов сейчас. Алло, добрый день.

С. КУПРИЯНОВ: Добрый.

С. БУНТМАН: Здравствуйте, Сергей. Мы читаем сегодня о сделке России с Сербией, сделке с "Газпромом", мы читаем очень много здесь цифр, читаем положений, но очень бы хотелось от вас услышать такое, в чем суть этой сделки?

О. БЫЧКОВА: Что Россия приобрела на сегодняшний момент?

С. БУНТМАН: Что Россия приобретает, что Сербия приобретает, потому что сделка между двумя сторонами всегда заключается, в чем суть этой сделки экономическая, финансовая, перспективная и для развития?

С. КУПРИЯНОВ: Суть достаточно просто. Мы заключили пакетное соглашение, которое включает в себя три основных направления сотрудничества. Первое связано с развитием компании, которая называется НИС, "Нефтяная индустрия Сербии". Это вертикально интегрированная компания, которая занимается добычей и переработкой нефти, имеет свою сеть заправок. При этом объемы добычи этой компании значительно ниже, чем возможные объемы переработки. Поэтому сотрудничество с "Газпромом" в лице компании "Газпром-Нефть" для этой структуры, безусловно, очень важно и интересно, поскольку мы можем обеспечить поставки необходимого сырья и провести модернизацию этих нефтеперерабатывающих заводов, которые, что скрывать, достаточно сильно пострадали в результате известных военных событий некоторое время назад. Второй пункт нашего соглашения предусматривает прокладку по территории Сербии газопровода "Южный поток", одной из его ветвей, фактически (НЕРАЗБОРЧИВО) Сербию в достаточно крупную транзитную зону для российского газа. Третье направление сотрудничества - это переоборудование старого, истощенного месторождения газа "Банатски Двор", хранилище газа, которое сможет использоваться для увеличения поставок при пиковых нагрузках в зимний период.

С. БУНТМАН: Доля России в том, что вы перечислили, процентная доля владения оказывается достаточно большой. Сербия какую выгоду от этого получает сейчас?

С. КУПРИЯНОВ: Во-первых, наше соглашение по нефтяной компании, по НИС, предусматривает достаточно значительные инвестиции в модернизацию этих нефтеперерабатывающих мощностей. Т.е. это, в любом случае, крупные инвестиции в экономику Сербии. То, что касается строительства "Южного потока", это тоже крупные инвестиции со стороны России, "Газпрома", (НЕРАЗБОРЧИВО) возможность на протяжении длительного периода получать выгоды, связанные с использованием этих транзитных магистралей.

О. БЫЧКОВА: А вообще, если следовать тому, как в газетах комментируют это сообщение, зачем, кроме инвестиций, Сербии фактически продавать отрасль России? Газеты так пишут.

С. КУПРИЯНОВ: Дело не в том, чтобы продавать отрасли России. Решение о том, что нужно продать эту компанию, было принято достаточно давно, вопрос был в том, кому и на каких условиях. Мы сделали пакетное предложение, которое включает в себя как вопросы, связанные непосредственно с этой нефтяной компанией, так и сотрудничеством в других областях энергетики и газовой сфере. В итоге, было принято решение о том, что именно такой комплексный подход наиболее четко соответствует интересам Сербии и интересам России.

О. БЫЧКОВА: По сравнению с сегодняшним днем, как изменится эта транзитная карта российских продуктов из России в Европу? Что будет по-другому?

С. КУПРИЯНОВ: Сейчас мы прокладываем фактически новый маршрут транспортировки газа в Европу, "Южный поток". У нас есть соглашение с итальянской компанией "ЭНИ", которая закрывает вопросы, связанные с сооружением морской части этого газопровода, с российской территории до болгарского берега в районе города Варны. У нас есть соглашение с Болгарией, которое предусматривает проведение проектных работ, в ходе которых будет определен уже точный маршрут по территории Болгарии. Сербия - следующий пункт назначения российского газа по этому проекту и по этому маршруту.

О. БЫЧКОВА: Т.е. через Сербию пойдет новый газовый поток или будет переориентирован некий уже существующий?

С. КУПРИЯНОВ: Да, речь идет о новых объемах.

С. БУНТМАН: Это новые объемы, те, которые, скажем так, условно говоря, по старым потокам идут, они сохраняются в полном объеме, сокращаться будут или увеличиваться, т.е. старые будут, насколько будут использоваться старые маршруты?

С. КУПРИЯНОВ: Этот проект ориентирован на новые объемы поставок газа.

С. БУНТМАН: Т.е. увеличение будет идти в этом направлении?

С. КУПРИЯНОВ: Какого-то ущерба для наших традиционных партнеров в области транзита газа, таких, как Украина и Белоруссия, этот проект не несет.

С. БУНТМАН: Скажите, пожалуйста, Сергей, когда вы говорили, что Россия сделала предложение, что "Газпром-Нефть" сделал предложение, что решение о продаже, т.е. Сербия была готова к этой сделке достаточно давно, нужны были инвесторы, были ли у вас конкуренты, скажите, пожалуйста? Кто-то делал предложения Сербии еще?

С. КУПРИЯНОВ: Не могу говорить за других, но, насколько нам известно, конечно, были и другие претенденты на этот актив, европейские компании, какие конкретно, это вопрос, который надо адресовать сербской стороне, поскольку они вели с ними переговоры.

С. БУНТМАН: Во всяком случае

С. КУПРИЯНОВ: И они могут об этом говорить.

С. БУНТМАН: Во всяком случае, вы знаете, что были.

С. КУПРИЯНОВ: Были, да.

С. БУНТМАН: Означает ли это, что надо было действовать вам достаточно быстро, достаточно оперативно, предлагать условия серьезные?

С. КУПРИЯНОВ: (НЕРАЗБОРЧИВО) действовать эффективно, что мы и сделали.

О. БЫЧКОВА: Для того, чтобы понять эту конструкцию, этот "Южный поток" - это российский газ, который идет и обеспечивает фактически юг Европы, да?

С. КУПРИЯНОВ: Да.

О. БЫЧКОВА: Можно так сказать, и в Сербии находится такой большой вентиль, который этот "Южный поток" будет регулировать?

С. КУПРИЯНОВ: Не совсем так, это не вентиль, который будет регулировать этот "Южный поток", а это один из крупных коридоров, по которым будет транспортироваться российский газ европейским потребителям, дело не в том, где находится вентиль, а в том, что появляется новый маршрут, который позволяет обеспечить гибкость поставок, обеспечить диверсификацию маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям. В этом смысле, конечно, мы считаем, что этот проект должен быть поддержан европейской комиссией, безусловно, войти в число одного из приоритетных проектов, поскольку он реально обеспечивает повышение надежности энергоснабжения.

О. БЫЧКОВА: Но если говорить о надежности энергоснабжения, политический фактор какой имеет значение в этой всей истории? Потому что ведь все понимают, Сербия - не самая стабильная на сегодняшний день страна, с учетом того, что происходит вокруг Косова, с учетом всех опасностей, которые могут здесь реализоваться в самом худшем случае. Понятно, что если уходит Косово, Сербия этим недовольна, не дай бог, если что случится.

С. БУНТМАН: Может быть, может что-то случится.

О. БЫЧКОВА: Такая опасность существует, и Россия устами своего МИДа об этом неоднократно предупреждала, что процесс может быть непредсказуемым. Зачем там класть в то же самое время газопровод?

С. БУНТМАН: А теперь Россия - один из крупнейших инвесторов, крупнейших собственников Сербии.

С. КУПРИЯНОВ: Вы знаете, в последнее время, действительно, можно встретить в прессе какие-то увязки этих договоренностей, этих процессов с политическими вопросами. Если бы наша страна изменила свою позицию по, скажем, проблеме Косова в связи с этими договоренностями, под такого рода спекуляциями могли бы быть какие-то основания. Но, насколько нам известно, позиция по этому вопросу была сформулирована достаточно давно, она остается без изменений. Поэтому как-то увязывать наши договоренности в бизнес-сфере с политическими вопросами не совсем правильно. Что касается потенциальной напряженности в целом в этом регионе

С. БУНТМАН: Да, риски какие-то существуют?

С. КУПРИЯНОВ: и опасностей, связанных с транспортировкой газа через Сербию, на самом деле, у нас достаточно много регионов, которые сложно отнести к таким стопроцентно стабильным и предсказуе

Док. 537221
Перв. публик.: 25.01.08
Последн. ред.: 03.02.10
Число обращений: 88

  • Замятина Тамара Николаевна
  • Бунтман Сергей Александрович
  • Куприянов Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``