В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Омбудсмены сверят позиции с министром соцразвития Назад
Омбудсмены сверят позиции с министром соцразвития
На проходящем в Пушкине 2-3 июля круглом столе уполномоченных по правам человека из российских регионов федеральный омбудсмен Владимир Лукин объявил, что на 8-е число намечена встреча уполномоченных с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. У омбудсменов накопилось множество вопросов по профилю министерства, ибо довольно много случаев нарушения прав человека, прежде всего со стороны чиновников, фиксируется именно в социальной сфере.

О том, какие наиболее актуальные темы правозащитники намерены поднять в беседе с министром, "Росбалту" рассказала сопредседатель Ассоциации уполномоченных по правам человека в регионах России, пермский омбудсмен Татьяна Марголина.

- К министерству социального развития у нас есть как вопросы, так и предложения. Также мы хотим обозначить проблемы, по которым у нас есть свое мнение, но мы хотели бы сопоставить его с мнением Татьяны Голиковой. Сформулированные нами вопросы, предложения и взгляды на проблемы ориентированы именно на такой разговор.

Нам, в частности, очень важно знать, видит ли она проблему в том, что целый ряд функций от федерального центра и с местного уровня переданы региональному уровню власти. А такая проблема, на наш взгляд, существует. И сегодня гарантированных государством социальных прав по всей России практически нет.

- Вы имеете в виду пресловутый 122-й закон?

- Я имею в виду и 122-й закон тоже. Но дело в том, что острота этой проблемы некоторое количество лет не ощущалась. Вот сейчас, например, предоставление жилья инвалидам, участникам войны, "чернобыльцам", которые не встали на учет до 1 января 2005 года, относится к компетенции поселений. Сегодня в связи с реализацией 131-го закона ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - ред.) во многих регионах поселения только на ноги встают. Функционал и полномочия их определены, а ресурсов нет. Сегодня настолько критичная ситуация, что регионы в лучшем случае создали условия, чтобы поставить людей этих категорий на учет. Ресурсов в поселениях нет, и в каждом регионе разная финансовая ситуация. На учет люди поставлены, но началась проблема "долгостояния" в очереди. И у нас есть вопрос о том, как министерство социального развития видит проблему этих категорий граждан, собирается ли оно как минимум проводить мониторинг, своеобразный рейтинг среди регионов по поводу соблюдения прав граждан этих категорий. Иными словами, передав от себя полномочия, несет ли федеральный центр хоть какую-то ответственность за то, как эти права будут реализовываться. Ведь у нас не допускается ухудшение положения людей.

- Какие пути решения этой проблемы вы будете предлагать?

- Прежде всего, должен быть проведен анализ - какова за годы реализации 122-го закона динамика решения проблем этих категорий в разрезе регионов. Потому что нельзя говорить: "Берите себе полномочия" без учета региональных особенностей. Потому что есть регионы, где ресурсное обеспечение поселений как проблема не существует, хотя их и меньшинство. Может быть, надо рассмотреть механизмы межбюджетных отношений в таких регионах и выработать некие рекомендации.

Кстати, в аспекте передачи полномочий остро стоит также проблема льготного лекарственного обеспечения. С 1 января 2008 года эти полномочия передали на региональный уровень. Уполномоченный по правам человека в Самаре Ирина Скупова проводила выборочный мониторинг в регионах по этому вопросу. Ситуация не изменилась. То есть сегодня нормальной возможности получить необходимые лекарства нет. Мало того, в отдельных регионах начинается регулирование с помощью ограничения средств на лекарства. Например, не более 400 рублей, на которые можно выписать лекарства, независимо от того, какие они и какая у человека болезнь.

- Татьяна Ивановна, перечисленные проблемы носят, скорее, системный характер, и быстро решить их вряд ли удастся. Вероятно, есть моменты, на которые социальное министерство сможет влиять непосредственно?

- Да, есть, например, проблема оперативного плана, когда сотрудники министерства социального развития своевольно комментируют и трактуют законодательные акты и тем самым лишают человека права получать конкретные социальные блага. Мы говорим о праве жен военнослужащих, призванных в армию по призыву, у которых есть дети или которые беременны. Есть совершенно конкретное письмо заместителя министра, который считает, что это право не может наступить у женщины, если ее мужа призвали в армию, например, в прошлом году. То есть это требует оперативного вмешательства, инструктивного разъяснения.

Есть и проблемы другого рода. По стране прокатилась волна протестных действий людей, работавших на предприятиях, в отношении которых была проведена процедура банкротства. Работники не могут получить заработную плату как до определения этого статуса, так и в период проведения банкротства. В данном случае мы исследовали и международное, и российское законодательство. Мы предлагаем совершенно конкретные изменения в закон о банкротстве, которые позволяли бы либо сделать право получения зарплаты первоочередным, либо, как сделано в других странах, предусмотреть некие национальные фонды компенсации.

- Этот год объявлен в России годом семьи

- Да, по материнству и детству у нас целый блок вопросов. Взять хотя бы проблему обеспечения детей-сирот жильем, которая сейчас также на плечах регионов. Не решая эту проблему долгие годы и передав ее на региональный уровень, мы имеем подвижки лишь в небольшом количестве субъектов федерации. Есть решение правительства, что деньги будут выделяться из федерального бюджета напополам с региональным. У нас в Пермском крае выделяется 150 миллионов рублей в год. Но это потому, что наши депутаты настояли на выделении из региональной казны ежегодно 70-78 миллионов. В других субъектах региональная доля дотаций на жилье детям-сиротам исчисляется где-то тремя, где-то десятью миллионами, в зависимости от бюджета. Но даже в нашем регионе при таком большом количестве выделяемых средств все еще получают жилье дети, которые были поставлены на учет в 1998 году. Поэтому федеральный центр должен дифференцированно подходить к ситуации. Нельзя исходить из принципа: "Выдели, сколько сможешь, мы тебе дадим столько же". Дотационные регионы не могут решать эту проблему.

Беседовал Владимир Чичинов, Петербургский Час пик

www.rosbaltpiter.ru
Дата: 2008-07-05

Док. 537929
Перв. публик.: 05.07.08
Последн. ред.: 12.01.09
Число обращений: 92

  • Марголина Татьяна Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``