В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Григорьев: Всерьез и надолго Назад
Леонид Григорьев: Всерьез и надолго
Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев в основном докладе выделил ряд существенных моментов рассматриваемой проблемы.

Прежде всего, Л.Григорьев обозначил несколько рубежей мирового финансового кризиса и отметил, что сейчас пять первых рубежей пройдены, мир находится на шестом рубеже, а седьмой рубеж (угроза паники в сберегательной системе) является критическим с точки зрения мировой экономики. I случае, если этот рубеж будет перейден, то позитивную формулировку рубежей 8-10 заменит негативная (например, "разрушительные последствия для реального сектора", "тотальное недоверие к рынкам" и т.д.).

"Рубежи финансового кризиса"

Рубеж 1 - жилищный кризис в США и "вторичные" бумаги
Рубеж 2 - кризис ликвидности у инвестиционных банков
Рубеж 3 - паралич кредита
Рубеж 4 - кризис доверия
Рубеж 5 - мягкая национализация ключевых банков
Рубеж 6 - экономический национализм, угроза протекционизма
Рубеж 7 - угроза паники в сберегательной системе
Рубеж 8 - ограничение последствий для реального сектора
Рубеж 9 - восстановление доверия к рынкам
Рубеж 1 0 - реформа мониторинга и регулирования международной
финансовой системы

Рассуждая о фундаментальных причинах идущего кризиса Л.Григорьев заметил, что в течение последних двух десятков лет в мировой экономике наблюдался совершенно уникальный по своим масштабам и продолжительности экономический рост. Мировой ВВП (по оценкам МВФ) с 1990 по 2002 г. вырос приблизительно на 42%, а с 2002 по 2008 г. еще почти на 34%. Такой феноменальный подъем не может не сопровождаться возникновением дисбалансов которые, в свою очередь, не могут проходить бесследно для мировой финансовой и экономической систем. В частности, резкий рост цен на энергоносители означает переток ресурсов из частной промышленности развитых стран в страны- экспортеры нефти (в т.ч. и в Россию) и возврат этих средств в экономики развитых стран происходит в лучшем случае в форме вложений в государственные облигации и первоклассные активы.

Уязвимость для кризиса экономики США вызвана "тройным дефицитом": бюджетным, торговым и счета текущих операций. Активы и капитал американской банковской системы с середины 2005 г. находились примерно на одном и том же уровне, а экономический рост при этом продолжался, что объясняет бурное развитие деривативов. Кроме того, финансовая система до 2007 г. не заметила проблемы "плохих" жилищных облигаций, а жилищный кризис дал толчок кредитному. Чистое кредитование коммерческих банков со стороны ФРС достигло грандиозных масштабов. Проблема такой "мягкой национализации" (рубеж 5) состоит в простоте запуска механизма и неоднозначности способов выхода из него. Например, каким образом, сохраняя рыночные принципы невмешательства, должны вести себя государственные финансовые власти, вошедшие в капитал крупнейших банков, при действиях менеджеров этих банков, ведущих к банкротству и потере вложенных государственных средств?

Фактически, констатировал Л. Григорьев, американские финансовые регуляторы, пытаясь осуществлять регулирование американского и мирового финансового рынка, потерпели полный провал при анализе принципиальных системных рисков, более того, "потеряли" год кредитного кризиса для борьбы с системными проблемами; у банков и бизнеса доверие к ним потеряно. Аналогично американский президент не имеет права в разгар кризиса, провоцировать финансовую панику.

Перечисляя проблемы финансового кризиса в России, Л. Григорьев обратил внимание на несколько ключевых характеристик финансовой системы страны:

- низкая доля активов и доля капитала банков по отношению к ВВП, а значит привлечение масштабных кредитных ресурсов внутри страны невозможно, что вынуждает заемщиков обращаться к за рубежным источникам, часто невзирая на условия получения кредита;

- низкая доля акций в свободном обращении, а значит даже относительно незначительные объемы продаж могут спровоцировать падение рынка. В силу слабости рынка и ограниченной ликвидности кризисы на нем ощущаются гораздо острее, чем в развитых экономиках;

- значительный разрыв между накоплениями и сбережениями, составлявший в 2007 г. около 21 %. В этом году можно ожидать снижения разрыва, но не в результате разумных действий правительства по решению проблемы. Все попытки бизнеса получить в свое распоряжение средства на долгосрочное финансирование наталкивались на противодействие денежных властей, сокращавших денежную массу в экономике и фактически ограничивавших долгосрочное кредитование;

- продолжающийся вывоз капитала из страны. Экономический рост при слабости внутренней финансовой системы и концентрации сбережений у государства автоматически приводит к увеличению оттока капитала. Государство экспортирует сбережения, а частный сектор импортирует средства в том или ином виде обратно. При этом часто вывозят прямой капитал и импортируют портфельный.



По мнению Л.Григорьева, в целом антикризисные меры, предпринимаемые российскими властями, соответствуют мировой практике и в некоторых случаях опережают проведение аналогичных мероприятий в западных странах. Россия находится примерно на одной стадии кризиса с другими странами.

Л.Григорьев ожидает в результате текущего кризиса замедления экономического роста. Замедление будет сопровождаться масштабным пересмотром инвестиционных проектов в мировой системе, как и всегда в кризисе выживут более краткосрочные и более эффективные проекты, тогда как более долгосрочные и рискованные проекты со сложной схемой финансирования будут свернуты. Сейчас пересмотр инвестиционных проектов в России идет "полным ходом".


Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.



viperson.ru

Док. 538317
Перв. публик.: 09.10.08
Последн. ред.: 26.10.10
Число обращений: 78

  • Григорьев Леонид Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``