В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Дмитриев: Шедевры в `открытом хранении`... Назад
Владимир Дмитриев: Шедевры в `открытом хранении`...
Новое фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой деревне, работающее
по принципу "открытого хранения", дает посетителям возможность не только
осмотреть экспонаты уникальных коллекций, но и ознакомиться с основными
принципами и условиями размещения произведений искусства.

Введение в строй нового хранилища для одного из крупнейших в России и во
всем мире музея, который за два с половиной столетия собрал в своих стенах
около трех миллионов экспонатов, было крайне необходимо. Эрмитаж, занимающий
6 зданий на набережной Невы, а также восточное крыло Главного штаба и
Меншиковский дворец, тем не менее испытывал острый недостаток места. Не
хватало и залов для организации выставок, и специально оборудованных
хранилищ для размещения фондов, и мастерских для проведения реставрационных
работ. Строительство семиэтажного корпуса фондохранилища общей полезной
площадью свыше 16 000 кв. м. Было направлено на решение этой проблемы.
Впечатляет вместимость новых помещений, оснащенных с учетом последних
достижений инженерной и дизайнерской мысли - для обозрения всех коллекций
посетителям придется пройти по маршруту протяженностью около километра.
Просторные светлые залы со своим микроклиматом, оборудованные ажурными
стеллажами, подиумами и стендами из стекла и металла, встречают любителей
прекрасного аристократично-холодным сиянием мрамора, яркими насыщенными
цветами живописи, изяществом старинной мебели, блеском шпалер и современным
интерьером помещений. При концентрации в одном месте большого количества
культурных ценностей было особенно важно использовать современные подходы к
организации хранения, реставрации, безопасности и информационного
обеспечения. Фондохранилище оснащено новейшей охранной сигнализацией и
локальной вычислительной сетью безопасности, в том числе рабочими станциями,
обеспечивающими идентификацию личности работников и контроль доступа, а
также наблюдение за экскурсионными группами и отдельными посетителями. Для
своевременного выявления возможных очагов возгорания в здании установлены
585 дымовых и 155 тепловых извещателей пожарной сигнализации ESA фирмы ESMI
(Финляндия), превосходящей по своим техническим параметрам многие подобные
образцы. Система автоматического газового объемного пожаротушения
обеспечивает подачу в помещения газа хладона, который не оказывает
разрушающего воздействия на музейные экспонаты. Система водяного
пожаротушения включает насосную станцию и пожарный бассейн на 500 куб. м. с
автоматическим поддержанием уровня воды. Система кондиционирования и
вентиляции обеспечивает необходимый микроклимат в помещениях, а
изолятор-акклиматизатор позволяет осуществлять постепенную адаптацию
произведений искусства к новым условиям их хранения. В результате совместной
работы с более чем десятком ведущих отечественных и зарубежных фирм первая
очередь Фондохранилища была введена в строй к 300-летию Петербурга. Вскоре
здесь разместились коллекции Отдела западноевропейского искусства, Одела
истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы
и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи. В
прошлом году продолжилась перевозка фондов Эрмитажа и их размещение в
Реставрационно-хранительском центре (РХЦ) в Старой деревне. Появились новые
открытые хранения - это фрески Отдела Востока и Отдела истории русской
культуры, скульптуры Отдела античного мира и Отдела западноевропейского
искусства. В РХЦ был открыт учебный класс музейного дела, основная функция
которого состоит в соединении теории и практики, а будущие сотрудники музеев
изучают свои предметы в реальных условиях. Учебный класс "прошлое на
кончиках пальцев" дает возможность слепые и слабовидящие детям расширить
свой кругозор. Буквально, "своими руками" они воспринимают миниатюрные
ландшафты разных исторических эпох: палеолита, неолита, бронзы, железа и
раннего Средневековья. Макеты культурных слоев дарят детям радость
собственных археологических открытий. В "Театре шпалер" показ произведений
европейских мастеров чередуется в определенной временной последовательности,
что создает уникальный эффект театрального действа.

Владимир Дмитриев
Информационное Агентство "ЛАЙФ.Петербург"
17.01.2009

Док. 539223
Опублик.: 17.01.09
Число обращений: 8

  • Дмитриев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``