В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий МУКАСЕЙ: `Закрываю глаза - и вижу будущее кино` Назад
Анатолий МУКАСЕЙ: `Закрываю глаза - и вижу будущее кино`
Обсуждая тот или иной фильм, мы обычно оцениваем работу режиссера-постановщика и киноактеров. При этом нередко забываем, что картину смотрим глазами кинооператора, и любимые крупные планы, талантливо снятые сцены и панорамы - это плод его мастерства и фантазии.

Анатолий Мукасей крупнейший российский кинооператор, снявший около сорока всенародно любимых картин - "Берегись автомобиля!", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам", "Не будите спящую собаку", "Чучело". А также фильмы своей супруги Светланы Дружининой - "Сватовство гусара", всех "Гардемаринов" и сериал "Тайны дворцовых переворотов". Мы встретились с Анатолием Мукасеем в дни кинофестиваля "Вече", где с большим успехом прошла новая картина Светланы Дружининой "Виват, Анна!".

- Анатолий Михайлович, вас не раздражает в современном кино довольно примитивная, клиповая манера съемки?

- Еще как! Когда я смотрю последние фильмы, меня не покидает ощущение, что все они сняты одним режиссером, одним оператором, с одними и теми же актерами. Был недавно на кинофестивале в Выборге и обратил внимание, что чем грязнее, неряшливее снят фильм, тем выше его оценивает критика. К сожалению, настоящих мастеров изображения сегодня все меньше и меньше.

- И с чем вы связываете падение уровня мастерства?

- Раньше после окончания института молодого специалиста прикрепляли помощником к сильному оператору, чтобы набирался опыта на практике. А теперь не успел диплом получить - и сразу бросается кино снимать. Да и вообще, кино сегодня не придумывается изначально в изображении. А ведь это та же живопись, только в динамике, и каждая сцена в фильме - отдельное живописное полотно, которое нужно придумать и выстроить. Я, например, ложусь вечером, закрываю глаза и вижу будущее кино - где свет поставить, как будут двигаться актеры И если мне удастся воплотить свою фантазию хотя бы наполовину, это уже классно!

- По-вашему, компьютерные технологии обогащают или все же портят кино?

- Они, конечно, облегчают работу, но и здорово развращают операторов. Часто слышал: ну давай сейчас быстренько снимем как есть, а потом на компьютере доделаем как надо. Но "потом", как правило, ничего не происходит! Я уверен, чем натуральнее снято изначально, тем живее получается картина.

- Вы работали со знаменитыми режиссерами - Александром Зархи, Эльдаром Рязановым, Роланом Быковым Они как-то повлияли на ваше творчество?

- Знаете, на самом деле очень мало режиссеров, которые любят и ценят изображение. В современном кино это Сергей Соловьев, Никита Михалков А из тех, с кем я работал,- Ролан Быков. Это был гений во всем, и он просто обожал изображение. Он говорил так: "Знаешь, Толя, когда я снимаю фильм, для меня очень важно, чтобы вся творческая группа была талантлива - оператор, художник, актеры. Поэтому в картине я обязан для всех вас навесить клипсы". То есть придумать для каждого такой эпизод, где он сможет полностью раскрыть свой талант - актерский, операторский

- А у вас есть любимые "клипсы" - сцены из фильмов, которыми вы особенно гордитесь?

- Такого нет. Моя работа - процесс мучительный и творчески, и физически. Все время в поиске! Правда, иногда, бывает, в каком-нибудь старом фильме глаз зацепится за эпизод и думаю: "Здорово получилось! Как же это я исхитрился так снять?".

- А Светлана Дружинина как режиссер любит изображение? Все же жена оператора

- Скажем так - придает значение. Куда ей от меня деваться? И потом, она может кричать, шуметь, торопить, но пока я не выстрою кадр так, как мне нужно, я все равно съемку не начну. То, что я задержал съемочный процесс на полчаса, забудется, а результат - останется.

- На презентации "Виват, Анна!" вы обмолвились, что бюджет картины очень скромный. Но ведь у вас снимались Инна Чурикова, Алексей Петренко, Александр Лазарев, на всех роскошные костюмы, задействованы кони, натурные съемки Получается, можно снять фильм и не вбухивая в него миллионы?

- Расклад такой - "Госкино" дает 50% от общей стоимости картины в расчете на то, что найдутся спонсоры и добавят остальное. В нашем случае спонсоров не нашлось, пришлось обходиться тем, что есть. Актеры сейчас очень дорогие, но они тоже люди мудрые и если снимаются в сериалах-однодневках, то и гонорар берут немаленький, а если представляется возможность сняться в интересной роли да в хорошей компании - снижают ставки. Что касается технической стороны, приходилось идти на жертвы. Я говорю: "Света, мне завтра для съемок сцены нужен специальный кран". "Бери, - спокойно отвечает она, - но тогда мы не сможем несколько дней снимать Чурикову и Петренко". "Ладно, буду брать киноживописью", - покорно соглашался я.

- Во время съемок бывают экстремальные ситуации?

- А как же! Помню, снимали "Гардемаринов", приехали на натуру - толпа артистов, кони, техника - а снега нет! Ну не отменять же съемку. Пришлось быстро кого-то посылать, чтобы купили белых простыней, и все ими укрывать. И тут уже зависит от мастерства оператора - увидят зрители на экране снег или банальные простыни.

Был занятный случай с Домогаровым: снимали сцену, когда его герой Паша Горин ведет гардемаринов в атаку на пруссаков. Съемки проходили под Москвой, а вокруг - болота. Снимали бой, а взрывать пиротехнические заряды можно только за ухом коня - иначе он испугается и понесет прямо в болото. И вот мы начали снимать, пошли взрывы, кругом все в дыму Какое уж там ухо лошади - себя не видно! В общем, лошадь Домогарова с перепугу рванула прямо в болото. Художник по костюмам в ужасе кричит: "Только не падай в грязь, это же единственный костюм!". А Домогаров еще должен выхватить пистолет и выстрелить, да разве ему до этого Еле вытащили его и лошадь на берег. Набежали костюмеры, начали стаскивать с актера роскошный голубой камзол, а он весь в дизельном топливе - съемки-то проходили на танкодроме. Где уж наши костюмеры нашли химчистку, которая взялась за ночь это отчистить, не знаю. Но на следующий день мы эту сцену все же сняли.

- С кем-то из артистов вас связывает настоящая мужская дружба?

- Признаюсь честно, артистов не очень люблю, не мужская это профессия. Но есть трое, с кем меня действительно связывают особые отношения. Первый - Коля Караченцов, настоящий мужик и друг, всегда готов прийти на помощь. Второй - Левушка Дуров. С молодости драчун, всю жизнь борется за справедливость. Мы можем полгода не созваниваться, а встретимся - будто вчера расстались. В трудную минуту он всегда рядом. А третий - Дима Харатьян, оказался надежным товарищем. Не проходит ни одного праздника, чтобы не позвонил, часто обращается за советом. Праздновали 20-летие "Гардемаринов", он разгреб все дела и приехал. А вот Мамаев, которого до этого фильма и не знал-то никто, когда его позвали на юбилей, сказал: "Договаривайтесь об этом с моим администратором". Такое отношение, конечно, обижает. И большинство так - снимутся в фильме и пропадают.

- Говорят, Сергей Жигунов сожалеет о ссоре со Светланой Сергеевной и хочет помириться

- Не знаю, нужны ли мы ему или это очередная выдумка репортеров, но он нам точно не нужен. Не надо было хамить! В любой ситуации нужно уметь сохранять благородство и быть благодарным.

- Ваши родители - знаменитые советские разведчики-нелегалы. Предполагается, что вас ждала дипломатическая карьера

- Кино очень увлекался мой папа Михаил Исаакович. Он умер этим летом, через неделю после дня рождения - ему исполнился 101 год. Когда мне было года три-четыре, отец служил консулом в Лос-Анджелесе и часто снимал на любительскую камеру. Он много общался со звездами кино, поддерживал теплые отношения с Чарли Чаплиным. Я храню все пленки тех лет.

Когда мы вернулись в Москву, папа подарил мне фотоаппарат, научил снимать и проявлять. Вышел я во двор, а там пацаны. Наснимал я их - и бегом делать карточки. И первое потрясение: опускаю фотобумагу в раствор, а на ней начинают проявляться лица ребят Я снимок схватил - и к пацанам, ждут ведь. А он по дороге начал темнеть, и изображение пропало. Я бегом назад, опускаю снимок в раствор - вот они, мои дружки, пока к ним бегу - темнеет. Со мной истерика! Только вечером я успокоился, когда пришел отец и объяснил, что снимок нужно закреплять. Кл

Док. 539985
Перв. публик.: 15.01.09
Последн. ред.: 20.01.09
Число обращений: 18

  • Мукасей Анатолий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``