В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уральское машиностроение: пути выхода из кризиса Назад
Уральское машиностроение: пути выхода из кризиса
Глобальный экономический кризис не обошел стороной машиностроительные предприятия Уральского региона. Многие из них так и не сумели переориентироваться в новых экономических реалиях

Финансово-экономический кризис нынешнего года лишь усугубил ситуацию. В ближайшем будущем это скажется и на формировании региональных бюджетов. Как сообщают специалисты представительства Президента РФ в УрФО, "сокращение доходов региональных бюджетов по сравнению с уровнем 2008 г. предусмотрено в Челябинской области и в Свердловской области, основу экономики которых составляют металлургия и машиностроение".

Знакомые проблемы и новые вызовы

Промышленный комплекс Свердловской области занимает доминирующее положение в структуре экономики региона. При этом ключевые позиции здесь у металлургии, а на долю машиностроения и оборонно-промышленного комплекса приходится около 20 % промышленного производства.

Одной из главных проблем уральского машиностроения по-прежнему остается качество продукции, что связано в первую очередь с уровнем технического оснащения предприятий. Средний возраст станков и машиностроительного оборудования в регионе насчитывает 25 лет. Потребность в современной технике и модернизации производства остается по-прежнему высокой. На большинстве предприятий техническое перевооружение идет медленно, процесс замены морально устаревшего оборудования более новым приостанавливается в связи с нехваткой оборотных средств в условиях экономического кризиса. В силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, производство конкурентоспособной продукции, на уровне международных стандартов качества, представляется проблематичным.

В то же время нельзя отрицать наличие отдельных примеров достаточно успешного продвижения изделий машиностроительного комплекса на мировых рынках, зачастую, и без государственной поддержки. Здесь уместно упомянуть о работе ОАО "Пневмостроймашина" (Свердловская область), одного из основных российских производителей аксиально-поршневых гидромашин и гидроклапанной аппаратуры. Предприятие активно продвигает гидромашины собственного производства в Англии, Германии, Италии, Польше, Китае, Индии и других странах. Доля продаж компании на мировом рынке составляет 2,7 %. Это стало возможно благодаря тому, что система менеджмента качества одобрена как российским (Госстандарт России), так и международным (сертификат одобрения Lloyds Register Quality Assurance Limited) органами по сертификации и соответствует требованиям стандартов BSEN ISO 9001:2000.

Однако в целом положение с финансированием не меняется. По сравнению с 2007 годом государственная поддержка модернизации и обновления производственных фондов усилилась несущественно.

К другим проблемам машиностроителей можно отнести извечный кадровый вопрос. Трудности в формировании инженерно-конструкторского состава и подборе квалифицированных рабочих не исчезли. По-прежнему предприятия машиностроительного комплекса испытывают недостаток в опытных инженерах и молодых специалистах.

Остается актуальной проблема адекватного ценообразования на машиностроительную продукцию.

В условиях общего финансово-экономического кризиса возникли у машиностроителей и новые проблемы. Так, уральские предприятия дорожно-строительного машиностроения начинают останавливать производства. Практически одновременно ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (ЧСДМ, входит в холдинг "Базовый элемент") и ОАО "Пневмостроймашина" (ПСМ, входит в холдинг "Финпромко") с 1 декабря 2008 года на два месяца приостановили работу. Руководители предприятий приняли решение объявить вынужденный простой с выплатой работникам 2/3 среднего заработка.

Предприятия вынуждены сокращать производство: спрос на машины для строительства и прокладки дорог упал. В конце 2007 года существенно сократились объемы строительства в США, что вызвало выброс в начале 2008 года на российский рынок большого объема иностранной техники по демпинговым ценам. Затем заморозилось строительство и внутри страны. Теперь же ситуация осложнилась тем, что ставки по лизингу, на который приходится значительная доля сделок в отрасли, с начала года выросли вдвое, с 10 до 20 %. В результате увеличился срок окупаемости машин. Кроме того, регионы начали корректировку бюджетов и в среднем на 40 % уменьшили расходы на дорожное строительство.

В таких условиях производители спецтехники в течение всего 2009 года будут вынуждены неоднократно приостанавливать производство. Чтобы поддержать отрасль, необходимы крупные национальные инфраструктурные проекты, причем реализовываться они должны с помощью техники и материалов исключительно отечественного производства.

Пути решения

Машиностроение - последняя из стратегических отраслей России, стоящая на пороге масштабной модернизации производства. Сегодня этот процесс подстегивают развитие топливно-энергетического комплекса и металлургии, потребности во вводе генерирующих мощностей и расширении грузоперевозок. Машин и оборудования стране в основном хватает, но качественные и наиболее производительные образцы - преимущественно иностранные. Наиболее острая проблема для отечественных машиностроителей - даже не финансы: деньги на закупку современных станков и обрабатывающих центров достать можно. Проблема - окупить эти затраты (как правило, десятки миллионов долларов), не имея конкурентоспособной инжиниринговой базы. Большинство наших машзаводов не в состоянии предложить рынку качественный инновационный продукт, поэтому продолжают выпускать "железо" недорогих, но безнадежно устаревших образцов.

Главным задачами предприятий машиностроительной отрасли на 2008 год были следующие:

- повышение качества продукции; техническое перевооружение производства, его реконструкция и модернизация оборудования;

- решение проблемы кадрового обеспечения предприятий;

- освоение новых рынков сбыта продукции, налаживание партнерских отношений;

- расширение кооперации и специализации.

Уральские машиностроители рассматривают три варианта решения вопроса конкурентоспособности своей продукции.

Первый - создание совместных предприятий (СП) и лицензионных производств. Этот вариант, особенно популярный у части местных производителей, позволяет оперативно решить вопрос обеспечения внутреннего рынка необходимыми поставками. Однако ни один из глобальных игроков, создающий СП или продающий лицензию, не заинтересован в появлении конкурентов. Поэтому технологии, как правило, не передаются полностью, а соглашения по созданию СП либо лицензионного производства существенно ограничивают работу наших машзаводов на мировых рынках.

Второй вариант - разработка новых продуктов собственными силами. Но на создание принципиально нового продукта требуется минимум 7-10 лет. При этом иностранные конкуренты тоже двигаются вперед.

Третий способ создания в стране современной машиностроительной базы - покупка инжиниринговых компаний, носителей современных технологий, за рубежом. Такой способ позволяет быстро получить конкурентное преимущество, приобрести не только сам продукт, но и возможность его постоянного совершенствования. Пока в нашем регионе этим путем движется только машиностроительная корпорация "Уралмаш".

Сегодня для создания конкурентоспособной продукции нужна комбинация всех трех способов. Государственная поддержка машиностроителям, безусловно, необходима. Это стандартный способ обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности практически во всех развитых странах мира. В то же время никакая помощь государства не заменит собственной работы предприятий. Модернизация производства, приобретение технологий, организация СП, поиск новых рынки - это задача самих машиностроителей.

На примере Среднего Урала

Правительством Свердловской области и отраслевыми предприятиями были предприняты конкретные шаги по поддержке среднеуральской промышленности в кризисных условиях. Так, на заседании штаба по оздоровлению ситуации в промышленном комплексе Свердловской области, прошедшего в декабре 2008 года, сообщили о начале реализации комплекса мер по поддержке реального сектора экономики Среднего Урала, в том числе машиностроения. Заседание провел первый замести

Док. 540245
Перв. публик.: 13.01.09
Последн. ред.: 21.01.09
Число обращений: 16

  • Гредин Анатолий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``