В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы не только восстанавливаем храмы Назад
Мы не только восстанавливаем храмы
- Ваше преосвященство, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы пришли к вере, как стали епископом?

- Я родился в 1963 году в городе Кимры Тверской (в то время Калининской) области в простой рабочей семье. Родители не были людьми церковными. Верующей была бабушка. И какие-то семена веры, наверное, заронила она.

А в школьные годы к вере я уже пришел сознательно, несмотря на противодействие со стороны родителей. Некоторые учителя пытались не только проводить со мной какие-то разъяснительные беседы, но и вызывали в школу родителей, угрожая им лишением родительских прав за то, что они допускают, чтобы их сын ходил в храм.

Родители приходили домой и, в свою очередь, давали мне взбучку. Поэтому в начальных классах я уже свое отношение к вере старался не афишировать и долгое время был от храма на расстоянии.

Но примерно в 14 лет интерес к Церкви стал пробуждаться уже осознанно, и я познакомился с верующими. С трудом добывал религиозную литературу. В то время многие пользовались в основном атеистической литературой, откуда извлекали приводимые там цитаты Отцов Церкви и богословов.

После окончания школы я попытался поступить в университет на философский факультет. Но там возникли проблемы с рекомендацией комитета комсомола. И несмотря на то что я уже неплохо сдал часть экзаменов, сдавать их до конца я не стал и забрал документы.

Пошел служить в армию. Там все знали, что я верующий, но относились к моим убеждениям положительно. После армии я сначала окончил Московскую духовную семинарию, а затем и Духовную академию. Учась в семинарии, принял монашеский постриг. По окончании академии преподавал в Московской духовной семинарии.

И оттуда совершенно неожиданно для себя (я об этом никогда не думал) был назначен на епископское служение в огромную Магаданскую епархию, в которую входила и Чукотка. В Магадане служил пять лет. Епархия там была вновь открывшаяся и возрождать духовную жизнь приходилось на пустом месте. Тем не менее я этот регион полюбил и всей душой привязался к нему.

Таким же неожиданным было для меня и назначение в Томскую епархию.

Чем поразил меня Томск? Своими старинными храмами и домами, особенно с деревянной резьбой. Конечно, в Магадане, городе советской постройки, этого не было. Там одни безжизненные коробки. Томск - город более теплый и уютный. А когда я познакомился с жизнью томичан, то настолько привязался к этому городу, что уезжать отсюда куда-нибудь мне бы уже не хотелось.

- А что вы можете рассказать о Томской епархии, ведь вы возглавляете ее более трех лет?

- Томская епархия, возрожденная в 1997 году, в настоящее время насчитывает около 80 приходов. Напомню, что в 1990 году на этой территории было только пять храмов.

Жемчужиной Томска является восстанавливаемый сейчас в центре города Богоявленский собор, один из наших древнейших храмов. Построен он был вскоре после основания Томска, в первой половине XVII века.

Восстанавливаются и многие другие храмы нашего города. Особое значение для Томской епархии имеет основанный в 1605 году Богородице-Алексеевский мужской монастырь - один из древнейших монастырей Зауралья, почти что ровесник Томска. Среди исторических персон, которые там побывали, можно назвать, например, Ганнибала. Сегодня в этом монастыре находятся мощи старца Федора Кузьмича. Некоторые историки полагают, что старец Федор Кузьмич - это император Александр I, чей уход из земной жизни сопряжен с загадочными обстоятельствами. В настоящее время старец Федор является местночтимым святым Томской епархии.

Однако Томская епархия озабочена не только восстановлением многочисленных храмов, но и осуществляет служение в местах заключения. В настоящее время храмы либо часовни имеются почти при всех исправительных учреждениях.

Имеет церковь попечение и о больных. Так совсем недавно открыт храм в честь иконы Божьей Матери Целительницы при областной клинической больнице. Появляется возможность открытия храмов и при некоторых других лечебных учреждениях нашего города.

Традиционным для нашей епархии стало проведение летом православного детского лагеря. В лагере детьми занимается священник. Здесь дети не только отдыхают, но и получают гражданско-патриотическое, духовное воспитание.

- Направляя на служение в эту епархию, Святейший Патриарх поставил перед вами какие-нибудь особые задачи?

- В основном это были пожелания, связанные с развитием и укреплением Томской духовной семинарии, деятельность которой была возобновлена после первого визита Патриарха в наш город несколько лет назад. Семинария не имела ни помещения, ни учебных пособий, ни квалифицированных преподавателей.

В настоящее время общими усилиями преподавание в Томской семинарии поставлено на должный уровень. Достаточно серьезно ведется воспитательная работа. И хотя еще остаются некоторые бытовые проблемы, они решаются очень активно. Следующий учебный год мы начнем в новых корпусах, построенных вокруг Богоявленского собора. В них будут достаточно большие, светлые и просторные аудитории, хорошее, отвечающее современным условиям, общежитие. Там же мы разместим и фонды нашей семинарской библиотеки, которая за последние годы пополнилась огромным количеством экземпляров не только новых учебных пособий, но и книг по церковной истории, богословию.

- Как строятся ваши отношения с местными властями?

- В первые же дни я нанес визит губернатору Томской области и руководителям города. Был ими встречен достаточно тепло. Между нами установились деловые отношения. Мы ощущаем постоянную заботу и поддержку с их стороны. В частности, если Богоявленский собор мы бы восстанавливали силами только епархии, то на это понадобилось как минимум 30 лет, при том что все средства направлялись только на восстановление собора.

Для Томска стало традицией проведение ежегодных Кирилло-Мефодиевских чтений. В прошлом году состоялись юбилейные десятые чтения. Их организаторы - Томская епархия РПЦ и администрация Томской области, администрация Томска, учебные заведения. Эти чтения позволяют нам еще раз встретиться и обменяться мнениями по поводу стоящих перед нами проблем, а тем самым и способствовать сближению Церкви и государства.

- А как обстоит дело с возвращением церковной собственности?

- Этот вопрос решается у нас конструктивно. Хотел бы обратить внимание на то, что Церкви, исходя из ее потребностей, переданы даже некоторые помещения, ранее ей не принадлежавшие.

В некоторых же зданиях, прежде принадлежавших Церкви, потребность сейчас отпала. Да Церковь просто и не смогла бы их содержать. Взять, например, помещение, в котором до революции размещалась Томская духовная семинария. Это огромное здание, которое в настоящее время находится в аварийном состоянии. Даже если бы мы и поставили вопрос о его возвращении, то поднять его собственными силами мы бы никак не смогли.

Да к тому же, если до революции Томская духовная семинария имела чуть ли не общесибирское значение, то в настоящий момент это епархиальное учебное заведение. Корпуса вновь построенной семинарии нас вполне устраивают.

- Как строятся отношения Томской епархии с другими конфессиями и религиозными организациями?

- На территории епархии самой многочисленной после РПЦ является мусульманская община. Здесь проживает довольно много татар и представителей других национальностей, исповедующих ислам. С томскими мусульманами у нас традиционно добрые отношения, что вообще характерно для России.

Но не со всеми конфессиями, находящимися здесь, отношения складываются гладко. У нас серьезную обеспокоенность вызывает присутствие деструктивных тоталитарных сект, таких, например, как секта "Свидетели Иеговы". Ее экзальтированные представители приходят к тому или другому православному храму и выкрикивают лозунги, оскорбляющие религиозные чувства православных верующих, сеющие вражду, ненависть среди людей. Полагаю, что обеспокоенность такими фактами должна проявлять не только Церковь, но и все здоровые силы общества, наша власть.

- Здание областной администрации, театр, памятник Ленину, Богоявленский собор, семинария, Иверская часовня - все это находится в одном месте, на площади имени Ленина. Как вы относитесь к такому соседству?

- Вопрос этот достаточно сложный. Да, Русская Православная Церковь достаточно настрадалась в послереволюционный период. Но это не значит, что мы готовы бездумно растоптать чувства тех людей, для которых дороги коммунистические символы.

Конечно, идеальным вариантом выхода из создавшейся архитектурной ситуации, как мне кажется, было бы перенесение памятника Ленина в другое место, более для него уместное и более доступное для его почитателей. Нам памятник не мешает. Он может там стоять сколько угодно. Но очевидно и то, что из общего ансамбля он все-таки выбивается.

- Вас нередко можно встретить на улицах Томска. Для лиц, носящих высокий духовный сан, это не совсем обычно...

- Да, я хожу пешком. И не потому что у меня нет транспорта. Я люблю ходить пешком. Еще в школьные годы любил путешествовать. А однажды летом мы с другом во время летних каникул совершили паломническое пешее путешествие из Москвы в Киев. Тысячу километров прошли пешком.

- Известно, что вы увлекаетесь разведением редких растений. Говорят, что вы даже в суровом Магадане выращивали тропические плоды. Как у вас с этим обстоит дело в Томске?

- Все продвигается не так быстро, как хотелось бы, поскольку свободного времени сейчас очень мало. Да и сами видите, здесь разводить растения негде. Жду, когда завершатся реставрационные работы в здании епархиального управления. Но тем не менее у меня уже здесь за три года выросло достаточно большое лимонное дерево, которое я посадил совсем маленьким черенком. Растет кофейное дерево. Правда, до плодоношения еще далеко, но оно уже красивое, кустистое. И, думаю, через пару лет мы соберем урожай и выпьем первый кофе, выращенный на томской земле.

http://religion.ng.ru/facts/2002-06-19/6_rostislav.html

Док. 542363
Перв. публик.: 19.06.02
Последн. ред.: 30.01.09
Число обращений: 264

  • Ростислав (Девятов Сергей Николаевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``