В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С нового учебного года работа педагогов Дагестана будет оплачиваться по новым тарифам Назад
С нового учебного года работа педагогов Дагестана будет оплачиваться по новым тарифам
Их называют "инженерами человеческих душ". Ведь только под умелым руководством хороших учителей учащиеся могут получать новые знания и даже использовать новые технологии, которые стремительно развиваются и становятся приоритетными в учебном процессе. Учителей называют "фанатами". Ведь какую любовь к профессии надо иметь, чтобы проверять тетради по ночам, рисовать в свободное от работы время наглядные пособия для завтрашнего урока, тратить собственное время на шитье костюмов для праздничного утренника, возить класс на экскурсию в свой единственный выходной день. И еще учителей называют "вечными учениками". Ведь кто-кто, а учителя, всю жизнь учат других и учатся сами. Потому что по-другому не может и быть. Педагоги должны всегда шагать в ногу со временем. Они занимают центральное место в любом процессе, направленном на повышение образовательного уровня. А чтобы учителя были в курсе всех нововведений и политики государства в области образования, в нашей стране ежегодно проводятся общие учительские конференции.

Темами традиционной августовской конференции учителей Дагестана в нынешнем году стало обсуждение формирования интеллектуального капитала нации, конкурсное выявление и поддержка молодых лидеров, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям, а также перспективы инновационного развития, старт которому дал президент РФ Дмитрий Медведев.

Обо всем этом и говорил сегодня в малом зале Русского драматического театра имени М.Горького министр образования и науки РД Алексей Гасанов. Он в своем докладе для работников системы образования подвел итоги прошлого и обозначил пути и перспективы развития грядущего учебного годов, а также дал анализ развития образования в свете социально-экономического положения региона и страны в целом.

Да, государство повернулось к учителям лицом, постепенно, но кардинально изменяет свою политику и в плане преподнесения материала, и в плане оплаты учительского труда, но приоритеты остались теми же. Это постоянное повышение квалификации учителей, дошкольных работников и руководителей школ, гарантирование высокого качества, но одновременно и доступности школьного образования, не игнорирование новых технологий преподавания школьных дисциплин и управления школой, открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров.

Старания учителей будут поощрены материально, обещал Алексей Гасанов. С нового учебного года внедряется и другая система оплаты труда. Участники конференции не скрывали, что еще не до конца в ней разобрались, но главное уяснили: единая тарифная сетка отменяется, а размер оплаты труда будет увеличен. Все это и предполагает новый механизм - нормативное подушевое финансирование.

На сегодняшний день в Дагестане функционирует 638 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается более 59 тысяч детей. Но тут же министр напомнил, что в своём Послании Народному Собранию Республики Дагестан на 2008 год президент Муху Алиев отметил очень низкий процент охвата детей дошкольным образованием - 27%, и дал поручение разработать программу развития дошкольного образования.

"Считаю, что в проект будущей программы мы включим не только мероприятия по собственно увеличению числа дошкольных учреждений, но и новые ориентиры развития системы дошкольного образования. Это ориентация предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады, повышение ответственности дошкольных учреждений за качество образовательной работы в условиях свободы выбора образовательных программ, усиление внимания к спортивному воспитанию дошкольников и здоровьесберегающим технологиям, которые призваны заложить основы здорового образа жизни", - прокомментировал наказ президента министр.

Говоря об общеобразовательных учреждениях, Алексей Гасанов рассказал, что в Дагестане в рамках нацпроекта "Образование" к Интернету подключено 1 тыс. 279 школ, прокомментировав, что "использование возможностей проекта "Единый школьный портал" и других Интернет-ресурсов в области образования позволит школам войти в единое российское и мировое образовательное пространство. То есть рассылать нормативные документы, получать своевременную отчётность".

Алексей Гасанов проанализировал результаты и другого нововведения, обещающего со следующего учебного года стать неотъемлемой составляющей системы образования - ЕГЭ, призванный сделать прозрачной и объективной систему оценки учебных достижений. "ЕГЭ в 2008 году в нашей республике сдавали 32 тыс. 400 выпускников. Итоги ЕГЭ в этом году несколько выше, чем в 2007: по русскому языку средний балл - 2,6 (2,54 - в 2007 году), по математике - 3,0 балла (2,7 - в 2007 году)", - рассказал Алексей Гасанов, напомнив, что "двойка" на ЕГ`Э не позволит со следующего года получить аттестат о среднем образовании.

Учитывая, что в Послании президента РД особое внимание уделено выявлению, развитию и поддержке одарённых детей, министр образования и науки РД рассказал о разработанной ими республиканской целевой программе "Одаренные дети", рассчитанной на 2009 - 2011 годы.

"В ней предусмотрен комплекс мер по работе с одарёнными детьми, начиная со школы. Это очные, заочные, дистанционные олимпиады, смотры, конкурсы, профильные смены в оздоровительных лагерях, - сообщил А.Гасанов, - однако без активного, заинтересованного участия в этой работе всех педагогов, управленцев успеха добиться невозможно".

Министр позволил себе это заявление, оперируя данными специально проведенного анализа. Участники республиканских олимпиад по всем предметам демонстрируют крайне низкий уровень знаний, 68% из них набирают не более 25% успешных ответов из всех возможных. Это происходит лишь в том случае, когда с детьми не проводится индивидуальная работа, а районные, городские олимпиады проходят без должной подготовки, формально, необъективно. Но наработанная республиканскими учреждениями дополнительного образования система научно-исследовательской, учебно-опытнической и организационно-массовой работы, способствующая выявлению одарённых детей, по словам министра, совершенствуется.

Коснулся он и критериев оценки деятельности образовательных учреждений - аттестации.
В 2007 - 2008 учебном году в республиканскую экспертно-диагностическую службу поступило 138 заявлений об аттестации школ. Из них 19 - это заявление на повторную аттестацию, не прошедших её в прошлом году. В итоге комиссия аккредитовала 124 школы.

"Для всех неаттестованных школ характерны слабый кадровый подбор, неудовлетворительная материально-техническая база и безответственный подход педагогов к своей работе", - прокомментировал министр.

Правда, тут же оговорился, что нередко виной тому нерешённые проблемы:
- дефицит бюджетного финансирования, перевод учреждений дополнительного образования на муниципальный бюджет, повлекшие сокращение набора детей в истекшем учебном году на 5 тысяч;
-материально-техническая база большинства учреждений не соответствует нынешнему социальному заказу на дополнительные образовательные услуги.

Эти же проблемы зачастую становятся камнем преткновения в работе учителей при профилактике детской преступности и злоупотребления ими наркотическими и психотропными веществами. Но учителя не ставят во главу угла вопросы решения их материальных проблем, когда вопрос касается детей. И в результате принятых организационных и профилактических мер за шесть месяцев текущего года произошло снижение подростковой преступности в республике на 4,5%. Но на общем фоне отмечен рост подростковой преступности в Избербаше, Кизилюрте, Каякентском, Бабаюртовском, Цумадинском, Кизлярском районах.

Несмотря на обилие проводимых мероприятий, по данным Республиканского наркологического диспансера на 1 июля 2008 года, на учёте состоит 74 подростка. И хотя это меньше, чем в прошлом году, успокаиваться рано, считают учителя.

Свое мнение о том, что приоритетом политики в нашей стране признано создание непрерывного образовательного процесса участникам конференции рассказал проректор по учебной части ДГУ Ашурбек Ашурбеков. Назвав этот курс государства правильным, проректор ДГУ рассказал и о проблемах профессионального образования в классическом вузе республики. Это дисбаланс приоритетов абитуриентов, у которых большим "спросом" пользуются экономический и юридический факультет и меньшим естественно-научные. Резюмировал свое выступление проректор высказыванием: "Качество школьного образования зависит от образования в вузах, где как раз и готовят преподавателей", предложив планировать учебный процесс университетов в координации с работодателями-школами.

С этим согласился и рассказал о том, как в городе Кизляре в целом и в многопрофильном лицее N 2 в частности обеспечивают высокое качество образования директор Магомед Абдуллаев. Рецепт, по его словам, прост - создание благоприятной среды для проявления творчества учителей и складывания индивидуальности и яркой личности учеников. В школе создана даже кино-видеостудия. Тематика сюжетов, которые снимают сами школьники для своих сверстников, разнообразная - экология, проблемы ветеранов, профилактика наркомании и подростковой преступности.

О современной модели образования, с изменением самого принципа и подхода как таковых к преподнесению знаний ученикам рассказала и директор гимназии N 66 Махачкалы Маргарита Велиханова. Принцип учителей, работающих в гимназии, - воспитание старшими учениками младших. А учителя выступают в таком парном и групповом общении старшими и более опытными товарищами. Благодаря такому подходу облагораживаются взаимоотношения самих учеников, главный принцип которых - толерантность.

О реализации постановления правительства РД об организации горячего питания в школах отдельно взятого Курахского района рассказал начальник местного управления образования Исамутдин Шахбазов. Проблем, с которыми пришлось районному руководству столкнуться, было много. Но с марта месяца текущего года все без исключения ученики 16 средних и 4 общеобразовательных школ района обеспечены горячим питанием. Причем самое сложное при решении организационных моментов, по словам Исамутдина Шахбазова, было даже не строительство, оснащение и оборудование столовых, ранее абсолютно не соответствовавших требованиям, а проведение канализации в высокогорных селениях с каменным грунтом.

На конференции выступили еще много коллег и Магомеда Абдуллаева, и Маргариты Велихановой, и Исамутдина Шахбазова, каждый из которых рассказал о своем опыте работы с детьми.

14.08.2008

www.riadagestan.ru

Док. 542871
Перв. публик.: 14.08.08
Последн. ред.: 03.02.09
Число обращений: 84

  • Гасанов Алексей Петрович
  • Ашурбеков Владимир Ашурбекович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``