В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Компания недели: Суперкомпания Назад
Компания недели: Суперкомпания
Чем больше вникаешь в детали сделки Arcelor-"Северсталь", тем чаще спрашиваешь себя: так кто кому и что продал? "Северсталь" хорошо продала себя Arcelor? Или менеджмент Arcelor хорошо "продал" себя ее владельцу Алексею Мордашову? Или сам Мордашов убедительно "продал" Владимиру Путину идею превращения своей компании в глобальную? И сумеют ли все они "продать" эту идею акционерам Arcelor, без которых никак не состоится сделка? Или индийский миллиардер Лакши Миттал вместе с инвестбанком Goldman Sachs "продадут" им свой вариант поглощения Arcelor? И кто на этом больше всех заработает?

С Мордашовым более или менее ясно. В случае одобрения сделки он - крупнейший акционер (38,5% акций) крупнейшей сталелитейной компании мира. Подумать только - вся Россия льет 60 млн т стали в год, а Arcelor - 70 млн т! Вот она, награда за годы упорного труда. К ней в придачу - иммунитет от судьбы Михаила Ходорковского. Защита понадежней Лондонской биржи, куда один за другим бегут российские предприниматели. Плюс возможность выйти из бизнеса через пять лет, когда перестанет действовать обязательство не продавать акции Arcelor, - но ею Мордашов обещает не пользоваться до конца своих дней. Ну и так, по мелочи: полкомитета Arcelor по стратегии, два своих вице-президента и т. д.

А что Arcelor? Ему достается конкурент с рентабельностью по EBITDA в 28% (против 17% у него самого). Плюс $1,6 млрд наличными не очень ясно за что. Мордашов говорит, что эти деньги должны убедить акционеров в серьезности его планов, хотя сам признавал, что акции Arcelor слишком дороги, чтобы их покупать за деньги.

В нагрузку к "суперкомпании" "Северсталь" (так ее называет гендиректор Arcelor Ги Долле) прилагается акционер с угрожающе крупным пакетом. Но акционер, связанный по рукам и ногам. Мордашов обязуется голосовать, как велит совет директоров; его доля может быть размыта - для решения о допэмиссии в Arcelor хватит половины мест в совете директоров, где у Мордашова шесть кресел из 18. Никаких сделок с акциями еще два года, потом - новые ограничения. Еще бы Мордашов не нравился Ги Долле больше, чем Миттал! Россиянин обязался не вносить предложений по работе менеджмента, а лишь "участвовать в формировании" повестки совета директоров. А ястреб Миттал лишь недавно согласился при поглощении Arcelor разделить посты гендиректора и главы совета директоров компании. У себя в Mittal Steel он совмещает оба.

Ну и для акционеров Arcelor есть пустяк: Миттал предложил им 37,74 евро за каждую акцию, а для сделки с Мордашовым одна бумага оценена в 44 евро. Словом, остается позавидовать удачливости менеджмента Arcelor, которому в трудный момент подвернулся Мордашов - со всеми его политическими рисками, прошлым в виде чековой приватизации, тягой к глобализации и, самое главное, суперкомпанией "Северсталь".

Елизавета Осетинская

01.06.2006, N98 (1625) Ведомости

Док. 543737
Перв. публик.: 01.06.06
Последн. ред.: 05.02.09
Число обращений: 150

  • Осетинская Елизавета Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``