В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Компания недели: Империя монстров Назад
Компания недели: Империя монстров
Амбициозные менеджеры госкомпаний один за другим подбирают разбросанные по стране активы. Истории о том, как Алексей Миллер и Сергей Богданчиков наперегонки растили нефтяные холдинги, как Сергей Чемезов из "Рособоронэкспорта" откомандировал своих людей на "АвтоВАЗ", как Сергей Кириенко сколачивал атомный холдинг из разновеликих осколков советского Минсредмаша, успеют через пару лет в зубах навязнуть. Список активов, переместившихся из частных карманов в государственный котел, иногда даже с выгодой для прежних владельцев, растет с каждым днем: вчера ПСБ (СПб), "Силовые машины" и "Сибнефть", сегодня - ОМЗ и "Атомстройэкспорт", завтра - какие-нибудь "Нортгаз" и ИД "Коммерсантъ"...

В большой семье следует быть расторопным, но гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова учить этому, кажется, не нужно. Он еще полтора года назад начал знакомить властную вертикаль со своим вариантом развития российской авиации. Он простой и понятный: объединить под одной крышей все стоящее, что еще осталось в авиаперевозках. Вообще, там есть много чего - зарегистрировано более 300 авиакомпаний, лицензий на авиаперевозки выдано более 1000. Но реально работают 185, а внимания заслуживают от силы первые 30. А Окулов - впервые его план попал в печать осенью 2004 г. - замахнулся на самые сливки: госпакеты акций авиакомпаний. Государству принадлежат по 51% KrasAir, "Домодедовских авиалиний" и "Владивосток Авиа", около 45% АК "Самара". А "Дальавиа" и "Кавминводыавиа", АК "Татарстан", "Башкирские авиалинии", "Пулково" и "Россия" полностью государственные. Еще у государства есть 25% акций второй по величине авиакомпании в стране - "Сибири". Следующий частный конкурент далеко позади - это UTair. Если сложить все, что есть у государства в авиаперевозках, в одну корзину, получится под 50% рынка. Против нынешней 20%-ной доли "Аэрофлота".

С тех пор широкой общественности не было слышно о том, как продвигаются дела у Окулова. Иногда мимо чиновников проносились все новые и новые объединительные идеи. Осенью прошлого года "Аэрофлот" хотел подобрать под себя не только авиакомпании, но и некоторые аэропорты, включая "Шереметьево" и новосибирское "Толмачево". Потом речь шла уже об 11 авиакомпаниях, без семи из которых, включая "членовоз" ГТК "Россия" и госкомпанию "Пулково", "Аэрофлот" решительно отказывался дальше существовать.

Сегодня план Окулова и, видимо, тех чиновников, которые его идеи поддерживают, обрел плоть и кровь - дорос до конкретных цифр (размер эмиссии акций - до $500 млн) и решений (одобрено советом директоров). Затрудняюсь спрогнозировать, какой будет конфигурация, сколько десятков процентов рынка под себя подомнет "Аэрофлот" и продаст ли он акции на бирже, как обещал в самом начале Окулов. Пока ясно проглядывается такой сценарий: через год-другой на 1/6 суши образуется десяток-другой чеболей, выросших на амбициях своих идеологов и воспитателей - госменеджеров. Со всеми детскими болезнями таких "образований" - от запредельно задранных цен до непрозрачности и коррупции.

Елизавета Осетинская

09.03.2006, N40 (1567) Ведомости

Док. 543742
Перв. публик.: 09.03.06
Последн. ред.: 05.02.09
Число обращений: 139

  • Осетинская Елизавета Николаевна
  • Осетинская Елизавета Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``