В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Коробейников: Этнопедагогические проекты в краеведческом образовании Назад
Алексей Коробейников: Этнопедагогические проекты в краеведческом образовании
Книга содержит описание проектов и проектных идей в области краеведческого образования. Она может быть полезна всем, кто занимается социальным проектированием, а также преподавателям краеведения и педагогам дополнительного образования.

Рецензия на книгу Коробейникова Алексея Владимировича

"Этнопедагогические проекты в краеведческом образовании"
В педагогике выделяется два подхода к процессу конструирования образовательных практик: целенормативный и проектно-ресурсный. Целенормативный подход к конструированию требует от ребёнка неукоснительного исполнения, проектно-ресурсный - пробуждает инициативу. В первом подходе педагог просвещает воспитанника (человек рассматривается как вместилище социокультурных образцов-нормативов), а в проектно-ресурсном подходе педагог энергично действует вместе с воспитанником, и в этом движении происходит собственно воспитание (как постоянный ресурс для построения себя как культурного микрокосмоса).

Этнопедагогические проекты, представленные автором в данной книге нацелены на изменение позиции ребёнка, степени его участия, инициативы и авторства, как позиций субъекта, что является в настоящее время приоритетами гражданского воспитания.

Излагаемое А.В. Коробейниковым в контексте проектной деятельности ресурсное понимание воспитания порождает представление о воспитании как феномене, сущность которого состоит в воссоздании в каждом новом поколении текста культуры со всеми средствами интерпретации, трансляции и экспансии. Это ресурсное представление о воспитании дополняется обязательными требованиями личностной ориентации результатов образования (рефлексия, самопроектирование).

Алексей Владимирович представляет три проекта, которые могут быть используемы в педагогической деятельности с целью этнического воспитания и краеведческого образования: "Возвращение медведей", "Электронная библиотека удмуртской этнографии", "Трёхмерная реконструкция городища Иднакар в виде анимационного фильма".

Проект "Возвращение медведей" знакомит детей с удмуртской мифологией, уделяя особое внимание с воплощению образа медведя в удмуртской культуре. Сам проект является деятельностной основой восстановления традиции домашнего сказительства в удмуртских семьях и ознакомления русских детей с удмуртскими сказками. Автор проекта совершенно верно предполагает, что такая форма будет способствовать межпоколенной коммуникации.

Проект "Электронная библиотека удмуртской этнографии" имеет целью сохранение этнической истории на основе систематизации первоисточников в библиографическом указателе. Излагая суть данного проекта, автор совершенно обоснованно ратует за то, что "имея в руках источники, молодые исследователи смогут войти в научное сообщество на правах равноправных членов". Целевая аудитория данного проекта - студенчество, ориентированное на поиск электронных источников.

Проект "Трёхмерная реконструкция городища Иднакар в виде анимационного фильма", как и предыдущие два проекта является проблемно-ориентированным: "на территории городища, построенного предками современных удмуртов, нет ничего такого, что могло бы явиться объектом показа, и ради чего оно могло быть включено в экскурсионно-туристический маршрут, его исторический потенциал пока не задействован", а "жители Удмуртии не осознают пока историческую миссию городищ как национальных (племенных) центров их предков". Автор рассчитывает создать проектный продукт - виртуальный музей, включённый в экспозицию Национального музея УР и музея-заповедника Иднакар.

Каждый из разработанных Алексеем Владимировичем проектов, может вариативно внедряться в педагогическую практику. Проекты структурно оформлены, что облегчает их поэтапную реализацию. По каждому проекту представлен бизнес-план, возможна дифференциация реализации проектов в зависимости от целевой аудитории (школьники, студенчество, жители деревень, учителя сельских школ, преподаватели ВУЗов и т.д.), что прагматично определяет автор. Безусловным успехом определится сотрудничество будущих реализаторов проектов с самим автором, который ценностно представляет их (проектов) актуальность и объективно-пристрастно относится к их воплощению.

В педагогически ценностном плане в своих проектах А.В. Коробейников представляет конструирование образа жизни субъектов как членов событийной общности от их функционирования к жизнедеятельности и жизнетворчеству. Сам автор проектов глубоко убеждён в возможности конструирования будущего посредством проектной деятельности. (Здесь уместно вспомнить афоризм Ч.Ф. Кеттерлинга: "Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь прожить в нём всю свою оставшуюся жизнь"). Иными словами, созидание новой социосреды возможно через новое проектирование. Такое проектирование содержит факт консолидации проектирования и исследования, т.е. одновременно с процессом получения продукта осуществляется процесс изобретения, изменения и преобразования технологий изготовления продукта, а эти единые формы жизни и деятельности создают условия для жизнетворчества. В проектировании Алексей Владимирович обозначает реальность того, что есть в воображаемом будущем и ищет пути претворения в жизнь предвидимых предметов.



Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика"

2006

Док. 544448
Перв. публик.: 09.05.06
Последн. ред.: 09.02.09
Число обращений: 139

  • Коробейников Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``