В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Торкановский: `Нужно соизмерять свои потребности с возможностями`, или почему сестра Голды Мейер не покупала электрическую кофемолку Назад
Петр Торкановский: `Нужно соизмерять свои потребности с возможностями`, или почему сестра Голды Мейер не покупала электрическую кофемолку
Руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Петр Торкановский в беседе с корреспондентом "ВК" рассказал не только о роли службы в реализации приоритетных национальных проектов, но и о том, как на этот процесс влияет личная позиция каждого человека.

Руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Петр Торкановский в беседе с корреспондентом "ВК" рассказал не только о роли службы в реализации приоритетных национальных проектов, но и о том, как на этот процесс влияет личная позиция каждого человека.

- Если сравнить государство с семьей, то национальные проекты - это как приоритеты семьи на каждом этапе ее существования. Сначала это рождение ребенка. Затем нужно отдать ребенка в школу. Потом важно, чтобы он поступил в вуз. И, наконец, ребенка надо женить или выдать замуж. Но это не значит, что остальные члены семьи не должны питаться, покупать одежду, лечиться и отдыхать. Жизнь продолжается и во время решения важной проблемы. И деятельность каждой структуры, каждого ведомства по-прежнему важна. Даже если в реализации НП у него нет особой роли. А если есть, то полномочия должны быть четко прописаны.

- В чем вы видите роль антимонопольной службы в реализации национального проекта "Жилье"?

- Наша роль определяется в двух направлениях. Первое - это непосредственный контроль над использованием бюджетных средств и ресурсов. Например, при организации конкурсов на подряды по использованию бюджетных средств. По нормальной модели эти средства должны распределяться при обеспечении справедливой конкуренции между теми, кто может, выдерживая заданные качественные параметры, дешевле простроить и сделать. Такой же контроль действует и в отношении выделения земельных участков под строительство.

Второе направление - это обеспечение справедливой конкуренции на рынке. Чтобы не получилось так, что кто-то скупил все кирпичные или цементные заводы и диктует цены. В результате собственник и не развивает свое производство, и тащит из общественного пирога себе больший кусок.

- А как антимонопольная служба может помешать одному капиталисту скупить все кирпичные заводы?

- Для этого существуют разные приемы. Первый - самый простой. Это предварительный контроль над приобретением предприятий. И когда какой-то хозяйствующий субъект стремится занять на рынке свыше 35%, то есть больше разумной доли, мы не согласовываем сделку, которая бы позволила этого достичь. Еще один прием - выставление определенных условий. Если мы видим, что есть эффект от концентрации экономической власти одного собственника. Но для того, чтобы этот эффект сохранялся, чтобы концентрация имела больше позитивных последствий, чем негативных, предприятие должно вкладывать средства в техническое развитие. Ну и, конечно, не взвинчивать цены.

Кроме того, наша служба активно участвует в контроле над деятельностью естественных монополий. А они играют существенную роль в сфере строительства - при подключении тепла, воды, электроэнергии, газа. Здесь такой инструмент, как конкуренция, не действует. Вы можете представить, чтобы в один дом входило две трубы от разных поставщиков воды? В сельской местности это, положим, реально. Например, человек пользуется системой общего водопровода для питья и личной гигиены и одновременно берет воду из колодца для хозяйственных нужд. И то не в каждом сельском доме это получится. А вот в городе такую ситуацию и представить невозможно. Есть только один поставщик, поэтому его деятельность необходимо регулировать: и условия подключения, и тарифную политику, и качество продукции. Ведь можно сделать маленький тариф на воду, но качество ее будет низким. И, конечно, мы осуществляем контроль в плане влияния монополистов на рынки, где существует конкуренция. Ведь бывает, что при помощи естественных монополий некоторые структуры ставят себя в выгодное положение и не дают возможности работать конкурентам.

- А в рамках других национальных проектов антимонопольная служба как участвует?

- Так же. Мы контролируем проведение конкурсов. Обеспечиваем свободную конкуренцию. Ведь в условиях рыночной экономики для эффективного развития общества нет иного механизма, кроме конкуренции. Сколько бы административный ресурс ни утверждал свою эффективность, только в условиях конкуренции у людей появляется стимул к повышению качества своей работы.

У нашего управления, как и у любого государственного органа, есть свой предел полномочий. А поле деятельности очень велико. Поэтому мы всегда с готовностью воспринимаем привлечение к совместной работе с областным правительством. Так, наше управление взаимодействует с областью в контроле над проведением органами местного самоуправления аукционов на выделение земельных участков под застройку. Координатором выступает губернатор Константин Титов. Норма, согласно которой участки выделяются по итогам аукциона, вступила в силу с 1 октября. Мы провели мониторинг аукционов за четвертый квартал 2005 года. Их пока проведено очень мало. И это естественно. Ведь для того, чтобы провести аукцион, надо иметь подготовленные площадки. А подготовка требует времени и ресурсов. Ранее муниципалитеты выделяли землю под жилищное строительство тем организациям, которые к ним обращались. И совместно с ними решали вопросы отселения граждан, соблюдения техусловий. Теперь перед органами местного самоуправления стоят другие задачи. Они самостоятельно готовят участок: сносят находящиеся на нем сооружения, отселяют жителей, обеспечивают коммунальную инфраструктуру - и уже потом выставляют участок на аукцион. А его цель - выбрать того, кто может предложить наиболее эффективное использование этой площадки.

- Сейчас ужесточились требования к деятельности строительных компаний на первом этапе строительства. На совещании в Торгово-промышленной палате области вы предложили гибкую схему рекламирования строительства. Применяют ли ее компании?

- Действительно, с внедрением закона о долевом участии строительные компании не могут привлекать средства дольщиков на первом этапе. Соответственно возникает необходимость компенсировать чем-то эти средства. Но как привлечь внимание инвесторов и обеспечить приток средств в рамках закона? Эту проблему и должна решить разработанная схема. На первом этапе, когда у застройщика еще нет документов на земельный участок, он имеет право рекламировать только идею - в общих чертах. Когда у строительной компании уже есть договор аренды, но нет остальной разрешительной документации, допускается реклама самого объекта строительства - без указания площади квартир и стоимости квадратного метра. Когда строительство завершается, но акт госприемки еще не подписан, в рекламе можно уже указывать характеристики квартир и цены. И только когда дом сдан в эксплуатацию, разрешается рекламировать готовые к проживанию квартиры. Мы запланировали на ближайшее время проверку всех средств массовой информации, которые занимаются рекламой строительства жилья. Посмотрим, соблюдаются ли наши рекомендации, а если не соблюдаются, то почему, и насколько эффективна или неэффективна предложенная нами схема для строительных компаний.

- То есть возможно, что эта мера повлияет на развитие строительного рынка?

- Сегодня достаточно много участков под строительство выделены в собственность, в аренду. И пока они не будут использованы до конца, потребности в новых участках не возникнет. Если, конечно, говорить об объемах жилья, которое люди реально могут приобрести.

Вот говорят: у нас очень большой спрос на жилье. В мировой экономике под спросом понимается: "Я хочу это получить и готов за это заплатить". А для среднестатистического россиянина спрос - это просто сказать: "Хочу квартиру". Так можно создать и спрос на место английской королевы. В России слова часто употребляют в каком-то своем особом смысле. У нас даже есть такой дикий термин - "платежеспособный спрос".

Да, желающие улучшить свои жилищные условия есть на любом этапе развития общества. Был спрос на более удобные пещеры в каменном веке? Был. Люди всегда хотят жить лучше. А имеют ли они на это средства? Вот главный вопрос. Поэтому когда мы говорим о спросе, мы не должны упускать из виду ресурсы, которые его обеспечивают. То есть сколько денег люди готовы вложить в строительство жилья, и каковы должны быть вложения государства. Сколько на эти деньги можно построить домов. И уже тогда определить площадь земельных участков, объемы производства стройматериалов.

Рассуждая о стоимости квадратного метра, не следует забывать, что жилье - это же не просто коробка: стены, пол и потолок. Коробка, может, и стоит 13 тысяч за квадратный метр. А инфраструктура? Нужны инженерные сети, дороги, муниципальные учреждения. И на все это требуются средства. Как можно в этих условиях снизить себестоимость жилья?

- В новом строительстве планируется применять современные ресурсосберегающие технологии, предполагается переходить на автономное отопление...

- Автономное отопление в каких-то случаях эффективно. Но нельзя кидаться из одной крайности в другую. Всем известно, что при выработке электрической энергии выделяется тепло, которое нужно каким-то образом использовать. Значит, в близлежащих от тепловой станции районах не нужны никакие крышные котельные и индивидуальные котлы. Централизованное отопление возле теплоисточника должно быть дешевле индивидуального. А там, где потери тепла в трубах начинают превышать эффект от использования, нужно переходить на автономное отопление.

Я считаю, что не должно быть идеологии безудержного потребления. Надо пропагандировать разумные, оптимальные варианты решения жилищной проблемы. А сегодня в основном рекламируется VIP-жилье. И у человека создается впечатление, что если он живет в обычной квартире, то это ненормально. К тому же мы хотим иметь жилье, как в Америке, Франции, Италии. Но у нас другой климат. Наши предки строили очень компактные дома, где все помещения концентрировались вокруг теплоисточника - русской печи. Дома имели очень толстые стены: чтобы сберегать тепло зимой и прохладу летом. И мы должны по примеру предков соизмерять свои потребности с возможностями.

В свое время меня поразил один эпизод из книги воспоминаний Голды Мейр. Она писала о своей сестре, которая не покупала электрическую кофемолку, а пользовалась ручной. Она считала, что государство еще не настолько встало на ноги, чтобы его жители могли позволять себе такие излишества. А что мы можем себе позволить?

Татьяна МАТВЕЕВА
Газета "Волжская Коммуна"
info.samara.ru

Док. 544703
Перв. публик.: 12.05.06
Последн. ред.: 10.02.09
Число обращений: 152

  • Торкановский Петр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``