В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ника-2007: Остров `Ника` Назад
Ника-2007: Остров `Ника`
Юбилейная церемония старейшей кинопремии России

Юбилейная церемония "Ники" была во всех отношениях неожиданной. Кроме итогов голосования академиков - они были во многом предсказуемы и, как сказал мне в кулуарах известный социолог, свидетельствуют о том, что общество серьезно болеет.

Иррациональное время рождает иррациональность в навязчивых идеях и предпочтениях. Разумному комментарию они не поддаются. Если главный лауреат всех национальных конкурсов фильм Павла Лунгина "Остров", как предполагается, поможет массам, наконец, осознать, что за преступлением (грехом) должно неотвратимо следовать наказание (искупление) - значит, он нужен заблудшему времени. Жаль только, что картины безусловно талантливых молодых авторов "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова и "Живой" Александра Велединского, хоть и предложили ряд новых и важных творческих идей, но оказались в тени произведения более скромных художественных достоинств. Обидно за великолепные работы актеров Виталия Хаева ("Изображая жертву") и Андрея Чадова ("Живой"): они вынуждены были уступить первенство популярному рок-музыканту, который пришел на экран какой есть и был на нем предельно органичным, что в актерском деле можно считать необходимой, но начальной ступенью мастерства.

Не слишком убедителен был выбор академиков в номинации "Лучшая музыка". Айдар Гайнуллин - замечательно одаренный баянист-виртуоз, но каждый, кто однажды слышал музыку Астора Пьяццоллы, с первых звуков узнает в саундтреке фильма "Эйфория" его, а не Гайнуллина, ноу-хау. Вероятно, MTV уже так приучило людей к минимализму в музыке, что оперно-симфонические полотна, предложенные в фильме "Андерсен. Жизнь без любви" Алексеем Рыбниковым - по-моему, безусловным лидером в талантливом квартете кинокомпозиторов, оказались академикам не по зубам.

Впрочем, случайность итогового выбора "электората" - не новинка в эпоху размытых критериев. Расскажу о том, что было неожиданным. Юбилейная "Ника" оказалась необычно серьезной и часто принимала характер ожесточенной дискуссии. Вопрос стоял на гамлетовском накале: где сегодня наше кино?

С экрана дали фрагмент из фильма "Изображая жертву", где герой возглашает (извините, цитата): "Кино - в жопе. Кино - в жопе!".

Более литературно ту же мысль выразил, покидая свой пост президента Киноакадемии, Эльдар Рязанов:

- Наш кинематограф теперь становится все больше и больше, но не могу сказать, что все лучше и лучше. У меня нет никакой эйфории по поводу возрождения нашего кино. До рассвета еще очень далеко. Наше кино теперь в основном подражает посредственным американским фильмам. Не тем прекрасным американским фильмам, которые воспевают красоту человеческого духа и благородство. Мы, как правило, стремимся обставить американское кино по количеству жестокости на экране и более изощренного показа насилия, но забыли о таких категориях, как мастерство и художественность. А если и беремся за актуальные темы, то решаем их в духе газетной публицистики. Вспомните, какие титаны работали в нашей режиссуре еще в 70-80 годы. А теперь у нас исчезли целые жанры: комедии, мюзиклы, мелодрамы, а их место заняло жестокое, необаятельное, часто натуралистическое кино.

Мысль Эльдара Рязанова в стихотворной форме развил писатель Дмитрий Быков, который вышел, чтобы вручить премию за "Открытие года", и адресовал молодым абсолютно сокрушительное послание. Из послания следовало, что вот сейчас кто-то из номинантов унесет с собой "Нику" и вольется в ряды ньюсмейкеров: толпу заинтересует, с кем и с какой стороны он спит, кто его стилист и носит ли он кальсоны. Именно это волнует толпу, а никакое не искусство (в этот момент лица номинантов на экранах мониторов окаменели). Поэтому и бронзовая "Ника", которую он сейчас вручит одному из троих обнадеженных, ровно ничего не стоит, и если обнадеженные с ним согласны, он готов тут же порвать конверт, его не вскрывая. Таким в общих чертах был смысл очень неплохо написанной поэмки, которую стоило бы издать отдельно в качестве приговора нашему кино на все обозримое будущее.

Обоим - и Рязанову и Быкову - эмоционально возразил Андрей Смирнов. Он напомнил: "Ника" - первое дитя свободы в этой стране, не забывайте об этом ни на секунду! Это - признание ревнивых коллег, каждый из которых хотел бы оказаться на твоем месте". И тут же перегнул палку в обратном направлении, в полемическом задоре противопоставив "новое свободное" кино "старому", где, по Смирнову, в год делалось три-четыре настоящих фильма для людей, а все остальные снимались исключительно для начальства. И посоветовал свободным молодым "не слушать ни дедушек, ни бабушек".

Мудрый Алексей Баталов, принимая пост нового президента Киноакадемии "Ника", заявил: "Я ни за что не оставлю то время, когда жили и творили замечательные подвижники русского искусства. Есть некий парадокс в том, что как только рухнули решетки и барьеры социалистического реализма, как мы тут же оказались в новых сетях - телевидения. И наши застарелые проблемы тут же сменились новыми. И молодым людям сегодня не менее трудно найти свое место в искусстве".

Интересную концепцию будущего нашего кино предложил, принимая приз за лучшую роль в фильме "Остров", Петр Мамонов (по уже сложившейся традиции, из телеверсии церемонии половину им сказанного выстригли): "Я вообще не понимаю, почему такой шум вокруг этого фильма. Мне кажется, должно быть или такое кино, или где стреляют - кто что любит. А все остальное надо закрыть. Ведь что такое кино? Это или развлечение или чтобы поплакать. А вообще дураков нет, в спорах этих убедить никого ни в чем нельзя, надо только постараться быть вместе".

В свете этого благоразумного совета забавно выглядело вручение премии "Открытие года" Ивану Вырыпаеву за дебютный фильм "Эйфория". Огласив свою стихотворную филиппику, Дмитрий Быков прочитал название фильма-победителя с явной неприязнью, и первое, что сделал Вырапаев, поднявшись на сцену, - сказал что-то о парадоксах извилистой судьбы, когда вручант вынужден награждать картину, которую он ненавидит. Быков не нашелся, что ответить, но передал премию ее новому владельцу с выразительного расстояния. И ушел со сцены раньше триумфатора. "Постараться быть вместе" не получалось: эстетические споры у нас теперь покруче былых идейных.

Эта стихийно сложившаяся драматургия вечера витала поверх его сценария, на этот раз тоже непривычно строгого, словно академия "Ника" решила стать академичной и в праздник, панибратство сменилось душевностью. Церемонии это пошло на пользу - так смешливая дива разбитных южных кровей, сбросив лишний вес, становится изысканной и столичной.

Как всегда, "лауреатам и участникам ХХ торжественной церемонии вручения Национальной премии "Ника" Российской академии кинематографических искусств" прислал теплое приветствие президент России Владимир Путин, отметивший, что "за два десятилетия своего существования "Ника" стала одной из наиболее престижных наград в области киноискусства. Стать ее лауреатом - заветная мечта и метров отечественного экрана, и, конечно, талантливых дебютантов". В кулуарах изголодавшиеся по творческому общению кинематографисты радостно обнимались и подолгу хлопали друг друга по плечу. Под песню Юрия Шевчука помянули великих мастеров, ставших лауреатами "Ники" в разные годы и оставивших нам свои шедевры. Вечер украсили несколько отличных концертных номеров: Людмила Гурченко, поздравившая Эльдара Рязанова с вручением премии "За честь и достоинство" песней из его фильма "Вокзал для двоих", вокал-группа "Космос" из Риги, кинокапустник - один из самых удачных за его двадцатилетнюю историю, губернатор Калининградской области Георгий Боос, выступивший в амплуа поп-звезды, и Максим Галкин, откомментировавший все происходящее в блестящих, как всегда, пародиях. Хозяин церемонии Юлий Гусман мужественно отстоял на сцене все четыре часа и, отбросив панибратство, стал еще более остроумным.

Договорились встретиться через год на XXI "Нике", а также в 2017 революционном году - едва ли не все выступавшие выражали желание присутствовать на следующем юбилее первой из негосударственных премий страны. Потому что, как сказала актриса Нина Усатова, "только на "Нике" можно увидеть столько милых и дорогих людей".

26.03.2007
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"

Док. 544769
Перв. публик.: 26.03.07
Последн. ред.: 10.02.09
Число обращений: 132

  • Усатова Нина Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``