В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Без русских в космосе мы - ничто`, - признался американский астронавт Назад
`Без русских в космосе мы - ничто`, - признался американский астронавт
4 апреля на Физтех с очередной лекцией приезжал выпускник факультета аэрофизики и космических исследований Юрий Михайлович Батурин. И хотя сейчас Юрий Михайлович практически не дает интервью печатным изданиям, он согласился поговорить с корреспондентом "За науку".


- Приближается День космонавтики, по праву отмечаемый в России (прежде в СССР). Однако создается впечатление, что в последние годы США начинают опережать Россию в плане космических исследований и разработок в освоении космоса. Так ли это?

- Прежде всего, я хотел бы поздравить с наступающим Днем космонавтики всех физтехов, которые работают в космической отрасли, и особенно студентов, выпускников и руководство ФАКИ.

Несмотря ни на что, Россия в космической отрасли до сих пор остается на довольно достойных позициях. Что значит "США начинают опережать"? У них много денег, а у нас мало. Этим и определяется соотношение сил. Конечно, сейчас США - ведущая сила в создании Международной космической станции, но только потому, что Америка вкладывает туда больше всех денег. У них нет ни опыта в создании подобных созданий, ни в их эксплуатации. Те месяцы, в течение которых американские астронавты летали на станции "Мир", дали им нормальную для эксплуатации станции подготовку, но недостаточную для того, чтобы с проскальзывающей у них ноткой самоуверенности говорить: "Русские нам уже не нужны". Потому что американцы умеют далеко не все. Ведь в космосе на каждом шагу сталкиваешься с неожиданностью, с неведомым. И опыт советский, опыт российский, я думаю, во многом еще поможет не только Америке, но и другим странам, которые собираются исследовать космос.

Конечно, командовать на этой международной станции, по-видимому, дальше будут американцы. Но все корабли-спасатели, все, что связано с доставкой в космос, - это наше. Они без нас пока ничего не могут делать, сами американцы только готовятся делать свой спасатель, но пока его нет, и будет он не скоро. Еще очень долгое время они будут заинтересованы в наших специалистах.

Мнение "космических" чиновников и мнение людей, побывавших в космосе, сильно различаются. Я разговаривал с американскими астронавтами и космонавтами из других стран, приехавшими в Российский центр подготовки космонавтов. У этих людей, перенесших на себе космические испытания, в отличие от чиновников или политиков мнение о космическом первенстве совсем другое. Один из американских астронавтов мне сказал: "Без русских в космосе мы - ничто". Этот пример показывает, что американцы, которые проходили у нас подготовку и летали с нашими ребятами, осознают реальное положение дел и соотношение сил. И от них никогда не увидишь взгляда свысока и пренебрежительного заключения, что русские теперь отстали, и можно действовать уже без них.

- Что происходит сейчас с ВПК в целом? В прежние годы основным потребителем выпускников МФТИ был именно ВПК. Сейчас ситуация изменилась. Существует ли в ВПК потребность в физтехах, и есть ли там места с адекватной оценкой талантов и знаний выпускников нашего элитарного вуза?

- Сегодня ВПК находится в очень тяжелом, сложном положении. Меня всегда поражал тот богатый потенциал ВПК, который достигнут в прошлых десятилетиях. Даже сейчас, когда нет денег, рождаются новые идеи и совершенствуется кое-что из старых разработок. ВПК представляется мне сокровищницей научно-технических заделов, которые еще долго можно использовать. Проблема состоит в том, что среднее поколение уходит, старшее ушло еще раньше, а молодежь в ВПК не идет. Теряется непрерывность передачи знаний: все, что можно передать только лично, из рук в руки, из головы в голову, сейчас не передается, а значит, исчезает. Если молодежь не придет, будет потеряно все накопленное, и пока еще существующее.

Нужны ли ВПК физтехи? Да. Если говорить об идущей сейчас реформе в Вооруженных силах, она должна быть направлена на создание армии завтрашнего дня. Это означает, что армия должна быть очень хорошо технически оснащена. Для успеха реформы нам нужно решить задачу сверхсложную - переходить к вооружению не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, чтобы успеть наверстать упущенное. Думаю, кроме физтехов, вряд ли кто-то может быть к этому готов. Недавно министром обороны стал человек с инженерной подготовкой, с инженерными знаниями. Он это понимает.

Ведь сегодня необходимо, чтобы высшее руководство Вооруженных сил и государственное руководство очень хорошо ориентировалось в военно-технической ситуации. Мы вырулили на эту плоскость и можем двигаться в нужном направлении. Если вдруг произойдут какие-то перемены, придут новые люди, - мы потеряем, то, что есть. Для военной реформы, для ее успеха физтехи должны и могут сделать многое. Потому что четко видно: в сугубо технических организациях физтехи играют ключевую роль.

- Насколько оправданно применение физтехов не по прямому назначению? Сегодня многие выпускники идут не в науку, а в бизнес...

- Я считаю, что работа в банке или управление компанией - вполне достойные занятия. Главное, чтобы за этими новыми тенденциями не было утеряно из программы подготовки то, чем мы были сильны всегда - фундаментальные науки, прикладные разработки. Плохо будет, если уклон в бизнес станет происходить за счет сокращения науки.

Физтехи всегда должны быть в тех областях, где существует неопределенность, где есть проблемы, и непонятно, как их решать. А такая ситуация сейчас везде. И в экономике, и в политике. Поэтому, я считаю, что нужно перестраивать систему образования, немного изменять подготовку, которую дает Физтех. При этом нельзя снижать то, что было наработано за прошедшие годы.

- Вы сейчас читаете в МФТИ курс лекций. Каковы ваши дальнейшие планы на Физтехе? Не думали об открытии кафедры?

- Мой курс лекций пока довольно ограниченный: читаю раз в две недели, но надеюсь, в следующем семестре у меня ситуация будет легче, и лекции пойдут чаще. О кафедре я пока не думаю. Два-три года почитаю лекции, а потом можно будет принимать какие-то более серьезные решения.

Помимо лекций, работаю со студентами и в индивидуальном порядке. У меня есть дипломники и студенты более младших курсов с разных факультетов. Мы с ними занимаемся темами на стыке математики, физики и политики. Со своих предыдущих должностей я ушел. Возможно, в будущем моя преподавательская деятельность на Физтехе станет несколько шире.
Подготовил
М.Михайлов
Источник: "За науку", 1998, 10 апреля, N 16.

viperson.ru

Док. 544909
Перв. публик.: 10.02.98
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 392

  • Интервью с Батуриным
  • Физтех

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``