В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Баязит Бикбай: `А жить на этом свете стоит...` Назад
Баязит Бикбай: `А жить на этом свете стоит...`
Первый сборник стихов 23-летнего Баязита Бикбая вышел в свет в 1932 году. Одновременно с ним изданием своей первой поэтической книжки дебютировал его друг Галимов Салям, который был на два года моложе Баязита. Спустя три года Бикбай посвятил Саляму свое стихотворение "Жизнь":
Не удлиняло долголетье
Жизнь человека никогда.
Умей же, миг прожив на свете,
Живым остаться навсегда.
Немало на земле поэтов,
Забытых в беге лет и дней.
Жизнь Пушкина, как вспышка света,
А он живет в сердцах людей.
Сегодня эти восемь строчек воспринимаются как пророческие. Дело в том, что через четыре года после появления стихотворения тот, кому оно посвящено, умрет в Ленинграде во время учебы в аспирантуре в возрасте 28 лет. Однако и за то короткое время, которое было отпущено ему судьбой, Салям успеет не только расширить горизонты национальной поэзии темами своих произведений, их жанровым разнообразием, но и обновить интонационно-ритмическое звучание стиха, благодаря чему его поэмы, оды и баллады стали этапным явлением в башкирской литературе, вошли в ее золотой фонд.
Впрочем, автор приведенного выше стихотворения, выражая в нем жизненное кредо, обращает свой призыв следовать ему в первую очередь, конечно же, самому себе. И он следовал ему. В этом убеждает все его обширное творческое наследие.
Как же, когда и с чего начинался поэт, прозаик и драматург Баязит Бикбай?
Печататься он начал в 15 лет, учась тогда в Башкирском педагогическом техникуме, располагавшемся в Оренбурге, в знаменитом Караван-сарае, построенном на средства башкир по инициативе генерал-губернатора Перовского и ставшим альма-матер для многих деятелей национальной культуры.
В предисловии к "Антологии поэзии Башкортостана" председатель Союза писателей РБ Равиль Бикбаев пишет: "В 30-х годах в башкирскую литературу хлынула целая волна молодых поэтов, что стало уникальным явлением во всей истории нашего народа. Галимов Салям, Рашит Нигмати, Баязит Бикбай, Хай Мухамедьяров, Салях Кулибай, Кадыр Даян, Ханиф Карим, Максуд Сюндюкле, Гайнан Амири, Мухутдин Тажи, Хусаин Кунакбай, Акрам Вали, Малих Харис, Мустай Карим, многие другие поэты, те, кто, не достигнув и тридцати, погибли на полях Великой Отечественной - именно из них состоял этот бурлящий поток. Это было поколение тех , чье детство пришлось на революционные годы, кто с малолетства был пронизан духом новых свершений, кто с искренним задором пел новые песни, получал знания в новых школах и высших учебных заведениях, кто был полон гордости за свою новую Отчизну. Воспитанные в подобном духе, эти поэты были по-настоящему "детьми социализма", яркими представителями новой формации".
Во многих стихах этого этого периода Баязит Бикбай воспевает рост классового самосознания трудящихся, их активное участие в строительстве новой жизни. Крупным успехом молодого поэта и заметным явлением в башкирской поэзии стала его поэма "Земля", в которой с использованием фольклорных мотивов создан величественный образ родной земли, этот образ вобрал в себя историческое прошлое и настоящее башкирского народа. Она начинается строкой, ставшей крылатой: "Тело Башкортостана стало черным от тысячи ударов плетьми". Поэма по своей жанровой природе является современным героическим эпосом историко-фольклорного типа.
По состоянию здоровья Баязит Бикбай не мог быть призван в армию и попасть на фронт в годы Великой Отечественной войны. Но в силах поэта было к штыку приравнять свое перо. В лихую военную годину выходят сборники его стихотворений "Огненные дороги", "Наш город", "Платочек", в которых он воспевает героизм и мужество советских солдат, самоотверженный труд тех, кто ковал победу в цехах заводов, на полях и фермах, обеспечивая фронт оружием и продовольствием, всем необходимым. Поэтическое слово Баязита Бикбая становится метким и проникновенным, оно трогает душу воина и труженика тыла. В это же время он создает пьесы военно-патриотического звучания - "Родина зовет", "Дети одной семьи", "Кахым-туря", пишет очерк "Хабирьян, купивший самолет".
Но в то время как массовый читатель с большим интересом и тепло воспринимал произведения поэта и драматурга, читатели из директивных органов вдруг усмотрели в них нечто "крамольное". В постановлении Центрального Комитета правящей партии от 27 января 1945 года были подвергнуты уничтожающей критике ряд произведений советских писателей, в том числе двух башкирских - Мухаметши Бурангулова и Баязита Бикбая. Так, пьеса последнего "Кахым-туря" была определена как произведение, противопоставляющее русских и башкирских воинов, искажающее историю участия башкир в войне 1812 года. Разумеется, такая оценка со всеми вытекающими из нее оргвыводами была ударом не только для названных писателей, но и для всей творческой интеллигенции республики, поскольку была очевидна несправедливость и надуманность критики, содержащейся в партийном документе.
Но Баязит Гаязович не опустил руки: мужественно перенеся этот удар, он не снизил накала своего творчества. Он пишет героико-драматическую поэму "Салават", на основе которой создает затем либретто для оперы Загира Исмагилова "Салават Юлаев", а также либретто для опер "Шаура", "Кахым-туря", "Современники", "Азат" и музыкальной комедии "Кодаса". Переводит на башкирский произведения Максима Горького, Ивана Тургенева, Константина Иванова, Максима Рыльского, Самуила Маршака.
Новаторским явлением в башкирской литературе стали его прозаические произведения - роман "Когда разливается Акселян", автобиографические повести "Аксяска" и "Живые родники". Роман посвящен формированию в обществе новых типов людей и социальных групп. Его герой Фахри, личность незаурядная, ему трудно жить и проявить себя в тесных рамках существующего строя с его строго установленными нормами и требованиями. В итоге, не найдя своего места в жизни, он гибнет. Писатель впервые раскрывает трагедию личности, которая происходит на фоне, казалось бы, благополучного и справедливого общества с его коллективизмом и заботой о людях, когда принято было считать, что, как поется в широко известной песне, "никто у нас не лишний".
Роман и повести написаны с глубоким проникновением в психологию героев, отличаются богатством языка. Очень лиричны последние стихи Баязита Бикбая, в которых он размышлял о прожитых годах, о судьбах современников. В них лейтмотивом звучит его по-прежнему неутоленная жажда творчества, остро выражено желание оставить людям такое "слово золотое", которое служило бы века. Об этом он пишет в стихотворении "Желание".
И уголек, покрытый пеплом,
Еще огонь таит внутри,
Но он умрет без встречи с ветром...
Гори ж, душа моя, гори!
Твори! Спеши! Не знай покоя.
Не вечен сердца перестук.
А жить на этом свете стоит,
Чтоб песни слово золотое,
Как птицу выпустить из рук.
Чтобы оно, вспарив однажды,
Служило людям бы века,
Как умирающим от жажды
Живые струи родника.
Хотя в его наследии более сорока книг, наверное, он успел бы написать больше, если бы был свободным художником. Но, будучи профессиональным литератором, он тем не менее вынужден был почти всю жизнь выполнять какие-то должностные обязанности в редакциях журналов, газет, в театре, в Союзе писателей и так далее.
Он умер 2 сентября 1968 года, не дожив до своего 60-летия четыре месяца и одну неделю. В 1970-м году ему посмертно была присуждена Республиканская государственная премия имени Салавата Юлаева - за первый том пятитомного собрания избранных произведений. На доме в Уфе, где он жил, установлена мемориальная доска, его именем названа улица в микрорайоне Сипайлово. В историко-краеведческом музее села Ермолаево - административном центре родного ему Куюргазинского района - есть посвященная ему экспозиция с личными вещами, книгами и рукописями писателя.
А 9 января исполняется 100 лет со дня его рождения. Есть повод добрым словом помянуть этого человека - заслуженного деятеля искусств республики, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", большого писателя и труженика Баязита Гаязовича Бикбая.

08.01.09
Александр Зиновьев
www.bashinform.ru

Док. 547846
Перв. публик.: 08.01.09
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Бикбаев Равиль Тухватович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``