В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Чернышев: Тезисы выступления на коллегии Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области по итогам работы за 2008 год Назад
А.Чернышев: Тезисы выступления на коллегии Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области по итогам работы за 2008 год
Уважаемые друзья!

Сегодня мы подводим итоги работы налоговой службы области за 2008 год и определяем задачи на предстоящий период. Этой встрече я придаю большое значение, так как от эффективности вашей деятельности, особенно в условиях кризиса, во многом зависит обеспечение социальной стабильности в регионе, реализация намеченных нами программ и планов.
В прошедшем году в Оренбуржье сохранялись положительные тенденции развития экономики. Индекс промышленного производства составил 104,7% (в 2007 году - 110,7%). Введено в строй 780 тыс. кв. м жилья, объем продукции сельского хозяйства превысил 56,5 млрд. рублей (113,4% к уровню 2007 года). Денежные доходы на душу населения выросли на 34%, среднемесячная заработная плата превысила 12,5 тыс. рублей. Закончена газификация крупных населенных пунктов, велось строительство автодорог, школ, больниц, других объектов социальной сферы.
Рост экономических показателей развития региона способствовал увеличению налоговых поступлений. На территории области мобилизовано более 124 млрд. рублей налогов и сборов с ростом на 21,6% к уровню 2007 года (+ 22 млрд. рублей).
В консолидированный бюджет области поступило 66,1 млрд. рублей, что на 16,2 млрд. больше, чем было получено в 2007 году (рост 32%). Бюджет исполнен на 100,3%, областной - на 100%. В местные бюджеты поступило 13,2 млрд. рублей - на 33% больше предыдущего года. И в этом большая заслуга налоговых органов.
Но вместе с тем, поступления в бюджет могли быть и выше - за счет сокращения недоимки по налогам, которая на 1 января 2009 года в бюджеты всех уровней составила 2,8 млрд. рублей, в том числе по региональным налогам - 190 млн. рублей, местным - 196 млн. рублей, налогам со специальными налоговыми режимами - 71 млн. рублей. По сравнению с началом года недоимка увеличилась на 616 млн. рублей.
В истекшем году на 3 млрд. рублей увеличилось поступление налога на прибыль организаций, составив 19,8 млрд. рублей. Хотя в ряде территорий такие поступления уменьшились по сравнению с предыдущим годом. Но это вызвано объективными причинами - на мировом рынке значительно снизились цены на черные и цветные металлы, другие сырьевые товары. И в первую очередь, это отразилось на бюджетах городов Гая и Орска.
В 2008 году резко увеличилась недоимка по налогу - в 1,8 раза (с 460 до 840 млн. рублей), причем в основном, по предприятиям, находящимся на контроле налоговых инспекций г.Оренбурга. По каждому налогоплательщику, имеющему недоимку, необходимо тщательно разобраться в причинах неплатежей. Возможны случаи уклонения от уплаты налога, связанные с проблемами производственного характера.
По результатам деятельности за январь-ноябрь 2008 года 107 организаций имели убыток в размере 1,1 млрд. рублей. Возможен рост числа таких предприятий, и они должны быть на особом контроле налоговых органов.
Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 14млрд.860 млн. рублей, рост - 3,7 млрд. рублей - обеспечен по всем городам и районам области.
В сегодняшних сложных условиях для местных бюджетов особенно важную роль играют региональные и местные налоги, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры рынка и зачисляются, как правило, полностью в местные бюджеты.
Так, поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности составили 595 млн. рублей с увеличением на 56 млн., а в некоторых территориях рост произошел более чем на 20%. В то же время в Адамовском, Гайском, Грачевском, Кваркенском, Красногвардейском, Новоорском районах поступления уменьшились. Причем, снижение составило от 5 до 30%.
Возможности по увеличению налогооблагаемой базы имеются в каждой территории, но и контрольные функции со стороны налоговых органов за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями налогового законодательства необходимо усилить. Недоимка по налогу составляет 37 млн. рублей или 6% от поступившей суммы, и по сравнению с началом года увеличилась во всех городах (за исключением Оренбурга) и в Беляевском районе.
На 18 млн. рублей увеличились поступления по налогу на имущество физических лиц. Но, несмотря на это, они остаются незначительными - 79 млн. рублей. В объеме доходов местных бюджетов на их долю приходится 0,6 процента. В городе Бузулуке, Беляевском, Гайском, Кувандыкском районах поступления по налогу уменьшились, причем, в Гайском районе - на 25%, а в Кувандыкском - на 31%. В городе Медногорске, Грачевском, Оренбургском районах поступления практически сохранились на уровне 2007 года. Местные бюджеты недополучают указанный налог, так как значительная часть объектов недвижимости, принадлежащая физическим лицам, не зарегистрирована в установленном порядке. Соответственно, налог на указанное имущество не начисляется и не взимается. В текущем году необходимо не только продолжить, но и активизировать работу по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, в полной мере использовать возможности сбора платежей с привлечением местных администраций, сократить задолженность, составляющую около 30 млн. рублей. Недоимка имеется во всех городах и районах области.
Одним из основных источников пополнения местных бюджетов является земельный налог. В прошедшем году поступления по этому налогу увеличились на 46%, составив 1,3 млрд. рублей, что на 411 млн. рублей больше предыдущего года. Это результат проделанной работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и совершенствованию налогооблагаемой базы. Однако решены еще не все вопросы с налогооблагаемой базой, не завершена работа по оформлению права собственности на земельные участки. В области есть возможность получать в доходы местных бюджетов как минимум 1,5 млрд. рублей земельного налога, и эту возможность упускать нельзя.
Поступления земельного налога увеличились во всех муниципальных образованиях, за исключением Бузулукского района, где в результате принятого решения о снижении ставки по налогу с 0,3 до 0,15 % такие поступления уменьшились более чем на 30%. В городе Новотроицке объем поступлений сохранился на уровне 2007 года.
Недоимка по сравнению с началом года увеличилась более чем на 40 млн. рублей (на 1 января 2009 - 143 млн. рублей). Только в одном Новоорском районе она составляет 57 млн. рублей. В Домбаровском и Светлинском районах задолженность увеличилась в 4 раза, в Октябрьском районе - более чем в 3 раза, в городах Медногорске, Новотроицке, Оренбургском, Переволоцком, Сакмарском, Саракташском, Ясненском районах недоимка выросла в 2 раза.
В прошлом году в доходы местных бюджетов было передано 70% транспортного налога и как следствие - поступления увеличились более чем на 60%, составив 692 млн. рублей, а в ЗАТО "Комаровский", Абдулинском, Александровском, Бузулукском, Новоорском, Пономаревском, Сорочинском, Тоцком районах поступления по налогу увеличились в два раза. Заинтересованность местных органов власти и совместная работа с налоговыми органами принесли свои результаты. В то же время имеется недоимка по налогу в сумме около 150 млн. рублей. На фоне ее снижения в целом по области на 50 млн. рублей в г.Орске, Беляевском, Домбаровском, Кувандыкском, Курманаевском, Новоорском, Переволоцком районах недоимка увеличилась.
В прошедшем году Оренбуржье перечислило в федеральный бюджет 62% доходов, собираемых на территории области (для сравнения: в 2005 году - 32 %, в 2006 году - 69%, в 2007 году - 63%). Из общей суммы собранных платежей в области осталось 38%. При этом расходы бюджета увеличились на 18,8 млрд.рублей, составив 66 млрд. рублей.
Объем денежных выплат из консолидированного бюджета составил 24 млрд. рублей, что на 2,4 млрд. больше, чем в 2007 году. На областную инвестиционную программу выделено 5,2 млрд. рублей, на образование - 14,8 млрд. рублей (+3,8 млрд. рублей к 2007 году), на здравоохранение и спорт - 14 млрд. рублей (на 3,5 млрд. рублей больше), на дорожное хозяйство - 5 млрд. рублей, на 1,2 млрд. рублей больше по сравнению с 2007 годом.

В этом году впервые основной финансовый документ области принят на трехлетний период. Бюджет на 2009 год утвержден в меньшем объеме, чем исполнен в 2008 году. Тем не менее, он имеет ярко выраженную социальную направленность. Несмотря на все сложности, в текущем году предусмотрено увеличение стипендий учащимся, пособий по опеке и попечительству, ежемесячных детских пособий, увеличен размер дотации на питание школьников, на 15% запланировано увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы. За счет увеличения МРОТ автоматически возрастают все денежные выплаты, производимые из областного бюджета.
Однако в последние 2-3 месяца наблюдается уменьшение налоговых поступлений. В январе текущего года в областной бюджет поступило 1,4 млрд. рублей налогов и сборов. Это на 500 млн. рублей меньше января 2008 года.
Снижение цен на углеводородное сырье и металлы заметно отразились на деятельности предприятий нефтяной и газовой отраслей, черной и цветной металлургии. Ухудшились результаты деятельности предприятий, которые ориентированы на экспорт (машиностроительные комплексы в Бузулуке, Орске), а соответственно, снизились и налоговые платежи в бюджет.
Мы принимаем все возможные меры по минимизации последствий кризиса. Создан и действует антикризисный штаб, осуществляется комплекс мероприятий по стабилизации экономики, незамедлительному решению проблем, связанных с занятостью людей, своевременной выплатой заработной платы, пенсий, других социальных пособий.
Составлен федеральный список системообразующих предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. Туда вошли более 20 предприятий нашей области. Определены меры поддержки и на региональном уровне. Среди областных предприятий, особо нуждающихся в помощи, Орский завод холодильников, Буруктальский никелевый завод, ОАО "Киембаевский ГОК "Оренбургские минералы", Бугурусланский завод "Радиатор" и другие. Разрабатывается дополнительный комплекс мер по поддержке предприятий машиностроительного комплекса и легкой промышленности. На субсидирование процентных ставок по кредитам в областном бюджете предусмотрено 20 млн. рублей. Принимаются меры по размещению государственного (муниципального) заказа на предприятиях Оренбургской области.
Осуществляется поддержка агропромышленного комплекса, на эти цели в областном бюджете предусмотрено почти 2 млрд. рублей. Реализуется комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Для поддержки предпринимателей созданы Гарантийный Фонд и Фонд смешанных инвестиций. Получит поддержку жилищное строительство, будет оказано содействие гражданам на рынке жилья. Продолжится работа по реализации крупнейших инвестиционных проектов, созданию дополнительных рабочих мест.
В условиях кризиса Правительство области считает необходимым снизить налоговую нагрузку на предприятия, усилить стимулирующую роль налоговой системы и тем самым поддержать деловую активность в реальном секторе экономики. В текущем году семи предприятиям области предоставлены льготы в виде пониженной ставки по налогу на прибыль.
Необходимо иметь в виду, что на 1 января 2009 года переплата налога на прибыль организаций составила 1,6 млрд. рублей. Допустить единовременный возврат из бюджета таких сумм - значит приостановить финансирование намеченных мероприятий. Правительством области в адрес 130 налогоплательщиков были направлены соглашения о реструктуризации переплаты по налогу на прибыль. Работа в этом направлении продолжается. Но и налоговые органы должны отслеживать ситуацию, своевременно информируя Правительство области о поданных заявлениях на возврат указанных сумм или зачет в уплату других налогов. В решении этого вопроса действия налоговых органов и Правительства области должны быть совместными и согласованными.
Налоговым органам необходимо повысить требования к налогоплательщикам для обеспечения своевременной и полной уплаты в бюджет установленных налогов и сборов. Надо активизировать работу по привлечению физических лиц к декларированию дополнительно полученных доходов, обеспечить проведение проверок по соблюдению налогового законодательства организациями и индивидуальными предпринимателями, которые облагаются единым налогом на вмененный доход, принимать другие установленные законодательством меры.
При этом надо учитывать, что в настоящее время ситуация с задолженностью по платежам перед бюджетами всех уровней во многом обусловлена влиянием на состояние платежеспособности хозяйствующих субъектов последствий мирового кризиса. А значит нужно более взвешенно подходить к вопросам, связанным с процедурой банкротства организаций. В этой работе необходимо взаимодействовать с органами исполнительной власти области, главами муниципальных образований и вместе достигать положительных результатов, исключая негативные последствия этой процедуры.

Уважаемые друзья!

Реализация стратегических направлений бюджетной политики на 2009 год и плановый период потребует большой концентрации усилий со стороны налоговых органов, всех соответствующих служб по мобилизации доходов в бюджет и повышению эффективности финансовой деятельности предприятий и организаций. Необходимо использовать все имеющиеся резервы для расширения налогооблагаемой базы, задействовать все доступные механизмы, чтобы повысить уровень собираемости налогов, выполнить взятые обязательства.
Уверен, что сложившаяся система взаимодействия между Правительством области и Управлением федеральной налоговой службы, совместная напряженная работа позволят нам преодолеть имеющиеся трудности и выполнить все поставленные задачи.
Доброго вам здоровья и больших успехов в профессиональной деятельности!


www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702284

Док. 547962
Перв. публик.: 12.02.09
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``