В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Чернышев: Тезисы выступления на итоговой коллегии прокуратуры Оренбургской области Назад
А.Чернышев: Тезисы выступления на итоговой коллегии прокуратуры Оренбургской области
Уважаемые друзья!

Сегодняшнее заседание коллегии посвящено итогам работы прокуратуры в прошедшем 2008 году и основным направлениям деятельности в 2009-м.
В области сложилась определенная система взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и общественных организаций в решении проблем предупреждения и пресечения любых противоправных действий. Все наши планы и замыслы невозможно осуществить без обеспечения безопасности личности, общества и государства, поддержания экономической и социальной стабильности в регионе. Важная роль в решении этих задач отводится органам прокуратуры, которые призваны координировать всю работу, направленную на укрепление законности. Это налагает на вас особую ответственность за неукоснительное соблюдение прав и интересов граждан.
Оценивая работу прокуратуры в прошедшем году, необходимо отметить, что вы добились роста всех основных показателей профессиональной деятельности. Рассмотрено рекордное число обращений граждан - более 19 000. В результате осуществления комплекса профилактических мер удалось добиться снижения общего количества зарегистрированных преступлений в сравнении с 2007 годом на 16,7 % (РФ -10,8%, ПФО -13,2%). Число тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось на 17,9% (с 11009 до 9041).
За 2008 год в ходе прокурорских проверок было вскрыто более 2000 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе (за 2007 - 1 376). По протестам прокуроров изменено или отменено около 300 правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих коррупциогенные риски (в 2007 году 299). По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 140 должностных лиц различных органов власти.
Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является борьба с коррупцией. 30 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный Закон "О противодействии коррупции". В нем даны юридические определения коррупции, определены меры по ее профилактике, выстроена система борьбы с коррупционными проявлениями во всех сферах государственной деятельности.
В нашем регионе в 2008 году организация и проведение работы по борьбе с коррупцией улучшились. Правоохранительными органами выявлено 167 фактов взяточничества, что на 4,4 % больше, чем в прошлом году. К уголовной ответственности привлечены 3 главы сельских администраций, 5 работников органов местного самоуправления, 4 должностных лица органов государственного управления. В правоохранительных органах выявлено 7 фактов взяточничества, к уголовной ответственности привлечены 8 работников ОВД и 3 судебных пристава.
Правительство области всецело поддерживает работу прокуратуры по борьбе с коррупцией. В 2008 году принята соответствующая областная целевая программа. Усилен контроль за реализацией приоритетных национальных проектов, особенно в сфере АПК. Определенные успехи достигнуты в раскрытии преступлений в органах внутренних дел, обеспечении законности при учете заявлений и сообщений о преступлениях.
Сегодня мы, как и другие регионы России, уже ощутили негативное влияние мирового кризиса. Снижение цен на углеводородное сырье и металлы заметно отразилось на деятельности предприятий нефтяной и газовой отраслей, черной и цветной металлургии. Все это приводит к ухудшению экономического положения работников предприятий, которых переводят на сокращенный рабочий день, низкоквалифицированный труд, а то и просто увольняют. В этих условиях нам очень важно сохранить кадровый потенциал предприятий. Поэтому от органов прокуратуры мы ожидаем твердой и принципиальной позиции по правовой защите этой категории граждан. В связи с этим абсолютно правильным является решение Светлинской прокуратуры о возбуждении административных дел против руководства Буруктальского никелькомбината, выставившего на улицу своих рабочих без соблюдения предусмотренных законом процедур.
Президентом и Правительством России определена еще одна важная задача, решением которой должны заняться органы прокуратуры: устранение ненужных административных барьеров в осуществлении предпринимательской деятельности. В законодательство внесены серьезные изменения для защиты предпринимателей. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. на органы прокуратуры возлагаются функции по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении органами государственного и муниципального контроля плановых и внеплановых проверок. Вступая в силу с 1 июля 2009 года, закон четко разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта федерации и местного самоуправления, регламентирует их взаимодействие, устанавливает порядок организации и проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора в сфере защиты прав предпринимателей, нынешнее законодательство нуждается в дальнейшей корректировке. В прошедшем году министерством экономического развития и торговли Оренбургской области был проведен мониторинг, в ходе которого опрошена 1000 представителей субъектов малого предпринимательства по вопросу эффективности реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)". Выявлено, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом количество проверок предпринимателей контрольными органами выросло более чем на 70%. Наиболее часто проверяют предприятия органы Роспотребнадзора (СЭС), Госпожнадзора, а также органы внутренних дел, на неправомерность действий которых указывают 40 процентов респондентов.
Так, 21 января 2009 года представителями ОБЭП УВД по г. Оренбургу и по Центральному району г.Оренбурга была проведена проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО "Экспертиза". Постановление о проведении проверки основывалось на недействующем законодательстве, а именно пункте 25 статьи 11 Закона РФ "О милиции", утратившем силу с 10 января 2009 г. Это недопустимо.
В сложившейся ситуации органам прокуратуры необходимо принимать решительные меры по пресечению подобных нарушений законодательства. Иначе предприятия, задавленные с одной стороны дефицитом оборотных средств, а с другой - бесконечными проверками, начнут закрываться либо уходить в теневой сектор, а государство не получит налоговых поступлений. В итоге пострадают все.
Уверен, что контроль прокуратуры за неукоснительным выполнением закона позволит устранить необоснованные проверки хозяйствующих субъектов и обеспечить эффективную защиту прав предпринимателей от неправомерных действий чиновников.
Возможно, стоит использовать опыт других регионов. Так, в настоящее время при многих региональных прокуратурах созданы общественные советы по защите малого и среднего бизнеса с участием представителей предпринимательских кругов. С их помощью выявляются конкретные нарушения закона и вырабатываются предложения о том, как ликвидировать административные ограничения, мешающие предпринимательской деятельности.
Конечно, государственный контроль над бизнесом необходим, и в первую очередь для того, чтобы предотвращать причинение вреда безопасности общества, жизни и здоровью граждан. Но действия контролирующих органов должны быть направлены исключительно на пресечение нарушений закона недобросовестными предпринимателями, не ущемляя прав и интересов законопослушных представителей бизнеса.
В нынешних сложных условиях следует более взвешенно и особо тщательно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений граждан, чтобы избежать негативной реакции населения. Считаю, что руководство областной прокуратуры должен настораживать тот факт, что из года в год растет число жалоб на действия работников прокуратуры.
(Из учреждений УИН за 2007г. - 203 жалобы, за 2008г. - 254;
от граждан за 2007г .- 37 обращений, за 2008 г.- 45).
В качестве примера можно привести рассмотрение жалобы гражданки Игнатьевой Г.Д. на необоснованное взимание с нее архивом г. Оренбурга платы за справку о зарплате. Прокуратурой Промышленного района было вынесено решение о законности действий администрации архива. Чтобы восстановить веру гражданки в справедливость закона, потребовалось вмешательство прокуратуры города, указавшей на нарушение сотрудниками архива ст.39 Конституции Российской Федерации.
К сожалению, в наступившем году, в условиях замедления темпов роста промышленного производства, а также свертывания ряда важных программ, прогнозируется рост преступности в регионе. Уже сейчас в милицейских сводках фиксируются грабежи, растет число краж, других правонарушений. В том, чтобы эти явления не приняли массового характера, важная роль принадлежит органам прокуратуры.
С учетом прогноза развития криминогенной ситуации следует ожидать, что нагрузка на суды и прокуроров только возрастет. Поэтому, чтобы качество вашей работы не пострадало, Правительство области готово поддержать обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой об увеличении штатной численности областной прокуратуры.
Говоря о текущих делах в регионе, коротко хотел бы остановиться на итогах социально-экономического развития в прошедшем году. В истекший период экономика области в целом работала динамично. Индекс промышленного производства составил почти 105% (104,7). Это неплохой показатель, но в сравнении с 2007 годом (111,9 %) наблюдается замедление темпов роста, вызванное распространением кризисных явлений на реальный сектор экономики.
По предварительным данным, ввод жилья составил около 800 тыс. кв. метров. Объем продукции сельского хозяйства превысил 55 млрд. рублей (55,3), это 107% к уровню 2007 года. Собрано около 4 млн. тонн зерна - самый высокий показатель за последние годы.
Закончена газификация крупных населенных пунктов, продолжалось строительство дорог, особенно в сельской местности, школ, больниц, других объектов соцкультбыта.
Экономический рост способствовал увеличению доходов консолидированного бюджета (почти в 10 раз по сравнению с 2000 годом) и повышению уровня жизни населения. Денежные доходы на душу населения выросли более чем на 36%, среднемесячная заработная плата - почти на 30%, а оборот розничной торговли - на 24,6 % (первое место среди регионов ПФО). Реальные доходы увеличились на 18,4%, рост потребительских цен составил 12,5% (хлеб, молоко, растительное масло).
2009 год будет сложным и напряженным. Правительством области осуществляется комплекс мер по минимизации влияния и распространения кризисных явлений, обеспечению надежной базы для пополнения бюджета доходами, поддержке предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, торговли, оздоровлению банковской системы. Особого внимания потребует работа по обеспечению занятости населения, принятию эффективных мер по противодействию безработице. Ее роста нам вряд ли удастся избежать, но главное, чего мы добиваемся, - это исключить непродуманные, скоропалительные, а подчас и незаконные решения об увольнении людей. Увольнение - это крайняя мера, и прежде чем прибегать к ней, следует просчитать все варианты сохранения рабочих мест, занятости людей, чтобы они не оказались на улице. Правительство области потребовало от соответствующих министерств и ведомств в этих вопросах тесно сотрудничать с правоохранительными органами и, прежде всего, с прокуратурой.
С учетом складывающейся ситуации считаю, что в новом году работникам оренбургской прокуратуры необходимо сосредоточить усилия на следующих основных проблемах:
- мерами прокурорского реагирования не допустить возникновения социальной напряженности в связи с кризисными явлениями в мировой и российской экономике, обеспечить правовую защищенность населения области при возможном сокращении производства;
- обеспечить безусловную реализацию принимаемых законов в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);
- активизировать работу по борьбе с коррупцией, экономическими и налоговыми преступлениями;
- не допустить роста преступности в Оренбургской области;
- обеспечить дальнейшую реализацию приоритетных национальных проектов; наряду с пресечением хищений, нецелевого использования бюджетных средств необходимо уделять максимум внимания выявлению причин и условий, ставящих под угрозу срыва выполнение намеченных программ, своевременно информировать об этом заинтересованные инстанции;
- усилить работу по профилактике и сдерживанию рецидивной преступности, уровень которой в этом году возрос на 3,6% и составил 33,8 % от общего числа совершенных преступлений;
- принять дополнительные меры по борьбе с прогрессирующей наркотизацией населения области;
- обеспечить постоянный контроль за состоянием работы по профилактике преступности среди несовершеннолетних.
Уверен, что решение этих ответственных задач по силам работникам прокуратуры.
Желаю вам больших успехов в работе, здоровья и благополучия!

www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702278

Док. 547984
Перв. публик.: 29.01.09
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``