В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Чернышев: Выступление на областном августовском совещании работников образования Назад
А.Чернышев: Выступление на областном августовском совещании работников образования
Социальное партнерство школы и современного общества - важнейшая составная часть региональной образовательной политики

Уважаемый Андрей Александрович! Дорогие друзья!

Сегодня мы собрались на традиционное августовское совещание, чтобы подвести основные итоги минувшего учебного года и наметить пути дальнейшего совершенствования нашей работы в сфере образования. Этим встречам Правительство РФ, региональные власти, несмотря на непростую ситуацию в стране, особенно в международном контексте, придают исключительно важное значение. Десять дней назад у меня была рабочая встреча с Председателем Правительства РФ В.В.Путиным. И один из первых вопросов, которого он коснулся в ходе беседы - готовность нашего региона к новому учебному году. Интересовался глава Правительства и материальным положением учителей, уровнем их зарплаты.
В работе совещания принимает участие Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить его за постоянное содействие и помощь в развитии региональной системы образования. На условиях софинансирования у нас работает ряд программ и соглашений - по обеспечению образовательных учреждений компьютерной техникой, видеооборудованием, спортивным инвентарем, спутниковой связью, оборудованию для детских домов. Мы надеемся на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Социально-экономическое развитие области, как и страны в целом, невозможно без опоры на образовательный потенциал. Поэтому всемерное повышение его, формирование профессионально подготовленной, высоконравственной и социально активной личности становится делом не только педагогических коллективов, но и широкой общественности. В этом плане социальное партнерство школы и общества, о котором пойдет речь на сегодняшнем совещании, мы рассматриваем как важнейшую составную часть региональной образовательной политики.
Совершенствование системы образования напрямую зависит от уровня экономики, а образование способствует инновационному развитию, обеспечивая конкурентоспособность нашей области. Оренбуржье входит в число динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Мы имеем неплохие показатели по темпам роста регионального внутреннего продукта, промышленного производства, объему иностранных инвестиций, развитию отраслей агропромышленного комплекса.
За январь-июль текущего года рост объемов промышленного производства составил 109%. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 353 тыс. кв. метровжилья, что на 19,5% больше, чем за соответствующий период 2007 года.
У нас в сельской местности проживает 42% населения, 85% школ - сельские. Думаю, нашей аудитории небезинтересно будет знать, что сельхозорганизациями увеличено производство животноводческой продукции: скота и птицы - на 8%, молока - на 8,2%, яиц - на 9,1%. Продуктивность молочного стада на 16,4% выше уровня 2007 года.
Для земледельцев области нет сейчас важнее задачи, чем своевременное проведение уборки урожая. В этом году предстоит убрать зерновые и зернобобовые культуры с площади почти 3 миллиона гектаров. На сегодняшний день обмолочено 1,5 млн. га, собрано 2 млн. 200 тыс. тонн зерна.
По давно сложившейся традиции вместе со взрослыми на уборке урожая трудятся студенты и старшеклассники, работают семейные экипажи отцов и сыновей в Новосергиевском, Ташлинском и других районах области.

Уважаемые участники совещания!

Образование в нашей области было и остается важнейшим направлением жизнедеятельности. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что с улучшением дел в экономике доля расходов на содержание и развитие образовательных учреждений ежегодно растет (с 2,6 млрд. руб. в 2001-м до 12,4 млрд. руб. в текущем году). Это каждый четвертый рубль областного бюджета.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", серьезная финансовая поддержка федерального центра значительно ускорили процессы модернизации, и сегодня мы можем говорить о существенных позитивных изменениях в организации образовательной деятельности. Прежде всего улучшилась учебно-материальная база образовательных учреждений. Более половины из них получили современное оборудование и учебные пособия для кабинетов физики, химии, биологии и географии.
Вот уже несколько лет подряд в Оренбуржье ежегодно вводятся в эксплуатацию около 10 образовательных объектов. В настоящее время ведется строительство ещё 30 объектов. Существенно пополнился школьный автобусный парк, из 407 имеющихся в школах автобусов почти половина приобретены в последние два с половиной года.
За это время отработана система поощрения лидеров образования. В течение трех лет 171 школа получила государственную поддержку по 1 миллиону рублей, 576 педагогов отмечены президентским грантом в размере 100 тыс. руб. каждый.
Сформирована, в хорошем смысле слова, педагогическая элита, способная решать сложные и ответственные педагогические задачи. В учебно-воспитательном процессе существенно возросла роль классных руководителей, 15 тысяч из которых получают дополнительное вознаграждение. Действуют и областные надбавки.
Понимая, что уровень оплаты труда педагогов отстает от этого показателя в других отраслях, мы приняли конкретные меры к исправлению ситуации. По данным
госстатистики, зарплата в образовании в июне т.г. увеличилась на 33,8 % к уровню прошлого года. С 1 сентября она будет повышена ещё на 16%, а с 1 декабря фонд оплаты труда педагогов возрастет на 14%. То есть в течение года зарплата учителей увеличится почти на 60 процентов.
С 1 сентября у педагогов с высшей категорией уровень оплаты труда на 20% превысит уровень средней заработной платы в экономике.
Важным направлением приоритетного национального проекта "Образование" является поддержка талантливой молодежи. За 2006 - 2007 годы 147 юношей и девушек Оренбуржья награждены премией, учрежденной Президентом Российской Федерации. 33 из них получили по 60 тысяч, 114 - по 30 тысяч рублей. Более 100 человек стали победителями международных и всероссийских олимпиад и конкурсов, 46 - лидерами областных конкурсных мероприятий.
Очень часто мы говорим да и слышим, что будущее нашей школы неразрывно связано с внедрением в образовательный процесс современных информационных технологий. Это, действительно, так. По состоянию на 1 июля т.г. 1187 образовательных учреждений области оснащены компьютерной техникой, в учебном процессе используется более 12 тысяч компьютеров (на один компьютер приходится 18 учащихся, в 2006 году было 27). Практически все школы получили широкополосный доступ к сети Интернет.
В 101-м образовательном учреждении области внедрен программный комплекс "Электронная учительская", который помогает руководителям координировать деятельность педагогических коллективов и родительской общественности, эффективно управлять учебно-воспитательным процессом на основе электронного документооборота. Это принципиально новый подход в организации работы образовательных учреждений, который, безусловно, заслуживает широкого распространения во всех учебных заведениях. Педагоги хорошо отзываются об этом программном комплексе.
Важным результатом реализации нацпроекта является вовлечение в инновационную деятельность всего педагогического сообщества - от работников дошкольных учреждений до преподавателей вузов. Во Всероссийском конкурсе учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, победителями стали три учебных заведения Оренбуржья: в 2007 году - Орский лицей N31 и Саракташское училище N56, в нынешнем году - Гайское училище N60. Полученные ими средства грантовой поддержки (а это всего 138 млн. руб., по 40 млн. на училище, в т.ч. 20 - из областного бюджета)) используются для модернизации учебно-материальной базы, что позволяет вести обучение на современном уровне, повышая качество подготовки кадров для высокотехнологичных производств.
Из других направлений приоритетного национального проекта "Образование" следует выделить проблему организации школьного питания. Разработана и действует областная целевая программа на 2008 -2010 годы с общим объемом финансирования 1 миллиард рублей. Оренбургская область вошла в число 14 регионов РФ - победителей конкурса по внедрению пилотных проектов по организации школьного питания. В течение двух лет из федерального бюджета будет выделено 100 миллионов рублей (38,4 - в 2008-м и 61,6 - в 2009-м) на приобретение современного технологического оборудования для школьных столовых г.Оренбурга и Сакмарского района, определенных проектом в качестве пилотных территорий. На днях мы посмотрели, как реализуется этот проект в областном центре. Должен прямо сказать: не зря тратятся деньги из федерального, областного и городского бюджетов. Надеюсь, вы убедились в этом, посещая сегодня школы города.
Организация питания школьников - это не единственная проблема, в основу решения которой заложен принцип интеграции федеральных, региональных и муниципальных ресурсов. За два года реализации нацпроекта "Образование" в область поступило более 730 миллионов рублей из федерального бюджета. В текущем году будет выделено ещё почти 346 миллионов. Таким образом, общая сумма поддержки области составит более миллиарда рублей. Без этих средств нам трудно было бы качественно изменить учебно-материальную базу образовательных учреждений, обновить лабораторное оборудование, программно-методическое обеспечение школ, повысить квалификацию педагогов.

Уважаемые участники совещания!

Говоря о социальном партнерстве школы и современного общества, следует отметить всё возрастающую роль органов государственно-общественного управления в формировании региональной образовательной политики. Большую поддержку педагогам

оказывают представители областного Совета по образованию, руководители и актив обкома профсоюза работников образования и науки, областных общественных организаций: "Родители Оренбуржья", ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, областной Общественной палаты, Совета женщин, Ассоциации лучших школ Оренбуржья, Совета ректоров вузов, а также созданное в ноябре 2006 года региональное отделение общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание", объединяющее в своем составе свыше 7 тыс. человек.
Полтора с лишним года назад на территории области вступил в полную силу Федеральный закон N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ним произошло разграничение полномочий между органами власти различного уровня и теперь вопросы местного значения, включая и проблемы образования, на основе соответствующего правового и финансово-экономического обеспечения решают муниципальные образования, которых у нас в области 613. Две недели назад мы встречались с главами муниципалитетов и обсудили в т.ч. и проблемы образовательных учреждений.
Речь, в частности, шла о подготовке к новому учебному году. На капитальный и текущий ремонты образовательных учреждений в этом году выделено 575 миллионов рублей, что в разы выше прошлогоднего уровня. Кроме этого, на противопожарные мероприятия предусмотрено около 200 млн. рублей. Однако эти средства осваивались, неоперативно, хотя немало школ нуждаются в серьезном ремонте, не все отвечают требованиям противопожарной безопасности.
В области завершается работа комиссий по приемке школ к новому учебному году. Есть опасение, что три школы - Красногвардейская и Подколкинская в Бузулукском районе, школа N5 г. Медногорска, не будут готовы к приему учащихся. Кое-кому, как нерадивым студентам, не хватает дня и ночи для подготовки к экзаменам. Пародокс: раньше на ремонт школ из областного бюджета выделялся мизер средств. Сейчас - около 800 миллионов. Находим разные причины: сложны условия конкурса, плохие строительные организации и т.д. В результате затягиваем завершение подготовки школ.
Мы понимаем, что приведение школ, детсадов, центров детско-юношеского творчества и др. учреждений в соответствие с государственными требованиями - а это лицензирование и аккредитация, влечёт дополнительные материальные затраты, необходимость согласованной работы всех заинтересованных ведомств и надзорных служб. Тем не менее откладывать дело в долгий ящик нельзя и я обращаюсь к руководителям муниципальных образований с настоятельной просьбой взять этот вопрос под контроль. Речь идет не просто о ремонте школ, а о создании современных условий для обучающихся. Повторяю: современных! Сегодня в таких условиях обучаются 41% школьников. Задача: к 2011 году довести эту цифру до 80 процентов.
Руководители муниципалитетов должны активнее подключиться к решению вопросов совершенствования финансово - экономических механизмов системы образования. Это прежде всего введение нормативов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда педагогов. До недавнего времени размер этой оплаты определялся лишь количеством проведенных уроков, без учета их качества и результативности. Надо уходить от стереотипов, добиваться того, чтобы предоставляемые образовательные услуги отвечали реальным запросам родителей и учащихся - и по уровню, и по разнообразию.
Остается актуальной проблема малокомплектных школ. Вопрос не в закрытии или в сохранении их, а в том, что органы власти просто обязаны предоставить всем детям возможность получения качественного и доступного образования, обеспечив при этом максимально безопасные условия. Качество образования не должно отличаться от места расположения школы, будь то город или село.
Нормативное подушевое финансирование позволит учебным заведениям самостоятельно рассчитывать собственные доходы и, исходя из них, планировать расходы, избавляясь от неэффективных затрат. Вырастет ресурсная обеспеченность тех образовательных учреждений, которые предоставляют качественные услуги, а оптимизация сети учебных заведений будет достигнута не административным путем, а методом экономической мотивации.
Для осуществления с 1 сентября перехода на новую систему оплаты труда, о чем я говорил выше, бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета дополнительно выделяются субвенции на реализацию государственного стандарта в сумме 130 млн. рублей.
Ежегодно документы об образовании у нас получают около 40 тысяч выпускников 9-11 классов (99,6%). В области действуют 64 инновационных образовательных учреждения - 14 лицеев, 19 гимназий, 31 образовательное учреждение с углубленным изучением различных предметов. В 330 образовательных учреждениях с охватом 12800 учащихся осуществляется профильное обучение.
С 2000 года действует лицей-интернат для одаренных детей из сельских районов и малых городов Оренбуржья. За время существования лицея его выпускниками стали 250 человек, из них 93 медалиста. Сегодня в нем обучается 150 человек по профилям: физико-математическому, естественно-научному, гуманитарному и социально-экономическому. А начинали, как вы помните, с 50.
Необходимо сохранять и развивать олимпиадное движение. Только во втором (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовали около 20 тысяч учащихся области. 16 учащихся стали победителями и призерами Всероссийских олимпиад по математике, экологии, физической культуре, химии, обществознанию, географии, информатике, астрономии.
В Едином государственном экзамене, который проводился по 11 предметам, приняли участие все выпускники общеобразовательных учреждений области - 14850 человек. 38% из них получили по результатам ЕГЭ "4" и "5". Это хорошо. Но 44 процента выпускников школ получили тройки, свыше 18 процентов - двойки. Наибольшее число "неудов" - по математике: 30,3 процента. Несколько неожиданны для нас результаты ЕГЭ по русскому языку - 12,2 процента "двоек".
Самые низкие результаты показали выпускники профессиональных училищ, техникумов и колледжей, и это при том, что они сдавали ЕГЭ добровольно. Необходимо детально проанализировать итоги Единого государственного экзамена, сделать выводы и принять правильные управленческие решения как на региональном (я говорю о министерстве образования, Александр Вячеславович), так и на муниципальном уровне.
Следует постоянно совершенствовать профессиональное образование, приводя его структуру в соответствие с потребностями рынка труда. В области накоплен определенный опыт взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-сообщества. Профессиональные лицеи и училища, средние специальные и высшие учебные заведения стремятся готовить специалистов, реально востребованных народным хозяйством. Государственный заказ по прямым договорам с предприятиями и организациями на 2008-2009 учебный год увеличился на 16% по сравнению с прошлым учебным годом. (Орский машзавод сотрудничает с 31 колледжем, на 28 млн. рублей приобрел оборудование. Выпускники трудятся на заводе. Это настоящий образовательный кластер в машиностроительном комплексе. Так же работают другие предприятия и учебные заведения).
По итогам Делового рейтинга высшего образования за 2008 год, проведенного Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Оренбургский государственный университет вошел в перечень ведущих российских вузов, выпускники которых наиболее востребованы работодателями. ОГУ имеет устойчивую репутацию и устоявшиеся связи с промышленными предприятиями. Крупнейшее машиностроительное предприятие ПО "Стрела" укомплектовано выпускниками ОГУ. Только в этом году 72 выпускника аэрокосмического института пополнили коллектив предприятия. В составе университета 5 колледжей ведут подготовку по 17 специальностям средне-профессионального образования (ежегодный выпуск 800-850 человек). Ученые университета активно участвуют в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития области до 2030 года, решении инновационных задач, создании бизнес-инкубаторов и технопарка.
Ведущее положение в системе подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса области и соседних регионов, включая республику Казахстан, занимает Оренбургский государственный аграрный университет - учебное заведение, которое обладает необходимой научно-образовательной инфраструктурой и богатым кадровым потенциалом.
Под эгидой университета создана Ассоциация аграрных учебных заведений непрерывного профессионального образования, которая в настоящее время объединяет 30 образовательных учреждений, в том числе 15 учреждений среднего профессионального образования, 8 профессиональных училищ, а также учебные заведения Самарской области и Казахстана.
Логическим продолжением интеграционных процессов стало вхождение 5 cреднеспециальных учебных заведений сельскохозяйственного профиля и института повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК в структуру аграрного университета. Это, по сути дела, новая модель организации вуза, оптимально соответствующая задачам экономического и социального развития области на современном этапе.
Оренбургский государственный педагогический университет - одно из старейших учебных заведений области, которое в будущем году будет отмечать свое 90-летие. За годы существования вузом выпущено более 60 000 дипломированных специалистов. В настоящее время в ОГПУ занимается более 10 тысяч студентов и слушателей, подготовка которых ведется по 35 образовательным программам. В аспирантуре и докторантуре обучается 240 человек, а в 80 студенческих обществах - 750 студентов.
Оренбургская государственная медицинская академия - единственное в области учебное заведение, осуществляющее в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" подготовку врачей по специальностям "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Терапия" и "Педиатрия". Кроме того, 80 % всех врачей Оренбуржья - выпускники медакадемии. Сегодня это один из динамично развивающихся оренбургских вузов.
Вместе с академическими институтами, инновационными предприятиями и конструкторскими бюро вузы области составляют единый научно-образовательный комплекс. Только в прошлом году были подготовлены к внедрению более 80 научных разработок, которые удостоены медалей и грамот различных инновационных салонов.
Главная задача, которую мы должны решать в сфере науки - это укрепление ее связи с производством. В этих целях и создается региональный технопарк. Это полномасштабный рыночный проект, работа которого будет строиться на принципах конкурентоспособности, эффективности и прибыльности производимой продукции, с ориентацией на конкретного заказчика.
Всего в системе высшего профессионального образования на государственной, негосударственной и коммерческой основе в области работает 36 учреждений (с филиалами), в которых обучается 86 тысяч студентов по самому широкому спектру специальностей. Между тем, рынок труда уже испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах, а значительное число выпускников вузов, техникумов, училищ остаются невостребованными. Нельзя не видеть здесь определенные перекосы. Например, количество юристов и экономистов у нас в два раза превышает реальные потребности. Нам необходимо и дальше развивать систему государственного задания на подготовку специалистов, внедрять практику взаимовыгодных договорных отношений между учебным заведением, молодым специалистом и предприятием-заказчиком. Надо шире развивать сотрудничество работодателей, предприятий в определении содержания профессионального образования, обновлении материально-технической базы образовательных учреждений, обогащении форм производственных практик, стажировок, повышения квалификации. Это касается и общеобразовательной школы. Имею в виду организацию профильного обучения в старшем школьном звене, профориентации с учетом наших условий, кадрового заказа области.
Уже восьмой год в области проводится так называемый "губернаторский набор" в региональные вузы за счет средств областного бюджета. Благодаря этому проекту доступ к высшему образованию получила сельская молодежь. По сути, в области работает система госзаказа на подготовку квалифицированных кадров для малых городов и сел. Заключаем с молодыми людьми соглашение, по которому они обязуются отработать 5 лет.
Осенью прошлого года с опытом работы в данном направлении знакомился Дмитрий Анатольевич Медведев.
За четыре года выпущено 735 специалистов: аграрным университетом - 366, педагогическим университетом - 277, ОГУ и медицинской академией - по 46. Мы должны работать не только над тем, как подготовить нужных специалистов, но и как закрепить их на селе. Второе не менее важно, чем первое. Закрепить - это значит создать для молодых специалистов максимально приемлемые жизненные условия: обеспечить работой, жильем, достойной зарплатой.
В этом году в школы придут выпускники педуниверситета, других учебных заведений. Следует позаботиться о встрече молодых педагогов, помочь их становлению, профессиональному росту.
Актуальной остается работа по профориентации учащихся. Министерство труда и занятости области провело опрос 8 тысяч старшеклассников, который показал их интерес к профессиям банковского работника, менеджера, экономиста, бухгалтера, юриста, программиста. Свой выбор старшеклассники объяснили высокой заработной платой (30 процентов), престижем профессии (20 процентов), уверенностью в трудоустройстве (23 процента).
В то же время по расчетам данного министерства в ближайшие годы будут востребованы специалисты в сфере строительства, машиностроения, компьютерных технологий, спросом будут пользоваться также врачи, инженеры различных специальностей и учителя.
Социальное партнерство школы и общества наиболее ярко проявляется в работе по воспитанию подрастающего поколения. Говоря о формировании интеллектуально развитой, высоконравственной личности, мы традиционно называем три института, взаимодействующих в этом процессе: школа, семья, общественность. 2008 год - это Год семьи. Его проведение обогатило практику воспитательной работы многими новыми формами, направленными на возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям, возвращение российской семье того авторитета, который она имела ранее.
Традиционный областной День родной школы (3 февраля) прошёл под девизом "Крепкая семья - крепкая держава". В рамках областного Дня детства, состоявшегося в мае, был дан старт конкурсному движению "Семья плюс школа".
Большую роль в организации эффективного сотрудничества с семьей должны сыграть учреждения дополнительного образования детей, которые предоставляют возможность получения качественных и, что очень важно, бесплатных образовательных услуг. В настоящее время в области работают 135 таких учреждений, в которых по различным направлениям обучается почти 240 тысяч детей и подростков. Несмотря на очевидные успехи дополнительного образования, в его развитии имеется ряд нерешенных проблем. Одна из них - недостаточно проработанная нормативно-правовая база.
Особо нас волнует проблема правонарушений несовершеннолетних. Хотя у нас регулярно проходят разного рода межведомственные совещания, научно-практические конференции, форумы и акции, этого, очевидно, мало. По итогам 6 месяцев т.г. подростковая преступность в области снизилась на 10,5%. В то же время в 16 муниципальных образованиях произошло увеличение количества преступлений, совершенных детьми и подростками (411 - учащиеся школ, 66 - студенты высших и средних специальных учебных заведений, а 393 несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не работали).
В настоящее время в области создается единый межведомственный банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении. Это, безусловно, будет способствовать объединению усилий всех заинтересованных ведомств и организаций в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних, оперативному решению проблем неблагополучных семей, искоренению причин появления безнадзорных и беспризорных детей.
Мы должны работать системно не только в сфере образования и воспитания школьников и студентов, но и в вопросах сохранения и укрепления их здоровья. В первую очередь это, как я уже говорил, охват учащихся горячим питанием, организация безопасного подвоза детей, всеобщая диспансеризация, оптимизация учебной нагрузки. На физическое и психическое здоровье детей влияет бесконтрольный доступ к сети Интернет, где можно отыскать все, что угодно, вплоть до порнографии. Не меньше вреда детской психике наносят отдельные программы телевидения, и не всегда педагоги и родители задумываются над этим.
Хотя у нас проводятся "недели здоровья", циклы антинаркотических мероприятий и мы даже заняли второе место среди 30 субъектов РФ по числу участников всероссийской акции "Спорт вместо наркотиков", нам предстоит еще много поработать в плане приобщения детей и молодежи к здоровому образу жизни, к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Вы знаете, как много (не побоюсь этого слова) делается в области для укрепления спортивно-физкультурной базы. Областной целевой программой до 2010 года предусмотрены строительство и реконструкция на территории муниципальных образований 55-ти спортсооружений. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделяется 4,7 млрд. рублей.
За последние два года построено и реконструировано 16 только крупных спортивных объектов. Среди них суперсовременные арены, позволяющие проводить не только всероссийские, но и международные соревнования. Это спортивно-культурный комплекс "Оренбуржье", ледовый Дворец "Звездный", спортивный комплекс "Олимпийский" в Оренбурге.
Новые спорткомплексы построены также в Илеке и Сорочинске, ледовые арены - в Новосергиевке, Тюльгане, Медногорске, Первомайском и Оренбургском районах, плавательные бассейны - в Саракташе и Плешанове. Идет строительство спортсооружений в Абдулино, Александровском, Акбулакском, Домбаровском, Матвеевском, Курманаевском, Пономарёвском районах.
Заботясь об объектах городского и районного масштабов, мы не должны забывать об укреплении спортивно-физкультурной базы в образовательных учреждениях, на предприятиях, по месту жительства населения.
Создание условий для развития детского и молодежного спорта должно стать приоритетным направлением деятельности органов образования и широкой общественности. В этом плане необходимо на 100% использовать имеющуюся базу, о которой я говорил выше.
Особое внимание следует уделить спортивно-массовой работе по месту жительства. Мы обсуждали эту проблему с главами муниципалитетов и договорились, что в каждом поселении надо оборудовать, где их нет, спортивные площадки, доступные любому жителю. На это не надо больших средств. Детей, молодежь всегда привлекали игровые виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Пора возродить старую добрую традицию состязаний дворовых команд, тем более, что в Оренбурге, Орске, Новотроицке, в других городах и поселках проводится большая работа по благоустройству дворов.
Осуществляя мероприятия по государственной и общественной поддержке семьи, материнства и детства, мы должны особое внимание уделять сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Сегодня их в области около 10 тысяч (справка прилагается). Мы поставили задачу - сократить число детских домов за счет передачи детей в семьи. За последние два с половиной года в области закрыты 4 детдома на 270 мест. Количество детей, устроенных на различные формы семейного воспитания возросло, - от полутора в 2006 году до двух с половиной тысяч в 2007-м.
Активно создаются приемные семьи в Адамовском, Красногвардейском, Гайском, Саракташском, Первомайском, Соль-Илецком, Беляевском и других районах.
Ещё один важный вопрос, в решении которого пересекаются интересы школы и общества - это дошкольное воспитание. В комплексном плане его развития на 2009-2012 гг. определены приоритетные задачи: расширение сети дошкольных учреждений, создание в них дополнительных мест за счёт строительства, реструктуризации, возврата зданий детских садов, используемых не по назначению, рационализации использования имеющейся материальной базы.
В первую очередь это касается городов, где особенно велика очередь в детские сады. Мы неоднократно говорили о необходимости возврата в систему дошкольного образования детсадов, используемых не по назначению. В Бузулуке сумели возвратить детским садам два здания. Есть подвижки и в Медногорске. Позавчера в Оренбурге, впервые за последние годы, пущен в эксплуатацию новый детский сад. Это знаковое событие, но оно не должно расхолаживать, ведь в областном центре самая высокая потребность в дошкольных учреждениях. Рождаемость, а вместе с ней очередь в детские сады, растет. Это плохо согласуется с нашим стремлением улучшить демографическую ситуацию.

Уважаемые участники совещания!

Завершая выступление, хочу сказать, что мной затронуты далеко не все проблемы повестки дня. Надеюсь, выступающие дополнят меня, тем более, что сегодняшний разговор продолжится на районных и городских педагогических конференциях, где вы поговорите более подробно.
В этом году мы отмечаем 265-летие областного центра, а в следующем, 2009-м, будем праздновать 75-летие области. Надеемся, что мероприятия, которые пройдут в рамках юбилеев, обогатят содержание воспитательной работы. Следует полнее использовать богатейший исторический и культурный потенциал нашего края. Это музеи в городах и селах, это этнографический комплекс "Национальная деревня", музей под открытым небом "Салют, Победа!", отреставрированный, богатый своими традициями областной драмтеатр им. М. Горького, областная филармония и т. д. Они должны стать местом проведения уроков истории и культуры, встреч со знатными людьми Оренбуржья.
Через несколько дней вновь распахнут свои двери наши школы, гимназии, лицеи, средние и высшие профессиональные учебные заведения. Новый учебный год откроется традиционным уроком Знаний, который будет посвящен проблемам семьи как основы воспитания гармонично развитой личности.

Уважаемые педагоги!

Поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Здоровья вам, успехов во всех добрых делах и начинаниях, благополучия и удачи.

www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702257

Док. 548001
Перв. публик.: 27.08.08
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``