В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Чернышев: Выступление на втором общем собрании Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области Назад
А.Чернышев: Выступление на втором общем собрании Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области
Комплексное и устойчивое развитие территорий - новый этап реформы местного самоуправления


Уважаемые друзья!

Полтора с лишним года прошло со времени вступления в полную силу Федерального закона N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В начале 2007 года мы встречались с вами и подробно говорили о том, как нам жить и работать в условиях разграничения полномочий между органами власти различных уровней на основе формирования правового и финансово-экономического обеспечения деятельности муниципалитетов. Затем на различных совещаниях мы не раз касались вопросов местного самоуправления, анализировали положение дел на этом участке, заостряли внимание на наиболее острых проблемах и трудностях. Сегодня мы можем подвести некоторые итоги нашей совместной работы в новых условиях, определить основные направления деятельности на очередном этапе реформы местного самоуправления.
Истекший период времени ознаменовался важными политическими событиями в жизни страны. В декабре 2007 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы, в марте текущего года избран новый Президент Российской Федерации - Дмитрий Анатольевич Медведев. Как на думских, так и на президентских выборах оренбуржцы проявили гражданскую активность, обеспечив самую высокую за последнее десятилетие явку на избирательные участки. Жители области поддержали курс на становление и укрепление российского государства, который в течение восьми лет последовательно проводился прежним Президентом, а ныне председателем правительства РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Именно в эти годы произошли серьезные изменения в политическом и экономическом развитии страны, улучшилось качество жизни наших граждан.
Анализ социально-экономической ситуации в области свидетельствует о том, что Оренбуржье сохраняет позиции динамично развивающегося региона Российской Федерации. Мы занимаем неплохие места в Приволжском федеральном округе по темпам роста промышленного производства, объему иностранных инвестиций, валовому сбору зерна, производству животноводческой продукции. В области успешно реализуются приоритетные национальные проекты в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе и жилищном строительстве.
За январь-июль текущего года рост объемов промышленного производства составил 109%. Сельхозорганизациями области увеличено производство животноводческой продукции: скота и птицы - на 7,9%, молока - на 8,2%, яиц - на 9,2%. Средний надой молока на одну корову составил 1729 кг, что на 16,4% выше уровня 2007 года.
Растут темпы жилищного строительства. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию за полугодие 353 тыс. кв. метровжилья, что на 19,5% больше, чем за соответствующий период 2007 года.

Уважаемые друзья!

В последнее время органам местного самоуправления приходится перестраиваться на ходу, отрабатывая самостоятельное решение вопросов местного значения, формируя нормативную правовую и налогооблагаемую базы, разбираясь с имуществом муниципальных образований. Безусловно, пока не везде эти проблемы сняты с повестки дня, но нельзя не видеть того, что деятельность многих органов местного самоуправления, особенно на поселенческом уровне, становится все предметнее и результативнее. И я думаю, что от решения организационных вопросов пора постепенно переходить к новому этапу реформы местного самоуправления - комплексному развитию территорий. Это главная на сегодняшний день задача. Для её выполнения у нас есть все возможности и прежде всего финансовые.
С подъемом экономики расширяется налогооблагаемая база, растут поступления в бюджет. По итогам I полугодия т.г. в консолидированный бюджет поступило на 9, а в областной - на 4,6 млрд. рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Бюджеты муниципальных образований по доходам за I полугодие исполнены также удовлетворительно - на 51,5% к бюджетным назначениям, принятым местными органами власти на год. Объем доходов местных бюджетов (вместе со средствами, поступившими из областных фондов финансовой поддержки) составил 8,5 млрд. рублей. Собственные доходы муниципальных образований превысили 6 млрд. руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на сумму более 1,7 млрд. рублей.
С 2006 года изменилась не только структура местных бюджетов, но и система их отношений с бюджетом области, прежде всего в части оказания финансовой поддержки муниципалитетам. Теперь эта поддержка, имея законодательную основу и на федеральном, и на областном уровнях, осуществляется в виде межбюджетных трансфертов. Муниципальным районам и городским округам, с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, предоставляется финансовая помощь из областного бюджета. Сельские поселения для выполнения закреплённых за ними полномочий получают финансовую поддержку от муниципальных районов, которым соответствующие расходы компенсируются из областной казны.
Так, из 21 млрд. рублей расходов областного бюджета за I полугодие т.г. половину составили межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, объём которых за это время достиг более 10 млрд. рублей. Эта цифра, с учётом произведённых в текущем году уточнений областного бюджета, к концу года возрастет до 23 миллиардов. Таким образом, объём межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям увеличился по сравнению с 2007 годом в 2 раза.
При этом хочу подчеркнуть, что в общем объёме межбюджетных трансфертов, предусмотренных в областном бюджете на текущий год, только 10,2 млрд. рублей являются субвенциями, выделяемыми на выполнение делегированных полномочий. Вся остальная сумма предоставляется муниципальным образованиям либо на выравнивание их бюджетной обеспеченности, либо на софинансирование полномочий, закреплённых за муниципалитетами федеральным законодательством, либо на строительство и ремонт объектов муниципальной собственности.
К примеру, расходная часть бюджета города Орска на выполнение всех его полномочий как муниципального образования составит в этом году около 2,6 млрд. рублей. Но на строительство дорог, в том числе в обход Орска из областного бюджета запланировано направить 1,7 млрд. рублей. Кроме того, область выделяет городу: 75 миллионов рублей - на ремонт улично-дорожной сети, 65 млн. - на строительство жилья, 85 млн. - на реконструкцию Дворца спорта "Юбилейный". Список можно продолжить, а всего в рамках реализации федеральных и областных программ Орску будет оказана поддержка на сумму более 2,1 млрд. рублей (без учета других выплат, субсидий и т.д.), что сопоставимо с расходной частью годового бюджета этого города. Та же картина и в Адамовском районе, где за счет трансфертов бюджет вырос в два раза.
Такие примеры можно привести и по другим муниципальным образованиям. В этих благоприятных условиях важно разумно распорядиться финансами, не распылять их, а направить на социально-экономическое развитие территорий.
Хотел бы подчеркнуть, что мы не только выделяем муниципальным образованиям средства путем трансфертов, но и создаем им благоприятные условия для пополнения своих бюджетов. Наша область входит в число тех немногих субъектов Российской Федерации, которые пошли по пути перераспределения региональных налогов в пользу муниципалитетов. В местные бюджеты переданы: налог на прибыль - по нормативу 2 процента; налог на доходы физических лиц - по дополнительному нормативу 10 процентов (а всего 40 процентов); транспортный налог - 70 процентов городским округам и по 35 процентов муниципальным районам и поселениям. Сельскохозяйственный налог полностью зачисляется в бюджеты поселений.
Надо находить, уважаемые друзья, собственные средства для развития территорий. Один из таких резервов - поддержка и развитие малого бизнеса. В области насчитывается свыше 10 тысяч малых предприятий, включая 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. В рядах индивидуальных предпринимателей 54 тысячи человек. По оценке, в данной сфере работает четверть всего занятого населения региона.
Сформирована и постоянно совершенствуется система государственной поддержки малого бизнеса. На территории области действуют два бизнес-инкубатора - в Оренбурге и Орске. На базе Оренбургского в настоящее время создается региональный Технопарк. Это крупный комплекс, который объединит усилия научно-исследовательских организаций, проектно-конструкторских бюро, высших учебных заведений, различных бизнес-структур в разработке и ускоренном внедрении современных технологий. В Технопарке разместится более 100 инновационных объектов малого бизнеса. Его опорные пункты намечено создать в 9 муниципальных образованиях. Технопарк путем предоставления лабораторий, офисных, производственных помещений, опытных площадок и комплекса экономических, юридических, маркетинговых, информационных услуг будет обеспечивать полный цикл реализации инновационных проектов, начиная от их разработки и заканчивая внедрением в производство.
Этот проект поддержан Минэкономразвития РФ, на его реализацию из федерального бюджета выделено 47 млн. рублей, такая же сумма предусмотрена и в областном бюджете.
Развивается базовая инфраструктура поддержки предпринимательства и на муниципальном уровне. Созданы центры поддержки малого бизнеса в Орске, сельских районах области. В Новотроицке работает учебный центр. Планируется создание ещё 12 -ти центров.
Вместе с тем, всего в 25 муниципальных образованиях разработаны и утверждены программы поддержки и развития малого предпринимательства, причем в большинстве из них финансовые ресурсы не заложены. Лишь в ряде муниципальных образований оказываются такие формы поддержки, как гарантирование займов, бюджетные кредиты, льготная аренда и т.д. Муниципалитетам нужно более предметно подходить к созданию условий для развития предпринимательства. Программы поддержки необходимы в каждом муниципальном образовании.
Следует уделить особое внимание выполнению постановления Правительства области "О малых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе" и Закона "Об областной целевой программе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельской кредитной кооперации на 2007-2010 гг.". Нельзя забывать, что в Оренбуржье около 42 процентов населения проживает в сельской местности и нам необходимо оказывать всяческую поддержку этим людям в реализации продукции сельского хозяйства. Речь идет прежде всего о совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых форм хозяйствования, облегчении их доступа к кредитным ресурсам, рынкам сбыта и услугам за счёт создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации, обеспечении занятости и повышении уровня жизни сельских жителей.
Если говорить о государственной поддержке малых форм хозяйствования, то на сегодняшний день им выдано 16 тысяч кредитов на сумму более 3,8 млрд. рублей. Например, Болдыревским сельсоветом Ташлинского района создан снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный кооператив "Крестьянское подворье", который успешно занимается сбором молока с личных подворий. В этом году заготовлено более 300 тонн продукции. Сдатчики молока имеют месячный доход до 20 тысяч рублей, а лучшие из них в год зарабатывают до 150 тысяч.
Кооператив оказывает хозяйствам помощь в обеспечении кормами. С этой целью он взял в аренду находящиеся в муниципальной собственности луга, которые до этого практически не использовались. В районе много желающих вступить в кооператив. Его работа - хороший пример для глав сельских поселений всей области. Чем больше будет у нас таких кооперативов, тем быстрее мы получим отдачу от личных подворий. Это наша прямая обязанность - создавать условия для повышения доходов граждан.
В текущем году, согласно областной программе, нам предстоит создать 120 кооперативов. А в ближайшее время каждое муниципальное образование должно иметь на территории своего поселения сельскохозяйственный потребительский кооператив. Это один из важнейших элементов в системе комплексного развития территорий.
Чтобы достичь этой цели, необходимо предоставить владельцам личных подворий более широкие возможности для реализации выращенной продукции и получения за неё достойного дохода. Пока эта проблема не решена. Правительство области поставило задачу - создать в каждом муниципальном городе, районе сельскохозяйственные кооперативные рынки, чтобы люди могли сами продать свою продукцию или реализовать её через созданные кооперативы. В настоящее время созданы шесть таких рынков - в областном центре, в Грачёвском, Светлинском, Соль-Илецком, Северном и Пономаревском районах. Эту работу необходимо провести повсеместно. При этом не надо забывать, что у нас есть рынки муниципальные, потребкооперации, их надо вводить в сельскохозяйственные кооперативные рынки.
Опыт комплексного решения назревших проблем мы приобрели в ходе реализации приоритетных национальных проектов. В результате осуществления нацпроекта "Развитие АПК" объем валовой продукции сельского хозяйства за 2006 -2007 гг. вырос на 24,3% в сравнении с 2005 годом. Повысилась рентабельность сельхозпроизводства. Доля прибыльных хозяйств достигла 80% от общего их числа.
За два последних года построены два крупных свиноводческих комплекса на 100 тыс. голов и молочный комплекс на 1000 голов, завершается строительство еще одного молочного комплекса на 1200 голов, проведена реконструкция двух крупных птицефабрик. Более чем на 40 объектах животноводства осуществлена и продолжается реконструкция. Общий объем инвестиций по этому направлению оценивается в 6,7 млрд. рублей. Раньше мы не выделяли такие крупные средства на развитие производства.
В области идет интеграция производства, переработки, заготовки и сбыта продукции путем создания крупных многопрофильных объединений. Примером могут служить объединения, созданные ЗАО "Хлебопродукт - 2", ООО "НПО "Южный Урал", ОАО "Сакмарский элеватор", ООО "Оренбург - Иволга", ЗАО "Сорочинский КХП", группой "Разгуляй - УКРРОС". Интеграционными объединениями обрабатывается около 2 млн.га. пашни.
Усилено внимание к аграрному потенциалу фермерских хозяйств и личных подворий. Сегодня на их долю приходится более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства области. Они получили 3,8 млрд. рублей кредитов, им выплачено 254 млн. руб. субсидий. Развиваются сельскохозяйственные кооперативы, увеличиваются объемы заготовок продукции от личных подсобных хозяйств.
Сельским труженикам создаются благоприятные условия не только на производстве, но и в быту. Завершая газификацию сел, мы приступили к реализации программы строительства дорог к населенным пунктам. С 2000 года только по программе "Сельский дом" число вводимых домов возросло более чем в 4 раза и составило в 2007 году 1300. По программе "Социальное развитие села до 2010 года" за 5 лет освоено более 4 млрд. рублей.
Новые условия труда требуют высокопрофессиональных кадров. Идет подготовка специалистов в оренбургских ВУЗах на основе т.н. "губернаторского набора". Число студентов, обучающихся за счет средств областного бюджета, превышает 800 человек, 400 выпускников уже трудятся в сельскохозяйственном производстве.
Принята и начала действовать программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы". Определены её цели и задачи, главные из которых - развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни населения, модернизация сельскохозяйственного производства, ускоренное развитие его приоритетных подотраслей, сохранение и повышение плодородия почв.
Индекс производства продукции АПК в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2012 году должен увеличиться к уровню 2007 года на 22%, продукции животноводства - без малого на 28%, растениеводства - на 16%.
На реализацию программы в предстоящие годы из областного бюджета предусматривается выделить 22,5 млрд. рублей, а на условиях софинансирования из федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников - 37,7 млрд. рублей. Из общей суммы финансирования 39% выделяется на мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни населения.
В 2008 году финансирование АПК из областного бюджета увеличилось в 1,5 раза и составит 2,6 млрд. рублей. Основными направлениями поддержки являются: субсидирование части затрат по уплате процентных ставок, выплата субсидий за продукцию животноводства, компенсация части затрат на приобретение средств химизации, выплата субсидий по элитному семеноводству, поставка техники через областной лизинговый фонд, субсидии на строительство (приобретение) жилья.
В области идет уборка урожая. В этом году предстоит убрать зерновые и зернобобовые культуры с площади 2 миллиона 868 с лишним тысяч гектаров. На сегодняшний день скошено почти 700 тыс. га, обмолочено 600 тыс. га, намолочено почти 900 тыс. тонн зерна. Средняя урожайность по области составляет 14,6 ц/га, наилучшие показатели - в Асекеевском (22,9 ц/га), Бугурусланском (20,5 ц/га) и Красногвардейском (17,5 ц/га) районах.
Как уже было сказано выше, в области ускоренными темпами ведется жилищное строительство. В рамках приоритетного национального проекта "Доступное комфортное жилье - гражданам России" в этом году предстоит:
- выделить 2,9 млрд. рублей из бюджета области на развитие жилищного строительства и доступности жилья населению;
- сдать 850 тыс. кв. метров жилья, в т.ч. по программе "Сельский дом" - 1,5 тысячи домов;
- посредством господдержки, которая возрастет в 1,6 раза, улучшить жилищные условия 800 молодым семьям (они получат субсидии в сумме до 60% от расчетной стоимости квартиры);
- выдать 7,7 млрд. рублей ипотечных кредитов (9 тысяч семей);
- направить 1 млрд. рублей на капремонт и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья (из средств фонда реформирования ЖКХ);
Если посмотреть в разрезе муниципальных образований, то каждый город, район получит в текущем году неплохие деньги на решение жилищной проблемы. В Саракташский район, например, поступит 140 млн. рублей в виде трансфертов, субсидий, льготных займов. Это почти 25% от всего консолидированного бюджета муниципального образования.
Темпы строительства жилья во многом зависят от оперативной подготовки в муниципальных образованиях документов по территориальному планированию, землепользованию и застройке. Эта работа должна быть завершена до 2010 года.
В области действует программа, предусматривающая финансовую помощь муниципальным образованиям, ведь подготовка и оформление необходимых планов и схем требуют немалых затрат. Поэтому на эти цели из областного бюджета выделено в 2007 году - 20 млн. руб., в текущем - более 39 миллионов.
Между тем на территориях поселений и городских округов до сих пор не разработаны в полном объёме нормативно-правовые акты для обеспечения градостроительной деятельности. А без этого, как вы понимаете, невозможно осуществлять жилищное строительство.
Такое же положение с обеспечением земельных участков под комплексные жилые застройки коммунальной инфраструктурой. Многие муниципальные образования не имеют соответствующих целевых программ и не подтверждают свое участие в софинансировании, что препятствует получению средств из областного бюджета. А между тем сумма этих средств из года в год растет.
Важным фактором, характеризующим качество жизни населения, являются дороги. У нас в области свыше 13 тысяч автомобильных дорог, но только 40 процентов из них имеют твердое покрытие. В 2007 году мы направили в дорожную отрасль около 4 млрд. рублей (в 1,2 раза больше, чем в 2006 году). В текущем году объемы инвестирования увеличатся в 1,3 раза.
Мы направляем большие средства на финансирование строительства дороги Первомайка - Ташла, объезда г.Орска, строим дороги в ряде районов области, в том числе и для поощрения хозяйств, успешно развивающих животноводство.
Большое внимание уделяется модернизации и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры. В прошлом году на эти цели направлено более 1,1 млрд. рублей. Переложено 117 км сетей водоснабжения, 119 км тепловых сетей, газифицированы 54 котельные (в 2 раза больше чем в 2006 году). За последние 3 года построено более 1000 миникотельных и тепловых пунктов, которые переведены на газ. На модернизацию ЖКХ в этом году будет направлено более 1,3 млрд. рублей.
В газификацию области в прошлом году вложено 1,2 млрд. рублей, в т.ч. из областного бюджета 463 млн. рублей. Построено 593 км межпоселковых газопровода к 68 населенным пунктам. В этом году, как уже было сказано, эта работа будет завершена.
В результате реализации соответствующих программ в области обеспечен высокий уровень трудоустройства, достигнут один из лучших показателей в стране по уровню безработицы (0,7%). В текущем году на финансирование мероприятий по охране труда запланировано средств в 10 раз больше, чем в прошлом году.
Совместными усилиями Правительства области и муниципальных образований достигнуты позитивные результаты в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, в работе по приобщению населения, молодежи к здоровому образу жизни.
В настоящее время ведется строительство 30 объектов образования на сумму 240 млн. рублей, выделенных из областного бюджета. 319 миллионов рублей, что в 3 раза больше, чем в прошлом году, направлено на ремонт образовательных учреждений. Только на противопожарные мероприятия предусмотрено дополнительно 100 млн. рублей. К сожалению, средства эти осваиваются плохо, хотя 1 сентября уже, как говорится, на носу. Надо сделать все возможное, чтобы все учебные заведения области были готовы к началу нового учебного года.
Область победила во Всероссийском конкурсе на право проведения эксперимента по улучшению школьного питания. Сейчас этот эксперимент проводится в городе Оренбурге и Сакмарском районе. Объем финансирования - 116 млн. рублей (38 - федеральный бюджет, 48 - областной, 29 - муниципальный). Улучшением школьного питания должны заниматься все без исключения главы муниципальных образований. Необходимо обеспечить эффективное расходование выделенных на это средств. На повышение качества школьного питания из областного бюджета направлено более 340 млн. рублей.
Прошу уделить внимание совершенствованию финансово - экономических механизмов системы образования. Имеется в виду введение нормативов подушевого финансирования и новой системы оплаты труда педагогов. Соответствующие службы органов образования плохо занимаются разъяснительной работой. Надо поправить дело, чтобы в сентябре в школьных коллективах не было недомолвок по вопросам заработной платы. Напомню, что с 1 сентября зарплата в области увеличится на 16%, с 1 декабря - ещё на 14 процента. Только за предстоящий год мы планируем увеличить фонд заработной платы учителей на 60 %.
Важной составляющей комплексного развития территорий является повышение качества медицинских услуг. Это приоритетное направление социальной политики. Расходы областного бюджета на здравоохранение ежегодно увеличиваются на 16-20%. В текущем году они составят более 11,5 млрд. рублей.
Сеть лечебных учреждений непрерывно пополняется. За последние 7 лет в области построено более 40 объектов. В прошлом году введены в действие детский онкологический центр в Оренбурге, онкологический центр в Бузулуке, роддом в Новотроицке. Сейчас идет строительство ещё 17 объектов.
Оренбургские специалисты освоили и успешно выполняют высокотехнологичные виды медицинской помощи - операции на открытом сердце, сосудах, проводится замена крупных суставов, пересадка почки. На внедрение в медицину высоких технологий из областного бюджета выделяется ежегодно более 300 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Здоровье" в муниципальные образования за 2 последних года направлено более 2,5 млрд. рублей из федерального бюджета, поставлено 1700 единиц оборудования, обновлен парк скорой медицинской помощи. Впервые в этом году областью выделено 142 млн. рублей для подготовки муниципальных лечебных учреждений к лицензированию.
На местах надо позаботиться о сохранении фельдшерско-акушерских пунктов, развитии скорой медицинской помощи, оптимизации коечной сети лечебных учреждений.
К сожалению, есть муниципальные образования, руководители которых не понимают всей важности этих вопросов. К примеру, в прошлом году не были своевременно подготовлены к лицензированию учреждения Беляевского и Гайского районов. Наибольшее количество безлицензионных ФАПов остаются в Асекеевском (9) и Беляевском (11) районах.
Максимум внимания - противопожарной безопасности лечебных учреждений. Не дело, что программные мероприятия, принятые в муниципальных образованиях в этом направлении, в I полугодии профинансированы только на 42%.
Нынешний год является годом особого внимания к проблемам культуры. В поле зрения Правительства области постоянно находятся библиотечные учреждения, музеи, клубы. За последние 4 года учреждениям культуры районов и малых городов оказана поддержка на сумму 100 млн. рублей.
В конце августа на Законодательном Собрании будет рассмотрена областная программа развития культуры стоимостью более 523 млн. рублей. Кроме того, в программе развития села на 2009-2011 годы будет предусмотрено около 200 млн. рублей для капитального строительства объектов культуры.
В то же время в муниципальных образованиях бюджетные затраты на эти цели растут крайне медленно, хотя 99% учреждений культуры находятся в их собственности. В 2007 году на капитальный ремонт 1160 домов культуры и клубов потрачено всего 80 млн. руб., а на 980 библиотек - только 9 миллионов, на приобретение оборудования и музыкальных инструментов - лишь 30 млн. рублей. На капитальный ремонт учреждений, строительство газовых котельных, противопожарные мероприятия расходуется от 6 до 11 млн. в год.
Работники культуры относятся к категории самых низкооплачиваемых. Надо позаботиться о повышении им заработной платы, выплате льгот и стимулирующих надбавок, улучшении жилищных условий, закреплении молодых кадров - выпускников учебных заведений культуры.
В области успешно реализуется целевая программа развития физической культуры, спорта и туризма на период до 2010 года, которой предусмотрено строительство и реконструкция на территории муниципальных образований 55-ти спортивных сооружений. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделяется 4,7 млрд. рублей.
За последние два года построено и реконструировано 16 крупных спортивных объектов. Среди них суперсовременные арены, позволяющие проводить не только всероссийские, но и международные соревнования. Это спортивно-культурный комплекс "Оренбуржье", ледовый Дворец "Звездный", спортивный комплекс "Олимпийский" в Оренбурге.
Новые спорткомплексы построены также в Илеке и Сорочинске, ледовые арены - в Новосергиевке, Тюльгане, Медногорске, Первомайском и Оренбургском районах, плавательные бассейны - в Саракташе и Плешанове. Идет строительство спортсооружений в Абдулино, Александровском, Акбулакском, Домбаровском, Матвеевском, Курманаевском, Пономарёвском районах. Все муниципальные образования охвачены этой программой.
Заботясь об объектах городского и районного масштабов, мы не должны забывать об укреплении спортивно-физкультурной базы в образовательных учреждениях, на предприятиях, по месту жительства населения. Давайте начнем с оборудования в каждом поселении элементарной спортивной площадки, доступной любому жителю. Наша задача: максимально привлечь население к занятиям физической культурой и спортом, создать культ здорового образа жизни.
Сегодня каждому понятно, что наше будущее зависит от демографической ситуации в стране, области, в каждом муниципальном образовании. В результате принятия комплекса мер, в течение 2006-2007 годов у нас на 15 процентов повысилась рождаемость, на 6 процентов снизилась смертность. Почти вдвое уменьшилась естественная убыль населения. Положительные тенденции сохраняются и в текущем году. За пять месяцев, в сравнении с аналогичным периодом 2007 года, рождаемость повысилась на 4,4 процента, младенческая смертность снизилась на 9,6 процента.
В области принята концепция демографической политики на период до 2025 года, осуществляется соответствующий план мероприятий. Приоритетными направлениями для нас остаются охрана материнства и детства, повседневная забота о социально незащищенных группах населения.
Своевременно и в полном объеме осуществляются различные выплаты, пособия, компенсации, субсидии. Более 700 тысяч человек или каждый третий житель области получают те или иные меры социальной поддержки. Особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. В ближайшие два года мы должны обеспечить всех нуждающихся фронтовиков хорошим жильем.
С 2006 года государственные полномочия по социальной поддержке и обслуживанию населения переданы муниципальным образованиям. На их осуществление в 2008 году выделено субвенций в сумме 2,8 млрд. руб., что на 500 млн. руб. выше уровня 2007 года.
Между тем, муниципалитеты, продолжая жаловаться на недостаток средств на социальные нужды, нередко используют их не по назначению. В ходе проверок, проведенных в первом полугодии, нарушения выявлены в 32 территориях. Яркий пример - Бузулукский район, где установлено завышение норм оплаты труда, штатной численности, использование областных субвенций на поощрение муниципальных служащих при отсутствии на то нормативно-правовых актов. И такая ситуация характерна для многих территорий.
Важная задача - предоставление гражданам, проживающим на территории муниципалитета, доступных и качественных услуг. Прежде всего люди должны знать, на что они могут рассчитывать, строя свою жизнь и жизнь своей семьи.
Следует постоянно работать над качеством оказываемых услуг. Особенно много нареканий на трудности в получении различных справок, в оплате госпошлины, коммунальных платежей, оформлении земельных участков. Допускается волокита, черствость и равнодушие к людям.
Мы идем на создание, особенно в крупных городах, многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна". Подготовленный Правительством области проект такого центра в г.Оренбурге получил федеральную поддержку на сумму 58 млн. рублей, столько же будет выделено из областного бюджета. В работе находится проект областной целевой программы, согласно которой в 2009-2011 гг. многофункциональные центры "одного окна" будут созданы в Орске и других муниципальных образованиях.
28 апреля т.г. издан Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". В настоящее время в области ведётся разработка дополнительных показателей, оценивающих деятельность муниципальных образований. Будут учреждены гранты лучшим муниципалитетам.
В оценке деятельности органов местного самоуправления особое внимание будет обращаться на благоустройство территорий. Зачастую бывает так: пересекаешь границу муниципального образования и сразу видишь, кто руководит им: настоящий хозяин или временщик. Порядок начинается с мелочей: с клумбы, разбитой у дома, с прибранного подъезда, с освещенных улиц. Заметны перемены к лучшему в городе Оренбурге, в Саракташском и Новосергиевском районах, в ряде сельских советов. Заставляйте людей уважать себя и своих соседей!
В свое время мы ставили в пример положительный опыт благоустройства Новосергиевского района, где проводится специальный конкурс сельских советов. Договорились проводить такой конкурс в масштабах области. В его рамках в городах и населённых пунктах области организована работа по благоустройству дворовых территорий, оборудованию детских игровых и спортивных площадок, высаживаются деревья и кустарники, оформляются газоны и цветники. Сегодня будут подведены его итоги.
Работу по благоустройству территорий надо всемерно усиливать. В области есть села, буквально заросшие сорняками. Так, по данным Россельхознадзора подлежат карантину: в Грачёвском районе - 7 поселений из 13, в Асекеевском - 12 из 21, в Илекском районе - 3 из 15. Куда это годится? Организуйте субботник! Понимаю, что порой не хватает средств, людей, техники, но не всегда дело только в этом. Для того, чтобы взять метлу или лопату, не нужны дополнительные средства из бюджета.
Чтобы преодолеть пассивность людей, надо самим руководителям быть активными, неравнодушными, уметь организовать дело. Надо почаще отчитываться перед людьми о проводимой работе. Это позволяют лучше узнать их нужды и запросы, определить пути решения назревших проблем. И тогда у вас появится моральное право спросить у людей за порядок в их собственном доме.
Уважаемые главы муниципальных образований!
В следующем, 2009 году, будет отмечаться 75-летие Оренбургской области и 265-летие Оренбургской губернии. Мною подписано распоряжение о подготовке и проведении празднования этих дат, создан оргкомитет, утвержден план мероприятий. Надеюсь, что каждое муниципальное образование найдет свое место в этой работе. Не буду перечислять её направления. Важно не забыть о чествовании трудовых династий, тружеников, передовиков производства, внесших личный вклад в развитие и становление родного Оренбуржья. А главное - привести в порядок территории своих муниципальных образований, еще раз посмотреть и оценить состояние исторических памятников и объектов социально-культурного назначения, сделать всё возможное для их реставрации и ремонта. Считаю, что в этой работе должен быть задействован каждый житель, никто не должен оставаться равнодушным.
Среди неотложных задач муниципальных образований районов и поселений - завершение уборочных работ. Необходимо провести сев озимых культур на площади не менее 800 тыс. гектаров. Для этого сложились благоприятные погодные условия. Мы должны понимать, что зерновое производство - основа экономики агропромышленного комплекса, стержень развития сельских территорий.
Не следует забывать о том, что не за горами зима и нужно как следует подготовиться к холодам, морозам, чтобы не случилось такого ЧП, какое мы имели прошлой зимой в Оренбургском районе.
Нельзя быть равнодушными к тому, что происходит у жителей ваших поселков. Приведу такой пример: на первом заседании комиссии по предупреждению распространения африканской чумы свиней я спросил у главы Черноречья Митина, сколько голов содержалось в подворье, откуда началась болезнь. Отвечает: не знаю. Это не дело! Мы должны отвечать за все, что происходит на территории муниципальных образований, тем более, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, в Северной Осетии более 4 тысяч свиней уничтожено в результате этого заболевания. Если бы это произошло у нас, область оказалась бы парализована. Ни одного литра молока, ни одного килограмма зерна не смогли бы вывезти с нашей территории.
Уважаемые друзья!
В заключение своего выступления отмечу, что немалую роль в решении вопросов, касающихся деятельности органов местного самоуправления нашей области, играет Совет (ассоциация) муниципальных образований. Он тесно сотрудничает с Правительством области, Законодательным Собранием в рамках заключенных соглашений. Установились деловые отношения Совета с муниципальными образованиями. В арсенале взаимодействия - изучение положительного опыта лучших муниципальных образований, юридические консультации работников администраций и депутатов представительных органов; конкурсы на лучшего муниципального служащего по различным номинациям, выпуск муниципального "Вестника Оренбуржья".
Хочу подчеркнуть, что Правительство высоко оценивает участие Совета в решении проблем, стоящих перед всем муниципальным сообществом. Надеюсь, что всё то рациональное, что создано и накоплено, будет сохранено и приумножено.
Благодарю за внимание.

www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702254

Док. 548003
Перв. публик.: 12.08.08
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``