В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стачка по-маленькому Назад
Стачка по-маленькому
ВАЗ сказал "баста", но очень тихо

Одно из главных событий минувшей недели - забастовка на ВАЗе. Освещать "возрождение рабочего движения России" съехались корреспонденты центральных газет, федеральные телеканалы дали сюжеты о стачке в прайм-тайм.

В канун события были арестованы несколько профсоюзных активистов, в день забастовки милиционеры заявились на завод и расползлись по цехам, заводской службе безопасности строго-настрого было велено следить, чтоб ни один журналист не попал на территорию ВАЗа. Менеджмент завода поспешил объявить, что дело не в экономических проблемах, а имеет скорее "политический окрас".

На заводе существует два профсоюза: официальный во главе с Николаем Карагиным, в который по привычке, оставшейся с советских времен, записывают автоматически при приеме на работу. И независимый профсоюз "Единство", его численность около 1,5 тысячи. Возник он в начале 90-х стихийно. Сейчас профбоссом "Единства" является Петр Золотарев, он-то и позиционировал себя как застрельщик стачки.

Еще утром первого августа Золотарев храбрился перед телекамерами:

- Забастовка будет, обязательно. Наша задача остановить конвейер, даже незаконным путем. Люди полны решимости, их ничто не остановит. При российском законодательстве невозможно провести забастовку законными методами.

Однако к вечеру стало ясно - реальный протест не соответствовал поднятой шумихе. Из 112 тысяч рабочих ВАЗа в забастовке непосредственно приняли участие от силы человек 400 из сборочного цеха. Они часа четыре "помитинговали во дворе завода". Митинг - это громко сказано, просто люди не вернулись в цех после обеда, а разлеглись на газончиках в тени деревьев и судачили о своем. Оживлялись, лишь когда приходил кто-то из начальства уговаривать вернуться на рабочие места. "Сами валите работать", - кричали в ответ забастовщики.

Знаменитый вазовский конвейер так и не остановился, всех убытков от четырехчасового простоя - пара сотен недоукомплектованных "Жигулей", которые вполне можно довести до должной кондиции за день-другой. Задним числом Золотарев объявил стачку предупредительной и сказал, что цели остановить конвейр у них не было.

ВАЗ за язык не тянули

Формальным поводом к забастовке стал плакат "Единой России" на мартовских выборах, обещавший вазовцам среднюю зарплату в 25 тысяч рублей. "ЕдРо", как и положено партии власти, победила, а зарплата, как уверяет пресс-секретарь Владислав Скрыльник, поднявшись за последние месяцы на 10%, достигла 14,5 тысячи. Поскольку глава городского отделения "Единой России" и генеральный директор АвтоВАЗа - одно и то же лицо (Виталий Вильчик), то профсоюз "Единство" стал требовать недостающего не у партии, а у заводского руководства.

Для любого человека очевидна бредовость требования в одночасье увеличить зарплату на 100%, именно поэтому большинство вазовцев не поддержало Золотарева. Многие заводские старожилы, к мнению которых прислушивается даже руководство, со скепсисом говорят о золотаревской стачке.

Между двумя линиями конвейера нахожу осанистого мужчину, представившегося просто Сергей. Ему 37, пятнадцать из них на заводе. В руках - Трудовой кодекс, вокруг толпа, люди возбуждены, а сам Сергей спокоен как танк. Медленно и нарочито негромко цедит сквозь зубы:

- Стачка подготовлена плохо. Ее итогом станут беды для рабочих и выгода Золотареву. Кто он, мы его не выбирали. Он не имеет права говорить от нашего имени. А забастовка действительно незаконна, - чеканит Сергей, затягиваясь беломориной. - Мы работаем, это хлеб наших семей. Мы не можем ради кого-то ставить их под удар.

Эта осторожность не лишена оснований. В 1994 году на ВАЗе уже была забастовка, организованная "Единством". При разборе дела в областном суде лидеры профсоюза опровергли свою причастность к ней, заявив, что они "всего лишь консультировали рабочих". Забастовшики понесли дисциплинарные взыскания, у кого-то отобрали премии, у кого-то льготы, примерно 50 человек были уволены, а тогдашний лидер профсоюза Анатолий Иванов круто пошел в гору и дорос до депутатства от партии власти.

Но есть на заводе и другая правда. Молодой парень в косухе, подъехавший к проходной на стареньком китайском мопеде, со злой улыбочкой говорит:

- Поработаем до обеда, а там баста. Мы вчера с товарищами так решили. Сколько можно терпеть? В прошлом месяце получили расчетки, я, например, чистыми получил только три двести. Хотя зарплата у меня вроде как около семи. Фиксированной нет, у нас есть тарифная часть и премиальная. Тарифная исчисляется количеством "пропущенных" через руки деталей. Потом по итогам вычитают подоходный налог около полутора тысяч, кому-то сразу высчитывают квартплату, кому-то кредиты, 1% профсоюзу. И... остаются копейки. Мы и с начальством пытались разговаривать, подписи собирали, письма писали. Толку нет.

Хорошие деньги - хорошим парням

Эти две стороны примиряет одно: хотя большинство рабочих и не примкнуло к золотаревской стачке, все согласны, что менять что-то надо, и дело вовсе не в одних маленьких зарплатах. Молодым рабочим с низкими разрядами, конечно, нелегко, хотя в среднем по этой части ВАЗ еще не самый худший вариант. Главная проблема ВАЗа - его новый хозяин - Рособоронэкспорт.

Эта госструктура, являющаяся гибридом коммерческой компании и силового ведомства, "пришла" на завод 2 года назад. В официально-патриотической версии это выглядит так: "Хорошие парни", преданные Путину, имеющие опыт службы в КГБ-ФСБ, решили спасти автогигант и зачистить его от "плохих парней". В качестве последних выступала группа компаний СОК (Самарский объединенный капитал), возглавляемая Юрием Качмазовым. Надо признать, что репутация у СОКа действительно была не из лучших, достаточно сказать, что если где пишут о СОКе, перечисляя ее владельцев, создателей и бенефициаров, то после фамилии, имени, отчества в скобочках, как правило, упоминается кличка.

СОК владел рядом предприятий, поставляющих АвтоВАЗу комплектующие, и контролировал весьма значительную долю сбыта готовых автомобилей. Естественно, изрядная часть вазовских управленцев тоже были соковскими выдвиженцами.
Придя на завод, чекисты из Рособоронэкспорта, играючи надрали уши вчерашним хозяевам, контракты на поставки объявили кабальными и расторгли в одностороннем порядке, выдвиженцев уволили, а для пущего форсу была инициирована знаменитая операция "Циклон" (задержания, допросы, выемка соковской документации из головных офисов, и т.д., и т.п.). До громких процессов дело не дошло, но впечатление на обуржуазившуюся братву все эти "циклоны" произвели соответствующее.

Есть и альтернативная версия мотивов "хороших парней".

АвтоВАЗ, естественно, не может конкурировать на внутреннем рынке с подержанными семи-десятилетними иномарками. Зато он экспортирует "Жигули" в развивающиеся страны, при этом государство возвращает заводу НДС за продукцию, проданную за рубеж. И это стопроцентно гарантированный доход. Именно гарантированный, а не полученный трудом и потом. А по нынешним временам силовики-государственники подгребают под себя все, что приносит именно такой гарантированный доход: нефть, газ, ВАЗ...

В заводских курилках утверждают, что Путин в своей диссертации, написанной в 1999 году (когда он еще был не президентом и отцом нации, а всего лишь премьером, невесть откуда взявшимся и с не очень понятным прошлым), заявлял о необходимости контроля над экспортным потоком "Лад". Так что все идет по плану.

Интервенция в штатском

Менеджеры из Рособоронэкспорта относятся к заводу как к дойной корове, в том смысле, что снимают всю прибыль, почти ничего не оставляя ВАЗу на развитие и обновление оборудования, которое уже на 60 - 70% устарело. Они появляются в понедельник в сопровождении огромных кортежей, оглашая окрестности воем сирен и ослепляя синим неоном мигалок, а в среду отбывают в Москву. Вместе с ними на тольяттинский завод проникает вся атрибутика московской шикарной жизни.
По закрытой территории ВАЗа проносится сумасшедшей понтовости иномарка с блондинками модельной внешности, утопающими в кожаном салоне, из открытых окон раздается басовитое и модненькое "умца-умца".

Угрюмые пролетарии смотрят вслед этому диву с классовой ненавистью и цедят сквозь зубы: "Приехали б... московские". Сдается, они имеют в виду не только этих дам.

Надо признать, что предшественники чекистов тоже шиковали, но они были своими и худо-бедно разбирались в заводских проблемах. А новые хозяева, во-первых, чужаки, во-вторых, их умения сводятся исключительно к торговле ракетами, что, по мнению заводчан, несравнимо проще, чем выпускать и продавать сотни тысяч авто ежегодно.

Собственно, на этом фоне неприятия московских хозяев и случилась забастовка, которой больше сочувствовали, чем поддерживали. Но "бурей в стакане воды" посчитать всю эту историю может только тот, кто не понимает, что такое Тольятти. Тот, кто контролирует ВАЗ, контролирует и весь город. Стачка эта лишь предвестник большой войны, которая должна вот-вот разгореться, где с одной стороны за городскую власть будут драться пришлые москвичи, рособоронэкспортовцы, единороссы, а с другой - местные выдвиженцы СОКа, поддержанные "Справедливой Россией". Пока на кону пост тольяттинского мэра, а следовательно, право распределять городскую землю. На мэрское кресло от Рособоронэкспорта претендует бывший генерал, а ныне замгендиректора АвтоВАЗа Евгений Юрьев. Ему, курирующему заводскую социалку, нынешняя забастовка - как нож к горлу. В свою очередь СОК, изгнанный с завода, готовит своих кандидатов.
Но это уже другая история.

05.08.2007
Ирина Гордиенко
наш спец. корр., Тольятти - Москва
www.novayagazeta.ru

Док. 548064
Перв. публик.: 05.08.07
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Юрьев Евгений Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``