В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Саид Гафуров, Дарья Митина: Выборы в Индии Назад
Саид Гафуров, Дарья Митина: Выборы в Индии
Мало кто из российских политических наблюдателей отметил, что в ноябре и декабре в Индии состоятся важные события, способные значительно изменить ситуацию не только в Южной Азии, но и во всем мире. Там пройдут выборы в Законодательные собрания пяти штатов - Мадхья-Прадеша, Раджастхана, Чхаттисгарха, Мизорама, Джамму и Кашмира и Национального столичного округа Дели. Эти выборы крайне важны для двух господствующих сил в стране: Индийского национального конгресса (ИНК), возглавляющего предвыборный альянс Объединенный Прогрессивный Союз (УПА), и "партии шафранового цвета" Бхаратия Джаната партии (БДП), которая возглавляет Национальный Демократический Союз (НДА), правивший Индией с 1998 по 2004 годы.

Так как и НДА, и УПА включают в себя большое число региональных партий, сильных только в своих регионах, то результатом приближающихся выборов в штатах может стать массовый переход региональных и национальных партий на федеральном уровне из своего блока к противникам. Одновременно выборы в штатах могут позволить левым и "третьим" силам получить определенное преимущество. Левый фронт во главе с Коммунистической партией Индии (марксистской), представляющая интересы неприкасаемых Бахуджан Самадж Парти (БСП) и Социалистическая (Самаджвади) партия могут добиться успеха, хотя это и не "их" традиционные штаты.

Важно понимать, что интересы, с одной стороны, неприкасаемых, на представление которых претендует БСП, и, с другой стороны, низших каст, неразвитых племен и религиозных меньшинств типа мусульман, парсов и др., которых защищают Самаджвади, РДД и другие партии, находятся в остром противоречии. Бюджетная поддержка и другие меры (резервация рабочих мест, предоставление постов на государственной службе, права на бесплатное образование и пр.) делятся на все обездоленные слои, и идет постоянная борьба за передел этой государственной поддержки в пользу той или иной угнетенной касты или неприкасаемых. Например, на выборах 2004 года в Уттар-Прадеше сложился настоящий клубок, в котором представляющие интересы низших каст социалисты из Самаджвади, неприкасаемые из БСП и ИНК бились не столько с БДП, сколько между собой.

После выборов 2004 года сложилась тенденция, когда оппозиция стала выигрывать выборы в законодательные собрания штатов. Из 16 штатов, в которых проходили выборы в 2004-2008 годах, УПА проиграла 11, причем большинство из них - это поражения Конгресса, а не его союзников. НДА, однако, сформировала правительства только в 5 штатах, но этот блок политически и организационно усилился в своих цитаделях. Победы в больших штатах - Гуджарате и Карнатаке, достигнутые БДП в декабре 2007 и мае 2008 соответственно, имели особое значение. Победа в Гуджарате ознаменовала успех "талисмана Хиндутвы" главы правительства штата Наренды Мори в третий раз подряд, а в Карнатаке шафрановые смогли достичь первого за всю историю успеха в южном дравидском штате Индии.

У Левого фронта, социалистов или БСП нет достаточной политической и организационной базы, чтобы лелеять надежды на приход к власти в этих шести штатах, но выборы дают возможность увеличить их влияние в них, а следовательно, и на национальном уровне. За прошлые три года левые достигли блестящих успехов в своих традиционных цитаделях: Западной Бенгалии, Керале и Трипуре, а БСП в 2007 году достигла исторического триумфа в Уттар-Прадеше, самом густонаселенном штате, сформировав правительство самостоятельно, вне коалиций.

Политически и организационно у всех трех политических групп есть свои сильные и слабые стороны, и их планы варьируются в зависимости от штата. Для руководимого БДП НДА, правящего в Мадхья-Прадеше, Чхаттисгархе и Раджастхане, важно сконцентрировать борьбу вокруг общенациональных вопросов, таких как инфляция, повышение цен, внутренняя безопасность и терроризм. Отвечать за эти проблемы должно центральное Правительство Индии, сформированное УПА.

Кроме того, БДП активно продвигает свою идеологию Хиндутвы, поразительно напоминающую фашистские взгляды Железного фронта, Муссолини и теоретических отцов теории арийской исключительности. Этот термин можно было бы перевести как "индийство" или "индусскость" (точнее не просто "индуизма", а "индийского духа", всей совокупности индийских религий, культуры, традиций), то есть совокупности того, что составляет в понимании ее идеологов сущность индийского национального характера, в формировании которого ключевая роль принадлежит индуизму. Вокруг БДП концентрируются сестринские полуфашистские фундаменталистские организации, имеющие свои военизированные подразделения, такие как Вишва Хинду Паришад (ВХП, Всемирный совет индусов), Раштрия Свайамсевак Сангх (Союз добровольных служителей нации. Индийский опыт показывает, что правящие круги по-прежнему держат фашизм в качестве надежного резерва, но применить фашистские методы готовы только в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Общность черт, присущих фашизму как идеологическому и политическому течению, не исключает существования различных его форм, в том числе и несущих национальную индийскую специфику.

Сам термин "Хиндутва" был предложен Винаяка Саваркаром в его одноименной книге 1923 г. Главные тезисы Хиндутвы состоят в следующем:

1. Индийский субконтинент (который включает область к югу от Гималаев и Гиндукуша, обычно Пакистан, Индия, Бангладеш и Шри-Ланка, и иногда Афганистан) является родиной всех индусов.

2. "Индусы" - это все те, чья религия которых является местной в Индии. Они включают в себя, помимо собственно индусов, буддистов, джайнов и сикхов.

3. Индусы исторически угнетались на их собственной земле внешними силами, такими как мусульмане и христиане.

4. Индусы были слабыми в течение долгого времени из-за влияния британского колониализма и коммунистического движения.

5. Индусское государство должно быть установлено, чтобы защитить права индусов на их родину.

Хиндутва всегда имела сильную антикоммунистическую направленность, и обычно изображает коммунистов как лживое, лицемерное движение, манипулирующее народными массами. В то же время она является антимусульманским и антихристианским, и вообще ксенофобским движением. Она критикует секулярные принципы индийской государственности, которые якобы порождают "атеизм и псевдоатеизм", из-за различных стандартов, принятых для индусов, мусульман и христиан. Тема введения единого универсального Гражданского Кодекса Индии, который удалил бы специальные условия брака и развода для мусульман и христиан из индийской Конституции, является одной из главных политических лозунгов Хиндутвы. Её сторонники утверждают, что в светской секулярной демократии немыслимо позволять мусульманам, например, многоженство, при том, что оно является уголовным преступлением для индусов. Это фактически подрывает основы законодательства Индии, так как Конституция и Гражданский Кодекс намеренно выделяют различные группы населения, чтобы приспособиться к этническому и религиозному многообразию индийских народов. На определенном этапе некоторые лидеры РСС вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма. Хиндутва имеет черты, сближающие ее с фашизмом - культ насилия, обрядовая роль знамен и другой символики, идея беспрекословного подчинения индивидуума произвольно трактуемым интересам "нации", принцип абсолютной непогрешимости стоящего над массой вождя и те иррациональные политические стереотипы и автостереотипы, на которых зиждется вся идеологическая система.

Конгресс и его союзники строят предвыборную агитацию на достижениях правительства УПА, таких как Национальная Сельская Схема Гарантии Занятости (NREGS) и ядерной сделке между Индией и США. Провалы правительств штатов, возглавляемых БДП, также выдвинуты на первый план в кампании, ИНК пытается показать, что возглавляемые им правительства в Дели и Джамму и Кашмире лучше, чем правительства БДП. Одновременно были раскрыты несколько террористических организаций, ориентированных на идеологию Хиндутвы в Карнатаке, пытавшихся усилить напряженность и вызвать политическую нестабильность и поляризацию общества, что и обеспечило победу БДП в штате. Однако положение ИНК усугубляется тем, что его аппарат в этих штатах находится в дезорганизованном состоянии из-за фракционной борьбы.

БСП и Левый фронт имеют теоретическое преимущество, они могут критиковать правительства БДП в штатах и центральное правительство УПА. Однако, их организации в этих штатах невелики, а кроме того, мажоритарная избирательная система Индии стимулирует создание сильных политических блоков, которые только и могут добиваться успехов, но ни БСП, ни левые не смогли создать такие блоки в этих штатах. Это крайне ослабило их кампании. Вместе с тем, следует ожидать успеха БСП в Мадхья-Прадеше, в районах, примыкающих к Уттар-Прадешу. КПИ(м), как ожидают, увеличит свои позиции в Раджастхане, где партия находится в центре борьбы за интересы трудящихся против правительства штата.

Многие аналитики считают, что в Дели кампания НДА развивается более успешно. БДП может получить около 10% голосов (против 5,7% на предыдущих выборах). Совместно с союзниками шафрановые могут сформировать правительство столицы Индии. В Раджастхане, наоборот, крупные низшие касты - гуджары и джаты, а также фермеры и торговцы выступают против правительства и могут проголосовать за ИНК. Сама же БДП раздирается фракционной борьбой.

В Чхаттисгархе, где уже 5 лет развивается вооруженное восстание под руководством маоистских организаций, вдохновленных успехами единомышленников в Непале, правительство БДП, скорее всего, будет вынуждено уйти. Однако многие эксперты боятся того, что антимаоистское ополчение Салва Джудум, созданное вождями БДП и крупными землевладельцами, сможет решить исход выборов силовыми методами. Несмотря на это, Конгресс более убежден в успехе в этом штате, чем в Дели или Мадхья-Прадеше.

В Мизораме же борьба по существу идет между правящим Национальным фронтом Мизо (МНФ) и ИНК. Кроме того, свою роль может сыграть Объединенный Демократический Союз, сформированный Народной Конференцией Мизорама и Националистической партией Зорам. Скорее всего, в этом штате будет "подвешенное" Собрание, где ни один блок не будет иметь большинства. Ситуация в Джамму и Кашмире крайне напряженная, выборы будут семиэтапными с 17 ноября до 24 декабря. Главная борьба в Джамму будет идти между Конгрессом и пока доминирующей БДП. В Долине Кашмира основные политические силы это Национальная Конференция во главе с прежним Главой правительства штата Фаруком Абдуллой и его сыном и Омаром Абдуллой, Конгрессом, и Народной Демократической партией во главе с Муфтием Махбубой.

На начальном этапе создается впечатление, что главным победителем на выборах станут все-таки НДА и БДП, чьи кампании гораздо лучше организованы и подготовлены. Однако еще неизвестно, будут ли они в состоянии сохранить это преимущество. Безотносительно окончательного результата, несомненно, эти выборы в законодательные Собрания окажут серьезнейшее воздействие на национальную политику и ближайшие всеиндийские выборы.

Что ж, дождемся результатов голосования.....


Социализм XXI век

26.10.2008

www.socialistinfo.ru

Док. 548234
Перв. публик.: 26.10.08
Последн. ред.: 25.02.09
Число обращений: 0

  • Митина Дарья Александровна
  • Гафуров Саид Закирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``