В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Никитинский: `Самый безопасный из помощников Президента?` Назад
Леонид Никитинский: `Самый безопасный из помощников Президента?`
Сенсацией накануне Рождества стало назначение Юрия
Батурина, помощника президента по правовым вопросам,
на специально учреждаемы пост помощника президента
по национальной безопасности. Может ли страна считать
это событие рождественским подарком, покажет время,
а пока что Юрий Батурин рассказал корреспонденту
"Известий" об обстоятельствах своего назначения на
этот пост.


Президент Ельцин позвонил в Кремлевский кабинет Батурина днем 5 января и сказал, как передает Батурин, буквально следующее: "Я пришел к выводу, что будет правильным, если у президента будет помощник по национальной безопасности. И мне бы хотелось, чтобы этим помощником были вы".

Предложение занять свой прежний пост в администрации президента доктор юридических наук Юрий Батурин получил в апреле 1993 года и имел почти два месяца на обдумывание, пока не дал согласия и не получил формального назначения 2 июня 1993 года. Однако интонация, с которой была высказана новая просьба президента, исключала тайм-аут, и Батурин согласился немедля. Обладая несомненно большей информацией, чем он сегодня может рассказать, Батурин в этот момент понимал, какая именно опасность угрожает президенту, государству и России, что взаимосвязано, и почему определенная роль в предотвращении этой опасности отводится Борисом Ельциным именно ему.

Характеризуя Юрия Батурина, следует остановиться, по-видимому, в первую очередь не на его деловых качествах, сколь бы они не были высоки, а на личных. Будучи во многих отношениях "чужаком" в президентской администрации и человеком весьма строптивым, признающим действующие здесь аппаратные правила лишь постольку-поскольку, Юрий Батурин тем не менее сумел интегрироваться в президентский аппарат, в первую очередь благодаря тому, что лишен собственных политических амбиций (каковые для него лежат в какой-то иной области). Он обладает редкой способностью оставлять свои личные мотивы за дверями тех кабинетов, которые ему приходится занимать, и благодаря этому в аппарате Ельцина, как прежде в аппарате Горбачева, оказывается для многих труднопреодолимой помехой, но не конкурентом в борьбе за власть и влияние.

В телефонном разговоре с Ельциным 5 января Батурин задал лишь один вопрос: может ли он продолжать исполнять обязанности помощника президента по правовым вопросам? Президент ответил, что характер и объем новых обязанностей вряд ли ему физически позволят это делать, хотя в принципе нет никаких возражений против того, чтобы Батурин по-прежнему помогал президенту и в области его правовой политики. На его место, по-видимому, будет назначен новый помощник из числа квалифицированных юристов, кандидатуры которых может предложить и сам Батурин, хотя окончательный выбор будет принадлежать президенту.

В беседе с корреспондентом "Известий" Юрий Батурин отказался дать исчерпывающее определение (хотя бы перечисление общих функций) весьма широкому понятию "национальная безопасность", сославшись на то, что это уместнее сделать не в газетном интервью, а в концепции национальной безопасности, которая должна быть выработана в первоочередном порядке с его участием, однако принципы и детали ее с президентом пока не согласованы.

Назначение на новый пост оказалось для Батурина, как и для всех остальных, полной неожиданностью, как и прежде того указ о расформировании МБ, который бывший помощник президента по правовым вопросам увидел уже подписанным. Однако с конца декабря он принимал участие в своем прежнем качестве в разработке совместно с бывшим руководством МБ положения о Федеральной службе контрразведки, делал по этому вопросу доклад президенту, которым тот, по-видимому, остался удовлетворен. Этим его практический опыт работы с органами безопасности, по-видимому, и ограничивается.

Уже с новыми полномочиями помощника президента по национальной безопасности (кстати, это единственный из помощников, чей круг обязанностей закреплен в официальном названии должности) Юрий Батурин в течение рождественских каникул встречался с главой Федеральной службы контрразведки Николаем Голушко и его первым заместителем Сергеем Степашиным, а также отдельно с начальником Федеральной пограничной службы генерал-полковником Николаевым.

В ближайшее время, видимо, состоятся встречи Батурина с руководством армии, МВД, внешней разведки и других структур, которые принято называть "силовыми". Уточняется разделение компетенции с Советом безопасности, который продолжает функционировать при президенте. Назначение Батурина не повлекло, по его словам, каких-либо изменений в судьбе руководителей Управления охраны президента, которое в последнее время распространило свою деятельность за пределы собственно обеспечения его личной безопасности вплоть до создания собственных аналитических подразделений.

Отвечая на вопрос, как его новая деятельность соотносится с прежними убеждениями, Батурин ответил, что он не собирается "перековываться" и перекраивать свои хорошо известные твердые правовые убеждения на какой-то новый лад. Тем более, что право и представляет собой основную систему безопасности как для граждан, так и для государства. Однако спецслужбам, деятельность которых он отныне будет курировать, свойственно действовать в условиях крайней необходимости - так кто лучше правоведа сможет определить критерии такой необходимости и границы отступлений от общего правового порядка, допускаемые крайней необходимостью, если она вообще возникает?

Приоритетное значение в области национальной безопасности Юрий Батурин, по-видимому, придает созданию мощных аналитических подразделений, которые должны будут с этой специфической точки зрения оценивать как цели политики Российского государства, включая экономическую, правовую, внешнюю и внутреннюю, региональную государственную политику, так и средства, применяемые для достижения этих целей. В первую очередь под безопасностью понимается безопасность граждан, президент рассматривается как главный гарант такой безопасности, несущий за нее всю полноту ответственности по своей должности, а безопасность государства мыслится в ключе концепции правового государства, то есть такого, которое на первое место ставит опять-таки интересы своих граждан, а не чиновников.


Леонид Никитинский

Источник: "Известия", 1994, 11 января (статья опубликована через 5 дней после назначения Батурина помощником президента по национальной безопасности).

viperson.ru

Док. 550351
Перв. публик.: 11.01.94
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Степашин Сергей Вадимович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Голушко Николай Михайлович
  • Профиль

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``