В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Малый: Таяние снега привело к провалу в Москве Назад
Алексей Малый: Таяние снега привело к провалу в Москве
Как сообщил Президент Академии современного строительства Алексей Алексеевич Малый, в прямом эфире РУССКОЙ СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ, в результате водопонижения грунтовых вод в Москве происходит размыв известняков, образуются пустоты и могут случиться провалы грунта.

По словам Малого, геологи следят за состоянием грунта в городе и оказывают соответствующие консультационные услуги строительным компаниям, действующим в Москве. Случаи провала грунта происходят в результате несоблюдения рекомендаций геологов, подчеркнул известный строитель.

При этом специалист отметил, что за всю историю города в центре Москвы было зафиксировано 240 случаев провала грунта. Наиболее опасной в этом плане зоной является район у Хорошевского шоссе.

Известно, что в этом месте, глубоко в земле проходит геотектонический разлом, а район Ленинградского проспекта оказывается в надпойменной зоне. Здесь когда-то давно вся местность была изрезана оврагами и заполнена свалками, между которыми извивались реки Верхняя и Нижняя Таракановка и Ходынка.

Позднее речки упрятали в коллекторы, а сверху положили асфальт. Природа десятилетиями сопротивлялась и наконец создала сложную сеть из старых и новых водостоков, превратив подземное пространство района в губчато-ячеистую структуру.

Любое подземное течение может подмыть рыхлую почву и образовать провал, Так что при столь интенсивном и неконтролируемом строительстве аварии вполне следовало ожидать.

За сентябрь 2008 года в столице зафиксировано три случая обрушения грунта - на Ленинградском проспекте, на улице Дежнева в районе Южное Медведково и на улице Академика Королева в Останкинском районе Москвы.

Алексей Алексеевич, подчеркнул, что по данным Москомархитеры и Мосгеотреста, уровень геологической опасности в городе "весьма опасный" или "опасный"

Основным условием строительства является выполнение мероприятий по снижению геологического риска: строительство специальных дренажных систем и отвод поверхностных и грунтовых вод, а так же другие мероприятия, сопутствующие этому
Что в основном не делается из экономии средств или из-за стесненности городской застройки.

Основная опасность для Москвы - подтопление территории. За последние 15 лет в городе в корне изменилась гидрогеологическая ситуация - увеличилось количество подтопляемых территорий.
Это связано, в первую очередь, с потерями из инженерных коммуникаций, заявил инженер.
С учетом того, что в Москву только по системам водопровода ежедневно поступает 6,5 млн. кубометров воды, даже при минимальных потерях 4 % это означает, что в грунт ежесуточно поступает 340 тыс. кубометров воды в сутки!
К этому следует добавить инфильтрацию воды на открытых территориях (парки, скверы, газоны) - осадки, полив, складирование снега и пр.

Большое влияние на изменение гидрогеологии оказывает освоение подземного пространства.
Единичные подземные сооружения, перегораживая поток подземных вод, вызывает подъем уровня перед собой и его спад ниже по потоку. Ввеличина подъема и спада зависит от длинны подземного контура. Здание действует, как подземная плотина.
Если освоение подземного пространства производится на значительной площади, то изменения гидрогеологии может быть существенным и повлиять на изменение гидрогеологии целых районов.

Большое влияние на изменение гидрогеологии имеет, как отбор грунтовых вод, так и водоотлив из сооружений метрополитена.

Существуют все виды гидрогеологического рисков, кроме вечной мерзлоты:
- оползни
- карсты
- суффозии (вымывание)
- биохимические риски (утечки из канализации) - метановыделяющие бактерии и бактерии выделяющие сероводород и др.

Гидрогеологическая сеть Москвы насчитывает более 430 водных объектов: река, ручей, пруд, источник и пр. большинство из них спрятаны в коллекторы, но, например, Неглинка, из коллектора ушла. Многие коллекторы сухие - ручьи из них давно ушли.

Мы работаем во многих городах мира и знаем, что Активизация гидрогеологических процессов это общепланетарная проблема. Ситуация ухудшается с каждым днем.

Изучение бессистемно. Москва, как и вся страна, Хорошо изучалась в 50-х, потом в 70-е - 80- е кое-что добавилось, затем в конце 90-х немного дополнилась информация.

Необходимо проведение массовых обследований и обновление геологической опасности, ужесточение требований к изысканиям.

Мало кто учитывает, что здания весят и давят, чем изменяют геологическую картину полностью. Например, при строительстве МГУ, холм был срыт на предполагаемый вес здания.

В Москве существует целый ряд территорий, гидрогеология которых способствует риску провалов и разрушений зданий, построенных на них.
Еще в советское время в столице произошел ряд случаев, когда целые дома уходили под землю по причине того, что геологические риски не были просчитаны или учтены. В частности, подобные катастрофы происходили в районе Хорошевского шоссе, недалеко от станции метро "Полежаевская" в 1970-х гг. А еще раньше, во время строительства Сокольнической линии метро, были обнаружены карстовые пусты в районе Охотного ряда. Кроме того, в 1930-е гг. в результате строительства канала Волга - Москва произошел подъем Москва-реки примерно на 3,5 м, что привело к подтоплениям в ряде районов столицы и области, причем именно в этом состоянии сооружалась первая очередь метро, что создавало дополнительные трудности.
Во время строительства станций метро "Арбатская" (Арбатско-Покровской линии) и "Боровицкая" сложилась неблагоприятная ситуация. Природная обстановка вокруг холма, на котором стоит Дом Пашкова и комплекс зданий библиотеки им. Ленина, - критическая. На этом месте с огромным трудом были построены станции метро: проходчики сооружали их буквально по пояс в воде. Недаром "Арбатская" стала единственной станцией, оборудованной насосами, откачивающими воду.
Эта откачка, производимая и в других местах с тяжелой гидрогеологической ситуацией, зачастую и приводит к опасности обрушений строений, стоящих на поверхности: по закону Архимеда в отсутствие воды вес почвы существенно, в разы, возрастает, увеличивается давление на глубинные слои грунта, и он начинает уплотняться и проседать.
Также следует учитывать и то, что вода, поступающая в грунт с дождями, постепенно размывает почвы даже на большой глубине, создавая процесс так называемой суффозии. Суффозионный процесс делает грунт более рыхлым, так как его частницы вымываются водой в карстовые пустоты, которые есть и под центром города, даже и в районе м. "Охотный ряд".
Особенно подверженными риску называют участок от Остоженки до Арбата. "Этот район находится под дамокловым мечом, и за последние десятилетия в нем произошло немало событий", - утверждает профессор Московского государственного геологоразведочного университета Евгений Пашкин. По его словам, на бульварном кольце, если идти в сторону храма Христа Спасителя, можно назвать сразу несколько опасных зданий. В частности, дом Тона в начале Гоголевского бульвара, в Гагаринском переулке, был разобран практически полностью и восстановлен, но продолжает садиться. В том же состоянии находится дом Апраксиных на Знаменке. В связи с образованием пустоты под фундаментом ГМИИ им. Пушкина пришлось в срочном порядке возводить под ним укрепляющие сооружения, чтобы предотвратить риск обрушения. Дом журналиста, где профессор Пашкин проводил пресс-конференцию, также находится рядом с линией размывов грунта.

Чаще всего, отметил в заключение А.А. Малый, виновником произошедших обвалов является сам человек


Опубликовано: 09.03.2009

Док. 550460
Перв. публик.: 09.03.09
Последн. ред.: 18.03.09
Число обращений: 0

  • Малый Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``