В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Альфа-банк продал канал Муз-ТВ Назад
Альфа-банк продал канал Муз-ТВ
Андрей Косогов, первый заместитель председателя правления Альфа-банка, ответил на вопросы относительно сделки по продаже канала Муз-ТВ в интервью корреспонденту "ГАЗЕТЫ" Антону Помещикову. Рубен Оганесов: "АРС дал больше всех
- Как долго вы готовили Муз-ТВ к продаже?

- Любой проект такого рода готовится к продаже с первого дня. Традиционно банки выступают в качестве финансового инвестора, даже когда исполняют роль инвестора стратегического. Это одна из идеологий Альфа-банка: любой бизнес, который мы делаем, в конце концов может быть продан. Так что канал к продаже мы начали готовить с первого дня. А проект начался в октябре 1997 года. Наверное, не самое правильное было время для начала - очередной виток всемирного кризиса, докатившийся через год до России. Проект начинался как очень трудный ребенок. И фактически он начинался с нуля. Существует такое понятие - start up. И это был start up в самом худшем его варианте. В 1999 году мне пришлось стать генеральным директором Муз-ТВ - семь месяцев я провел на этом посту и фактически вытаскивал проект из состояния паралича. Потому что поначалу мы выступали лишь в роли инвестора, ни во что не вмешивались, дали деньги и пожинали плоды. Когда мы поняли, что такие плоды пожинать опасно, пришлось взять все управление в свои руки. В итоге мы стали владельцами ста процентов, хотя первоначально владели всего тридцатью пятью.

- Но конкретные переговоры о продаже канала вы начали еще в прошлом году - в числе потенциальных покупателей фигурировали многие шоу-бизнесмены, теле-бизнесмены, включая Зосимова, Потанина, иностранцев...

- Мы знаем, как появляются слухи на рынке. И не всегда под этими слухами имеются основания. Но дело в том, что, когда мы поняли, что роль финансового инвестора у нас не получается, мы поняли, что логично продать свою долю и дальше не заниматься стратегическими вопросами. Муз-ТВ - это шоу-бизнес, а это специфика не нашего банка. Поэтому мы решили продать канал и вели разговоры со всеми возможными покупателями, которые на нас выходили.

- Много их было?

- Думаю, что были все, кто работает в мире шоу-бизнеса. Но, к сожалению, деньги есть не у всех, поэтому желание потенциальных инвесторов взять канал в управление или купить за малые деньги мы, естественно, не разделяли. И даже с теми, кто сейчас стал владельцем канала, мы говорили много раз, пока в итоге не сошлись на условиях. Наверное, вопрос не в том, когда мы начали продавать, а в том, что мы делали для того, чтобы канал был успешно продан. С самого начала мы заняли позицию - мы не из шоу-бизнеса, не из телевизионного мира, но мы постараемся построить канал с учетом европейского и российского опыта, чтобы создать продукт, который в перспективе заинтересует кого-то из мира шоу-бизнеса. В принципе у нас это получилось. В итоге покупателем стал не кто-то извне, а группа людей и юридических лиц российских. Управлять каналом будет известная группа АРС. Они как управленцы по идеологии нам понятны, близки, и, наверное, это тот случай, когда мы с удовольствием отдаем канал в руки профессионалов.

- АРС будет только управлять каналом?

- Вопрос только в деньгах - если они финансовые ресурсы в будущем накопят. На самом деле во всем мире принята практика, когда за управление постепенно отдается часть собственности. Российский рынок очень сложен, на нем можно добиться успеха, даже ничем не владея. Я думаю, что в России на медиарынке могут добиться чего-то только местные.

- Кто является новым владельцем канала?

- В мире бизнеса всегда сделки такого рода какое-то время являются коммерческой тайной. Это небольшая группа физических и юридических лиц, в том числе русских. Решили рискнуть - и купили. Но управлять должен профессионал, и они решили, что это будет АРС.

- То есть это группа иностранных и российских инвесторов?

- Да. Думаю, что кто-то один не потянул бы этой сделки. Хотя для нынешней ситуации на рынке это деньги минимальные, если сравнивать с западными аналогами.

По оценкам ряда экспертов, создать в России новый телеканал с нуля сейчас стоит не менее пятидесяти миллионов долларов...

Думаю, что это заниженная цифра. Пятьдесят - это если уже есть частотный ресурс, лицензия, концепция, если нет конкурентов и есть четкое понимание стратегии. Потому что повторять то, что создали Муз-ТВ или MTV, бессмысленно. И прибавьте еще года три на создание сети. Мы вкладывали в канал четыре года и намеренно на это шли, фактически - мы создали уникальные условия. У MTV своя аудитория, у Муз-ТВ своя. Я сторонник того, чтобы русской музыки было в эфире больше, тем более что она у нас по качеству уже не хуже.

- А как на Муз-ТВ зарабатывают?

- Этот бизнес нужно было выстроить правильно. Успешность телебизнеса определяется тем, что аудитория канала должна быть идеальна для рекламодателя. Ведь, когда мы пришли на канал, рекламы там не было. Все существовало за счет денег, поступавших от ротации видеоклипов. Мы понимали, что от этой схемы нужно уйти, чтобы сделать канал смотрибельным. То есть нужно показывать не то, за что платят, а то, что этого достойно, грубо говоря - шедевры. Это было достаточно тяжелое решение, но оно состоялось во многом благодаря участию очень многих людей на рынке - помощи Володи Жечкова, который был акционером, Саши Олейникова. После таких консультаций мы поняли, что от денег за ротацию нужно уходить. Эти средства мы возместили собственными инвестициями. Сейчас мы даже не вспоминаем об этом - рекламные доходы канала давно опережают расходы.

- Та цена, за которую вы продали канал, отбила те средства, что вы на него потратили?

- Практически мы вышли в ноль. У нас не было цели заработать прибыль, потому что, если бы мы этого хотели, остались бы в бизнесе еще лет на пять. Но так для нас стало очевидно, что, не занимаясь шоу-бизнесом, можно получать с канала только минимум, потому что вопрос даже не в деньгах, а в синергии, которую может давать. Мы не занимаемся ни концертной деятельностью, ни рекорд-деятельностью, ни специальным промоушеном. По нашим расчетам, нам, может быть, еще год приходилось бы вкладывать, а потом мы бы реинвестировали все доходы. Это была одна из причин продажи. Образно говоря, банкир должен заниматься банковским делом, а музыкальным каналом должны владеть, конечно, люди, работающие на этом рынке, на рынке шоу-бизнеса. Тогда от этого будут плюсы со всех сторон.

- Тем не менее у Альфа-банка осталось 25% акций другого телеканала - СТС...

- Это совершенно другой бизнес. У Муз-ТВ и СТС очень разные аудитории - это самое главное. Потому что аудитория определяет рекламодателя. У канала СТС все шансы - в связи с последними переменами руководства, которые мы сделали, - выйти в лидеры. Мы планируем СТС как entertainment канал, развлекательное ТВ. Рынок музыкального ТВ в России уже есть, а этого рынка еще не существует. На наш взгляд, этот канал лет через 5 может стать очень серьезным игроком. Туда придется вкладывать деньги, реинвестировать всю прибыль, естественно, но это обычная позиция, и, надеюсь, иностранные акционеры абсолютно в этом с нами сойдутся. Но вначале было Муз-ТВ, потом СТС, потом был на Украине `Новый канал` с нуля, это достаточно успешный проект. Изначально, когда мы пришли на СТС, нашим условием было - никакой политики. Ведь, если бы мы не пришли, иностранные партнеры в итоге получили бы кого-то другого в партнеры по российскому рынку. И в итоге бы СТС опустился в политику. Но наша позиция была: делаем развлекательный канал. И там немножко другие масштабы, и вложений другие масштабы, и потенциальный доход совершенно другой.

- Скажите, сколько стоит в месяц содержание Муз-ТВ?

- Мы давно уже не содержим канала, он сам себя обеспечивает. Я думаю, что расходная часть, которую обеспечивает осуществление рекламы, тысяч 400-450 долларов в месяц. Чем был хорош приход Альфы-банка в этот проект? Мы пришли и разобрались в расходах и доходах. После чего мы минимизировали все расходы. Здесь хочется сказать о Борисе Нетунаеве, который был финансовым директором канала с первого дня. Он помог разобраться с той неимоверной кашей, винегретом, который там был. И с начала 2002 года Муз-ТВ в любом случае должен был сам себя содержать. Никакой дотации - это противоречит нашей идеологии. Да, любого ребенка надо поддерживать какое-то время, пока он не встал на ноги. Потом ребенок возвращает долги родителям. К сожалению, мы с этим проектом не дожили до тех времен, когда мы могли бы с него чего-то получать... Многие нам говорили: давайте заниматься шоу-бизнесом. Не наше это дело. Это стало очевидным. В 1997 году мы, может быть, смотрели на это по-другому, нам казалось, что это интересный сегмент рынка. Но с 97-го многое изменилось. И на русском рынке после кризиса стало очевидно, что есть куда более прибыльные и масштабные сегменты других отраслей или других сфер услуг, в которые стоит идти.

- Вы сказали, что сейчас Муз-ТВ уже прибыльный канал. Каковы прибыли? Только от рекламы или есть другие источники?

- Нет, это прибыль с рекламных роликов. Я думаю, что прибыль объявляется только от доходно-расходной части. Я думаю, что, скорее всего, владельцы будут вынуждены даже вкладывать деньги. Мы считали, что нет смысла чего-то менять, если в ближайшие годы произойдет смена владельца. Если посчитать, что расходная часть - 400-450 тысяч в месяц, то денег в доходный бюджет получается тысяч 5-6.

Прибыльность такого рода бизнеса обычно колеблется на уровне 5-10%, это при разумном подходе к расходам. Если бы мы хотели показать прибыль, то спокойно можно было бы указать 500 тыс. долларов. Но у нас нет смысла чего-то по копеечкам получать. Это одна из идеологий `Альфы`.

- Правильно ли совершить простую математическую операцию и умножить 400 тысяч на 4 года, выяснив таким образом количество денег, потраченное на создание канала?

- Это совершенно никак не связано. Потому что при создании канала были уже расходы, произведенные до нас. Во-вторых, вначале было очень много технических вопросов, у нас же 19 собственных лицензий в 19 городах. Это вопросы формирования приемо-передающих станций. И это совершенно другие расходы. Потому что последние годы у нас в основном расходы шли на оборудование студий, персонал, какие-либо проекты. А первые годы они шли на техническое перевооружение. И там совершенно иной масштаб денег. Если считать 4 года... Это сейчас 400 тыс. долларов в месяц, а три года назад, когда я стал директором, мой пунктик был минимизировать расходы. Бюджет тогда был порядка 150 тыс. долларов в месяц. Тяжелое время - минимизировали, насколько могли. Потому что было неочевидно, что будет с рекламным рынком России. Ведь два года назад рекламного рынка не существовало. Поэтому мы каждый раз в этой ситуации были вынуждены выбирать. То ли вложить деньги, но непонятно, что получишь. Непонятно, что будет с рынком шоу-бизнеса, потому что был период, когда он тоже провалился, когда были проблемы с завозом музыкальных носителей, потому что они начали конкурировать, а не рынкам регулировать - цены упали, все рухнуло. Поэтому расходы так совершенно не определяются. И поэтому, когда мы говорим о 50 млн., необходимых для создания канала с нуля... Если с нуля начинать, я думаю, что будут большие проблемы технические, затратные.

Потом была проблема собрать команду. Пришлось бы с рынков людей воровать, а это всегда большие деньги. Когда набираешь людей на ноль, люди говорят, я хочу больше, потому что у меня есть риск того, что у нас не получится.

Мы потратили, если не считать моральных сил неизвестно в каком количестве и неизвестно сколько денег, если бы мы еще этим занимались, - потратили около 20 млн. долларов на все. Мы и предыдущие владельцы.

- Раз вы говорите, что вы вышли на ноль из этой сделки...

- У нас же есть стоимость капитала, стоимость фондирования, плюс наша внутренняя доходность и т.д. Можно вложить деньги в другие бизнесы и получить гораздо больше доходов. В такого рода проектах всегда принято ориентироваться хотя бы на 50% в год дохода.

- По условиям сделки есть какие-то обязательства новых владельцев перед вами?

- Нет, ничего нет. Люди заплатили деньги. Это бизнес. Мы, во-первых, убедились, что они видят будущее канала таким же, каким мы его делали. Вся старая команда работает. Моя задача была, чтобы просто не закрыли канал, - но это глупость. Ни один покупатель такого не сделает. Мне, кстати, очень многие в свое время говорили, что мы не думаем, что кто-нибудь купит и закроет. Это было глупо, по-дилетантски. Потому что конкуренты, когда покупают, как правило, покупают не для того, чтобы закрыть.

- Почему, на ваш взгляд, получилась такая ситуация, когда с двумя музыкальными каналами в стране произошла фактически одинаковая знаковая история: Зосимов избавился от акций MTV, а Альфа-банк - от Муз-ТВ?

- Это не одинаковые события. Во-первых, все, кого вы упоминали, владели пакетами акций как менеджеры. Редкий случай, когда менеджер будет долго работать над одним проектом, тем более творческий лидер. Им хочется чего-то необычного, нового. Поэтому то, что они продают пакеты, видимо, следствие того, что они почему-то не сошлись - то ли со стратегией канала, то ли с позицией работы, то ли в материальной стороне. Это я даже не хочу обсуждать, не интересовался. Но смена менеджера - это обычное явление. И, когда придут новые менеджеры, он им, безусловно, какие-то опционы даст, потому что любой серьезный человек не привык работать за идею.

У нас же произошла фактически смена стратега. Мы, как финансовый инвестор, никогда не считали себя стратегом. А тут как раз пришел стратег. Вот если Viacom, будучи тоже финансовым инвестором, продал бы какому-то стратегу, трудно даже сказать... У нас нормальная смена стратегического инвестора.

- В интервью `ГАЗЕТЕ` Зосимов назвал сделку между Крутым и Альфа-банком самоубийственной. Вы как-то это прокомментируете?

- Мне трудно комментировать такие заявления, потому что они могут быть такими сумбурными и детскими. Вообще-то Борис Зосимов - один из отцов-начинателей канала Муз-ТВ, и в свое время он с него ушел, в каких-то вопросах не сойдясь с акционерами. Мне кажется, что он всегда тяготел к нашему каналу. Когда мы стали менять принципы ведения канала, принципы передач, MTV стало за нами многое повторять. Поэтому я думаю, что судьба проектам конкурировать. Я уважаю Бориса Зосимова как менеджера, как очень правильного менеджера - если бы не он, то, наверное, MTV до нашего рынка еще долго бы не дошло. В свою очередь, у АРСа абсолютно вменяемый взгляд на то, что дальше делать, абсолютно правильно они подходили к оценке бизнеса, к оценке бюджета.

- Были ли среди потенциальных покупателей люди, которым вы отказали, потому что у них была другая концепция развития канала?

- Нет. Большинство проблем было только финансовых. Все хотели делать музыкальное телевидение, а проблемы были только в деньгах. Нам говорили, что вы, ребята, продолжайте владеть, а мы будем управлять. Но мы этот вариант совершенно не принимали, потому что управляли каналом не мы. Просто мы правильно построили схему работы и дали свободу менеджменту канала. Я как раз не хотел, чтобы новые владельцы, новые менеджеры пришли и сказали: все плохо, теперь мы будем управлять. Вот когда происходит передача из поколения в поколение, это отлично. Дай бог Рубену Оганесову там работать долгое время.

- А правда ли, что среди покупателей был Потанин?

- Разговоры были, но абсолютно несерьезные. Все, кто имеет отношение к медиа, все приходили, иностранцы были практически все. Но разговор заканчивался после первой встречи, когда они получали от нас все данные о том, что у нас есть, какие финансовые показатели, сколько потенциала мы готовы обсуждать в ходе перехода прав. После этого все заканчивалось.

- Останется ли какое-то влияние на политику канала у Альфа-банка?

- Нет, никакого влияния, совершенно. Как, впрочем, и до этого не было. Мы не разбираемся в шоу-бизнесе. Да, нравится музыка, да, нравятся некоторые исполнители, нравятся ведущие. Но, чтобы управлять таким бизнесом, в нем нужно жить.

СПРАВКА

Что такое Муз-ТВ

Канал Муз-ТВ впервые вышел в эфир 1 мая 1996 года. 2 января 1997 года состоялся запуск вещания канала в Нижнем Новгороде, символическую кнопку тогда нажал президент России Борис Ельцин. С 1 сентября 1999 года Gallup TV начал программный мониторинг канала Муз-ТВ по Москве. С 14 ноября 1999 года Муз-ТВ запустило круглосуточное вещание по Москве, а с 14 февраля 2000 года на круглосуточное вещание перешла вся сеть Муз-ТВ. Сейчас сеть Муз-ТВ включает в себя 300 городов России и ближнего зарубежья. Согласно информации Gallup Media, среднесуточная доля Муз-ТВ составляет сейчас 0,71%.

Что такое АРС

Музыкально-развлекательный холдинг АРС создан в 1989 году Игорем Крутым. Занимается организацией концертов, гастрольных туров прежде всего российских исполнителей, но иногда и западных звезд в России. Имеет свое звукозаписывающее подразделение `АРС-рекордз`, дистрибьюторское - `Трейд-АРС`, кроме того, в холдинг входит Независимое агентство по авторским правам, занимающееся защитой авторской собственности. АРС активно работает в сфере радио и телевидения, владеет телефестивалем `Песня года`, телепрограммами `Утренняя почта`, `Доброе утро, страна!`, `Горячая десятка`, `Звуковая дорожка`. С 2000 года в эфир выходит FM-станция `Love-radio`.

Медиа-активы Альфа-банка

В недавнем прошлом полностью владел телеканалом Муз-ТВ.

На сегодняшний день обладает 25% + одна акция телеканала СТС и надеется, что с помощью нового руководства канала СТС войдет в тройку лидеров отечественного ТВ.

Также банку полностью принадлежит `Новый канал` на Украине (один из метровых общественно-политических каналов).

Вся обширная концертная деятельность банка (т.е. гастроли западных звезд - Стинга, Элтона Джона, Брайана Адамса) осуществляется собственными силами банка, специального концертного агентства в структурах Альфа-групп нет.

Док. 553360
Перв. публик.: 03.04.02
Последн. ред.: 03.04.09
Число обращений: 0

  • Косогов Андрей Николаевич
  • Зосимов Борис Гурьевич
  • Крутой Игорь Яковлевич
  • Оганесов Рубен Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``