В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сергеев. Память о подводной лодке `Комсомолец `: утрата системных традиций управления Назад
Олег Сергеев. Память о подводной лодке `Комсомолец `: утрата системных традиций управления
Его величество человеческий фактор

В Норвежском море 7 апреля 1989 года в результате аварии затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец". Трагически погибла большая часть ее экипажа. Событие 20-летней стало предвестником катастрофы на АПЛ "Нерпа", унесшей жизни 20 моряков, других чрезвычайных происшествий в водной и воздушной стихии.
Истоки этих трагедий берут свое начало в концепции 60-х годов прошлого века по созданию автоматизированных высокоскоростных (до 40 узлов) АПЛ малого водоизмещения с экипажем в 3 раза меньшей численности, чем на лодках второго поколения, с новым автоматизированным 533 мм торпедно-ракетным комплексом.
В те годы предпринимались усилия механически объединить в глубоководной многоцелевой АПЛ 685 проекта многие научно-технические достижения, что закончилось катастрофой.
Подлодка данного проекта "Комсомолец" водоизмещением 5680 т. была заложена 22 апреля 1978 г. на Северном машиностроительном предприятии, а в 1983 г. передана в опытную эксплуатацию. Она стала воплощением идеи руководящего начала с "кнопочным" управлением и заменой функций "ненадежного" человека техникой.
Однако проект, по которому экипаж состоял из 41 человека, вскоре был скорректирован директивой ВМФ, и его "непроектная" численность вынужденно возросла до 64 человек. Была введена должность вахтенного инженера-механика - свидетельство системных ошибок проекта, когда малочисленный экипаж перестал контролировать сверхсложную технику, и оказался неготовым к действиям в аварийной обстановке. Притом, что не "вписанные" в проект члены экипажа оказались лишними.
Эксперимент, поставленный позже английской субмариной типа Трафальгар, подтвердил истину: победить пожар в кормовом отсеке "Комсомольца" мог опытный, сплоченный экипаж численностью не менее 110 человек. К сожалению, этими качествами не обладал второй экипаж советской АПЛ, который не участвовал, подобно первому экипажу, в строительстве, сдаточных испытаниях, освоении и вводе корабля в строй.
Традиции, знания и опыт экипажа строящегося корабля, не аккумулированные в документации, были безвозвратно утрачены. И в этом ответ на вопрос, почему АПЛ "Комсомолец" затонула с неизрасходованным 25-процентным запасом воздуха высокого давления (ВВД), работоспособными средствами борьбы за живучесть, действующим дизель-генератором, электроэнергетической системой и электрическим освещением.
Информационный голод и дефицит взаимодействия "в живую" способствуют "рассыпанию" экипажа, когда каждый несет свой крест и проявляет героизм в одиночку.
В отличие от "Комсомольца", где борьбу в очаге пожара вел один старший матрос Н.О.Бухникашвили, победу в аварийном отсеке английского корабля одержал синергизм сплоченного экипажа. Рассыпанию экипажа способствует концепция автоматизации, унижающая достоинство наших моряков. Ее выразителями выступают многие проектанты считающие, что задача оператора - "не путаться под ногами" у системы автоматики. Однако когда причиной аварии становится сама электронная автоматика, экипаж вынужден "вырывать ее с ногами".
Напротив, по мнению разработчиков "Комсомольца" причиной аварийной ситуации стали ошибочные действий командования, допустившего при спрямлении корабля перерасход запаса ВВД и бесконтрольный выход воздуха из разрушенных пожаром магистралей 7-го отсека. Катастрофический дифферент на корму был связан с нерациональным расходом ВВД - ресурсом остойчивости и непотопляемости АПЛ.
В свою очередь незнание командиром БЧ-5 пневмо - гидравлики и корабельных систем не позволило задействовать спасительный ресурс командирской группы баллонов (Д.А.Романов, Трагедия подводной лодки "Комсомолец").
По этой логике получается, что, как и при плоском штопоре Ту-154 под Донецком из-за потери подъемной силы, причиной здесь послужил человеческий фактор.
Однако заместитель главного конструктора АПЛ Д.А. Романов был вынужден признать негативную роль отсутствия "Руководства по боевому использованию технических средств" (РБИТС), в силу чего "экипаж капитана 1-го ранга Ванина не имел теоретической основы для грамотной отработки задач по борьбе за живучесть, что и явилось определяющим при аварии". К тому же отсутствовали тренажеры и возможность тренировок на задействованном оборудовании корабля. Для чего, например, американцы предусматривают два режима работы аппаратуры - учебный и боевой.
После катастрофы "Нерпы" приходится лишний раз убедиться в живучести заблуждений проектантов, считающих, как Д.А.Романов, что для аккумулирования в документации знаний и опыта разработки, строительства, испытаний, ввода в строй и освоения корабля достаточно выдать исходные данные в НИУ ВМФ.
В дальнейшем уже эти флотские НИУ должны отслеживать источник информации - экипаж строящегося корабля в системе "человек-техника-среда" и вести проектную проработку документации. Что создает условия для утраты опыта и традиций, необходимых для подготовки экипажей других серийных кораблей.
Череда катастроф не убедила отечественных проектантов в истине: в человеко-машинной системе героизм личного состава и самопожертвование командования не спасут корабль без опоры и мобилизации потенциала среднего и нижнего исполнительского звена, - офицеров и старшин.
В онтологию отечественных катастроф АПЛ "Комсомолец" (а затем и "Курск") вошел катастрофическим результатом вмешательства командования в функции рядовых исполнителей, подавлением инициативы и реакции на опасность промежуточных звеньев управления. На "Комсомольце" повторился все тот же сценарий неэффективного использования инженерного потенциала специалистов по живучести. Когда командир дивизиона живучести, прекрасно знавший корабль, вместо решения инженерных задач, осуществлял разведку загазованных отсеков.
Судьба АПЛ созвучна с ЛК "Новороссийск", который находился в руках трех операторов ПЭЖ (пост энергетики и живучести), не сумевших сохранить остойчивость корабля из-за дефицита средств объективного контроля, отсутствия документации и вмешательства в управление командования всех рангов. Остается только поменять название "Комсомолец" на "Новороссийск" и, соответственно, фамилии командиров, чтобы понять, во что обошелся и в 1955 и 1989 году категорический отказ Минсудпрома СССР решить проблему документации.
Без эксплуатационной документации высокая автоматизация при невысоком качестве элементной базы требует все возрастающего объема технического обслуживания, которое тяжким бременем ложится на сокращенный экипаж в ущерб решению боевых и повседневных задач, перманентно аккумулируя предпосылки аварий.
Известно, что для регламентных работ на АПЛ "Комсомолец" требовалось 200-250 высококвалифицированных специалистов, что оказалось запредельным для ВМФ при отсутствии индустрии сервисного обслуживания оружия и военной техники.
Неудачей закономерно кончается автоматизация любых системно неорганизованных процессов. То, что безобразие не автоматизируется, подтвердила и опытная эксплуатация АПЛ "Комсомолец.
При отсутствии системных требований к АПЛ проекта 971 экипаж несчастливой "Нерпы" оказался неготовым к проведению ходовых испытаний. Очередная катастрофа показала, что испытания не должны сводиться к проверке технических характеристик, их задачей служит подтверждение надежности действий штатного экипажа АПЛ.
Ответственность здесь несет не виновник ошибки - матрос, а разработчик, допустивший к ходовым испытаниям систему без тестирования на соответствие его величеству - человеческому фактору.
Сегодня проклятия в адрес пресловутого "человеческого фактора" не утихают, хотя редко кто может объяснить, что это такое. И кто виноват, разработчик или эксплуатант?
Во всех научных спорах на эту тему последний остается лишним. Его функции упорно перепоручают машинной автоматике и, усложняя взаимодействие живой и неживой сред, обеспечивают их короткое замыкание с выходом разрушительных энергий. Однако встречать в штыки сигналы человеческого фактора - замечания по документации или по неудобству проведения операций для разработчика становится весьма накладным.


Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН,
выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия

www.nasledie.ru

Док. 553414
Опублик.: 06.04.09
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``