В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Великий комбинатор Назад
Великий комбинатор
За решёткой стальной не увидишь людей,
Только в клеточку неба кусок,
Ай, да Берта Мария Остап Бендер-Бей!
Я попался на голый крючок.

Свершилось! Вот оно "блюдечко с золотой каемочкой"! В 75 лет у Великого комбинатора, а в жизни актера и бизнесмена, Арчила Гомиашвили есть все, и любовь масс, и дружба чиновников, и пара шикарных автомобилей, и отличный ресторан, свой бизнес, молодая (сравнительно) жена, дети... Но все по порядку...

Родился будущий Остап в грузинском городке Чиатуре в 1926 году. Его дед, "еще до исторического материализма", держал двор и перекладные на Военно-Грузинской дороге, по которой в последствии будут брести Остап и Киса Воробьянинов, а отец был отнюдь не "турецкоподданным", а простым грузинским пастухом. Не найдя прелести в этой профессии, он отправляется в Москву, где в 1920 году заканчивает Московскую школу красной профессуры, и направляется в Донбасс на должность председателя профсоюза угольщиков. Но во времена великих репрессий он был арестован и выпущен только в 1944 году.

Быстро поняв, что это не Рио-де-Жанейро, младший Гомиашвили перебирается в Тбилиси и поступает в Тбилиский художественный техникум. Молодой Арчил, который не знал тогда столько способов "честного отъема денег у граждан" и почти совсем не "чтил уголовный кодекс", связал свою судьбу с блатными, и как результат, угодил в кутузку - за воровство. Спасла амнистия. Вскоре его опять арестовали за хулиганство, но опять отпустили. Такое положение дел никак не могло устроить нашего героя, ведь могут и не отпустить, и он, после двух лет учебы, отправляется в Москву.

Здесь талант молодого грузина был по достоинству оценен, и он был принят в Школу-студию МХАТ. Но горячее южное сердце не давало покоя. И однажды..., но послушаем самого Арчила Михайловича: "В театре Вахтангова были три сестры Пашковых, все они были любовницами Рубена Николаевича Симонова. Они все играли мадемуазель Нитуш, и та, которую он пользовал, и играла. По этому определяли, с кем он сегодня. Мне младшенькая нравилась. В драке в ресторане, куда я ее пригласил, я кому-то выбил глаз. Хрен знает, кто выбил - там такая драка была! - но показали на меня". Спасла мама, дав взятку потерпевшему.

Недоучившийся актер вновь возвращается на Родину. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Эристави, а потом - в Русском театре имени Грибоедова. Рассказывают, что спектакли с его участием проходили с неизменным успехом, достаточно было только написать на афише "Арчил Гомиашвили" и аншлаг был гарантирован. Первую свою роль в кино Арчил Гомиашвили исполнил в 1957 году в фильме С.Кеворкова и Э.Карамяна "Лично известен". Здесь на родной земле он принял решение быть "в первых рядах строителей Коммунизма" и вступил в партию (с его-то послужным списком!), а в 1966 году ему было присвоено звание Народный артист Грузинской ССР.

Итак, Грузия покорена! Но, как добыть славу на 1/6 части суши? Помог случай. В 1971 году Леонид Гайдай решил снимать фильм "Двенадцать стульев". На роль Остапа Бендера претендовали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Владимир Басов, Александр Белявский и наш "покорный слуга". Роль досталась Владимиру Высоцкому, но он внезапно запил в самом начале съемок и роль досталась Арчилу. О фильме написана масса статей, но послушаем Арчила Михайловича: "Мне, надо признаться, фильм не понравился. Я даже с премьерного показа встал и ушел. А на следующий день Леонид Гайдай пригласил меня в ресторан гостиницы "Украина". И под водочку с галушками я ему и высказал: "Если бы знал, что ты такой плохой режиссер, не стал бы у тебя сниматься!" А он не растерялся и, закусывая этими самыми галушками, ответил: "А я если бы знал, что ты такой плохой актер, не пригласил бы тебя на эту роль!"". Как сказал бы незабвенный Остап Бендер: "Режиссер! Убивать таких режиссеров надо!". Но, так как у нас демократия выслушаем и другую сторону, а именно жену Леонида Гайдая Нину Гребешкову: "Ему не понравилось работать с Гомиашвили, и он его после" Двенадцати стульев "больше никуда не звал. Зря, наверно, я это говорю. Этот актер вечно заискивал, лебезил. Хотя мне кажется, что Остапа Бендера он сыграл лучше, чем Андрей Миронов". Как бы там ни было, фильм зрителям понравился и Арчил Гомиашвили стал звездой союзного масштаба.

Слава принесла нашему Остапу не только любовь и признание зрителей, но и более осязаемые вещи. В одночасье он стал обладателем "ключа от квартиры где деньги лежат" в виде огромной квартиры дочери Сталина Светланы Аллилуевой и "Антилопу Гну" в виде новенького "Мерседеса". У него молоденькая жена (вторая), на которой он женился когда ему было 39 лет, а ей 15! В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, через несколько лет перешел в театр имени Пушкина.

"Лед тронулся, господа присяжные заседатели". Кажется сбылась "розовая мечта детства". Новые роли в кино и театре, признание, слава, успех, деньги наконец, но... умирают один за другим Генеральные секретари Коммунистической партии, ввергая в тоску всё "прогрессивное человечество", наступает "перестройка", а с ней и тает всё "накопленное непомерным трудом".

Великий комбинатор озадачен, не пойдешь же по примеру Бендера продавать астролябию, но недолго. Он вспоминает, что когда-то его представили немецкому миллиардеру Майклу Фильду и тот даже подарил ему свою книгу "Америка глазами таксиста", рассказывающую о трудной судьбе богача. Переведя сей бесценный труд, наш Остап купил папочку с гордой надписью "Дело N" (моё предположение), вложил туда сценарий, скоренько написанный по мемуарам Фильда и отправился в Германию просить у нового Корейко денег на фильм о нелегкой судьбе миллионера. В роли Фильда Арчил Михайлович планировал сняться сам. Как и Александр Иванович Корейко Фильд со своими деньгами расставаться не хотел, а Великому комбинатору хотелось есть. Но не будем лишать удовольствия самого актера рассказать об этом периоде, он это очень любит вспоминать: "Год я в Западном Берлине с ним сотрудничал. Практически ничего не зарабатывал, все тратил. Я дошел до ручки - у меня почти ничего не было. А он все не подписывает контракт. И вдруг вызывает меня. Я понял - финта. В назначенный день, весь в долгах, сто марок в кармане, к телефону не подхожу, потому что пол-Берлину должен, иду к нему и перед этим захожу в казино. Вот что значит - рожден под счастливой звездой! Ставлю на 23 - на день моего рождения - сто марок. Выигрываю. Ставлю еще и выигрываю... 160 тысяч немецких марок! За 20 тысяч новенький "мерседес" можно было купить. Майкл Фильд мне отказал, но сказал: "Ты мне понравился, и я не могу тебя так просто отпустить". И подарил мне десять комнат с игральными автоматами на самых шумных улицах Западного Берлина. На следующий день я стал очень богатым человеком".

Через некоторое время Остап.., извините, Арчил Михайлович возвращается в Москву. . В 1990 году он становится президентом акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 года открыл в Москве, первым из актеров, клуб "Золотой Остап", который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе. На открытии клуба, естественно, присутствовал Юрий Михайлович Лужков. В своей речи он отметил: "У меня такое ощущение, что я нахожусь за рубежом". Несомненно, клуб ему напомнил Рио-де-Жанейро. Не переставая повторять, что деньги его не интересуют, Арчил Гомиашвили затевает ещё одно мероприятие, с ещё одним Великим комбинатором Артемом Тарасовым (тот, что заплатил 90000 рублей партийных взносов, когда средняя зарплата составляла 200 рублей), но теперь уже в Лондоне. Здесь все будет на высшем уровне и девочки, которым будут доплачивать за каждую дополнительную бутылку шампанского, выпитую клиентами (бедная печень!), и кухня.

Жаль только, что этот несомненно талантливый человек, больше сниматься в кино не планирует.

Док. 554993
Перв. публик.: 14.04.97
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович
  • Миронов Андрей Александрович
  • Баталов Алексей Владимирович
  • Белявский Александр Борисович
  • Басов Владимир Павлович
  • Гайдай Леонид Иович
  • Гомиашвили Арчил Михайлович
  • Гребешкова Нина Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``