В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Сергеев: Как возродить Военно-морской флот России? Назад
Олег Сергеев: Как возродить Военно-морской флот России?
Успех Черноморского флота в локализации американо-грузинского "блицкрига" в Южной Осетии не смог вывести отечественный ВМФ из состояния пост цусимского синдрома поражения 90-х годов.
Ни в одном из испытаний боевые блоки новой ракеты "Булава", - будущей основы морской компоненты стратегических ядерных сил (МСЯС), целей на камчатском полигоне Кура не достигли. Закончился аварией и десятый "зачетный" пуск 23 декабря 2008 года с борта подводного ракетоносца "Дмитрий Донской".
Неудачи "Булавы" не случайны и отражают системный кризис военного кораблестроения и совершенствования оружия флота.

Облик флота определяют стратегические ракетные системы оружия

В 1961 году в Стокгольме был поднят и установлен в музее затонувший в начале ХVII века самый быстроходный и хорошо вооруженный корабль того времени, названный в честь королевской династии "Ваза" ("Vasa").
После залпа всем бортом корабль потерял остойчивость и в считанные секунды перевернулся. Когда рассеялся пороховой дым, перед многочисленными зрителями, усеявшими набережную шведской столицы, открылась чистая водная гладь.
Виной всему была несовместимость конструкции корабля и его оружия. При множестве тяжелых пушек орудийные порты нижней палубы находились слишком низко, и было достаточно небольшого крена, чтобы в них хлынула вода...
Выбор в наши дни некомпетентного в морском ракетостроении разработчика "Булавы" в точности повторяет вмешательство шведского короля Густава II Адольфа в проектирование и строительство опрокинувшейся "Вазы".
Чтобы преодолеть проклятие системной несовместимости подводной лодки и ракеты "Булава" Московский институт теплотехники призвал на помощь настоящих морских ракетостроителей из Государственного ракетного центра им. В.П.Макеева, опрометчиво отстраненных Правительством РФ от работ по этой теме.
Однако всем стало ясно, что мизерный полезный груз и ненадежная система управления не позволит выполнить заданные требования по количеству, мощности, точности доставки к цели и маневру боевых блоков ракеты. Нет смысла проводить ходовые испытания головного ракетного подводного крейсера стратегического назначении (РПКСН) "Юрий Долгорукий" без комплекса ракет "Булава". Утопичен и план Минобороны по вводу двух крейсеров с этим комплексом к 2012 году.
В мировую историю шведский король вошел не величием дел, коих, наверное, было не мало, а своим непрофессионализмом в вооружении и судостроении.
Иных творцов провала "Булавы" уж нет, а те далече. По их вине без ракет остался РПКСН проекта 941 "Тайфун" - гордость нашего флота. Одновременно с утилизацией новых "Тайфунов", финансируемой США по программе Нанна-Лугара, идет закладка ракетоносцев под несуществующий комплекс "Булава".
По критерию издевательства над здравым смыслом этот план претендует на рекорд Гиннеса из-за упущенной выгоды от потери научных и технологических заделов морского ракетостроения, определяющих прогресс развития ВМФ России.
По словам Генерального конструктора ГРЦ им. Макеева Владимира Дегтяря, при создании ракетного оружия "бурное развитие, можно сказать второе дыхание, получили кораблестроение, навигация, связь, боевое управление, вся наземная инфраструктура обеспечения эксплуатации ракетных комплексов".
Ракетный комплекс определяет облик всей системы оружия, куда входят специализированные производственные мощности, КБ, научно-технологические институты, центры подготовки экипажей и профессионального образования.
В настоящее время МСЯС представлены системой ракетного оружия с РПКСН проектов 667БДР и 667БДРМ и межконтинентальными жидкостными ракетами, подтвердившими свою надежность при показательных пусках в октябре 2008 года.
Однако, при сроке службы новых ракет РСМ-54 "Синева" до 2030 года, жизненный цикл системы оружия ограничен 2016 годом - нахождением в строю крейсеров проекта 667БДРМ, поэтому уже сейчас необходима закладка новых ракетоносцев и решение научно-технологических проблем эксплуатации старых.
Примером служат американские ракетные системы оружия, которые в ходе развития трансформировались из "Поларис - Посейдон" в "Трайдент" с кораблями серий "Д.Вашингтон" и "Э.Аллен" в "Лафайет", "Б.Франклин" и "Огайо".
При всех фантастических ресурсах, промышленность СССР была не в силах поддержать боеготовность двух систем оружия одного предназначения, остановить рост аварийности, дефицита комплектующих и сроков ремонта кораблей.
В результате произошло обвальное сокращение корабельного состава, особенно АПЛ, входящих в новые системы оружия. Это относится к наиболее капиталоемкой стратегической системе с твердотопливными ракетами, которая утратила "Тайфун", но не получила взамен ни "Барк" ни "Булаву".
На те же грабли наступили и американцы, досрочно снявшие с вооружения систему с МБР "МХ", избыточную при существующей системе оружия "Минитмен".
Сегодня у всех на слуху трагедия "Нерпы", - пятнадцатой из АПЛ 971 проекта с ракетно-торпедным вооружением. Трудности в создании и развертывании этих кораблей были предопределены одновременным функционированием с 1972 года другой системы оружия, включавшей 48 многоцелевых АПЛ 671 проекта. К этому следует добавить и многочисленные системы неатомных подводных лодок.

Прозорливость вождя

Планы начать строительство в 2012-2013 годах и развертывания к середине столетия 5-6 авианосцев в системе авианосных многоцелевых групп и ударных соединений (АМГ и АУС) повергли в шок видавших виды оптимистов. Похоже, Главкомат ВМФ вознамерился наступить на грабли истории в очередной раз.
Прологом к снятию в 1947 году с должности Главкома ВМС Н.Г.Кузнецова была десятилетняя программа строительства авианосцев - больших и малых, крейсеров, новых подводных лодок и эсминцев с универсальной артиллерией.
Крест на прожектах поставила экономика. По словам Сталина "моряки всегда отличались незнанием и нежеланием считаться с возможностями промышленности".
Прозорливый вождь через десятилетия разглядел и сегодняшний день ВМФ.
Многолетний итог строительства авианосного флота США - создание авиационной системы оружия морского базирования, определившей облик авианосца, состав и специфику боевого применения АМГ и АУС.
Между тем проектанты наших тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) создают только корабль, но не авиационную систему оружия, дающую импульс развития летательным аппаратам, кораблям авианосных групп и соединений.
Использование в АМГ и АУС авианосцев, крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов и АПЛ требует сбалансированности их возможностей, - сочетания элементов, составляющих боевую мощь и обеспечивающих средств. В этом случае флот "может полностью реализовать такое свое качество, как универсальность, то есть способность выполнять различные задачи как в условиях ядерной, так и любой возможной войны" (С.Г.Горшков, "Морская мощь государства").
Срок службы авианосцев при плановом обслуживании составляет более тридцати лет, а темпы ввода их в строй зависят от числа стапельных мест постройки.
В составе ВМФ СССР и России нахождение в строю этих кораблей определило отсутствие ремонтной базы. Что привело в середине 90-х к досрочному, ранее 20-летнего срока, списанию и продаже на слом ТАВКР Тихоокеанского флота.
По этой причине корабелам России предстоит ввести в строй не 5-6, а 10 авианосцев при средней продолжительности строительства - один корабль в 8 лет, что соответствовало возможностям Черноморского судостроительного завода в Николаеве и кооперации сотен предприятий - смежников на всей территории СССР.
Очевидно, что без докового, среднего, иного ремонта, модернизации авианосца и продления его срока службы даже при наличии в 2012-2013 годах стапельных мест (что маловероятно) к середине ХХI столетия флот покинут 3 авианосца, - два "новой" постройки и "Адмирал Кузнецов". Необходим также и ввод в строй десятков кораблей АМГ и АУС, иначе российским авианосцам уготована судьба утюжить море под прикрытием береговой ПРО и ПВО.
Весьма сомнительна идея Минобороны России и Главкомата ВМФ строить авианосцы во Франции, которые никогда не станут элементом отечественной системы оружия. Пример тому катастрофа ЛК "Новороссийск" из-за отказа отечественного судпрома обеспечить его эксплуатацию по итальянским стандартам.

Против кого вооружаемся?

Опасность для России высокотехнологичного терроризма, распространения оружия массового поражения, пиратства, нового противника в лице бывших республик СССР требует развития не только МСЯС, но и традиционных систем оружия (ракетно - артиллерийское, минное, тральное, противолодочное, авиационное), способных противодействовать новым угрозам.
Например, морские мины сегодня могут изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным авианосным флотом, а ракетные катера вести на равных бой и потопить крупные корабли противника. Неэффективны эти корабли и в борьбе с маломерным, но быстроходным пиратским флотом.
Под воздействием новых угроз военно-морская стратегия США претерпевает серьезные изменения, а приоритет сдерживания СССР и России уступает место контролю над Мировым океаном совместно с международным флотом.
В своем увлечении авианосцами Главкомат ВМФ не замечает тенденций кораблестроения и вооружения, рождаемых спросом на средства охраны экономических зон, борьбы с пиратством и для действий в локальных конфликтах. При небольшом водоизмещении они имеют высокую маневренность и мореходность, скоростные качества, скрытность и эффективное многоцелевое оружие.
Запоздалым ответом на вызов пиратства стал переход сторожевого корабля (СКР) "Неустрашимый" к побережью Сомали. О готовности к борьбе с пиратами можно судить по принадлежности СКР к противолодочной системе оружия.
Область "мертвой зоны" ракетно-артиллерийского вооружения СКР такова, что экипаж сам может стать жертвой морских разбойников. Недоумение вызывает и выполнение кораблем ВМФ задач, свойственных пограничным СКР, которые оснащены средствами борьбы с браконьерами и нарушителями границы.

Пора научиться проектировать систему оружия

Существует 1000 и один способ получения денег. Для создания тысяч образцов продукции имеется всего один способ: система знаний, опыта и инноваций.
Такая система стала первым технологическим прорывом, соединившим камень с палкой. "Конечный продукт" наших разработчиков - тог же каменный топор, но не новая система получения и применения знаний об оружии флота.
Серия катастроф, в том числе и на "Нерпе", показала, что "конечный продукт" производства не есть техника - "железо", а это система "человек-машина-среда", в которую Homo Sapiens должен быть прописан со всеми удобствами.
Академик И.П.Павлов, который придавал огромное значение "конечной продукции" ученого - фактам, считал, что всегда требуется известное общее представление о предмете, чтобы было на что "цеплять факты", чтобы было с чем двигаться вперед. В технике эти представления формируются на принципах единой базовой платформы, - эволюционной "вешалки" для новых технологий, внедрения инженерных решений и накопления опыта предыдущих десятилетий.
Созданная однажды эта платформа используется многократно. И при внесении дополнений и изменений она служит отправной точной при модернизации изделия.
Провал "Булавы" закономерен: получить инновационный продукт, имеющий более высокие удельные характеристики, с нуля невозможно. Того же сорта и проблемы модернизации "Адмирала Горшкова" для индийских ВМС и постройки новых авианосцев при скромном опыте эксплуатации ТАВКР "Адмирал Кузнецов".
Сегодня объединение производств в корпорации и холдинги по конечному продукту нечувствительно к специфике этапов "жизненного цикла" систем оружия. Однако такое структуротворчество множит способы раздела бюджетных средств и открывает возможность рейдерских захватов ключевых предприятий ОПК.
Чтобы делить шкуру не убитого медведя единой технологической платформы не требуется. Достаточно обосновать перевод Главкомата ВМФ в Санкт-Петербург или фантастический проект строительства к концу века армады авианосцев, чтобы открыть реальное финансирование уже сегодня.
Очистительная функция кризиса заключается в закрытии проектов с неудачным прошлым и непредсказуемым будущим. Под этот критерий подходит эксперимент с "Булавой", запрограммированный на отрицательный результат.


Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник
ветеран РВСН и ГРУ ГШ, выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия по минной специальности,
117574, Москва, Новоясеневский пр. дом 22, корп.1, кв. 162,
тел 421-86-88
E-mail Sergeevolegl @ rambler. ru

2009-04-17
www.nasledie.ru

Док. 555672
Опублик.: 17.04.09
Число обращений: 0

  • Сергеев Олег Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``