В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антикризисная оборона Урала Назад
Антикризисная оборона Урала
Кризис смешал все планы региональных и муниципальных органов власти, вынудил свернуть большинство новых проектов и программ. Регионам пришлось в срочном порядке корректировать бюджеты на 2009-2011 годы. Отсутствие оперативных решений на местах грозит многим отраслям экономики крахом.

Конец 2008 года стал для Уральского федерального округа (в который входят Свердловская, Челябинская, Тюменская и Курганская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) очень непростым. Кризис нанес серьезный ущерб регионам-донорам, к которым в округе относятся все субъекты, кроме Курганской области. Фактически на всех перспективных региональных программах развития пришлось поставить крест. В отличие от дотационных регионов, которые могут рассчитывать на помощь федерального центра, властям регионов-доноров приходится в сжатые сроки решать проблему наполняемости бюджетов.

Экономика УрФО в основном ориентирована на добычу полезных ископаемых (нефть, газ, металлосодержащие руды) и их переработку (металлургия и машиностроение). На территории округа расположены такие крупные машиностроительные предприятия, как ОАО "Автомобильный завод "Урал" (Челябинская область), ОАО "Курганмашзавод" (предприятие, входящее в группу "Тракторные заводы") (Курганская область), ОАО "Уралмашзавод", "Уралхиммаш", "Уралвагонзавод" (Свердловская область) и др. Множество предприятий специализируются на производстве нефтегазового оборудования для топливно-энергетического комплекса ХМАО и ЯНАО, однако с падением цен на нефть спрос на отраслевое оборудование также существенно снизился.

Как отмечает генеральный директор Машиностроительной корпорации "Уралмаш" Назим Эфендиев, кризис затормозил только начавшийся процесс подъема машиностроительной отрасли, модернизации производств и выхода на новые рынки сбыта. Сейчас руководство "Уралмаша" пытается предотвратить сокращение объемов выпуска продукции и сохранить кадровый потенциал. На сегодняшний день часть инженеров и менеджеров предприятия переведены в рабочие специальности - с целью сохранения наиболее квалифицированных, ценных кадров. Вместе с тем, по словам Эфендиева, на заводе будет продолжена модернизация производственных мощностей, разработка новой продукции. Это позволит сохранить партнеров и заказчиков, число которых, по прогнозам, возрастет после завершения кризиса.

Гендиректор "Уралмаша" уверен, что необходимо срочно разработать и начать осуществлять государственную программу возрождения отечественного тяжелого машиностроения, предусматривающую льготные кредиты (на модернизацию производства и закупку отечественного оборудования) и государственные гарантии по ним, государственную поддержку лизинга, обеспечение эффективного антидемпингового контроля за импортной продукцией и ряд других важных мер.

Между тем, ситуация на машиностроительных предприятиях Урала ухудшается с каждым днем. Задержки зарплаты, сокращение персонала и рабочего времени стали обычным явлением. В выигрыше оказываются лишь предприятия, ориентированные на выполнение государственных заказов. Директор дивизиона - управляющий директор ООО "Грузовые автомобили - Группа ГАЗ", генеральный директор ОАО "Атомобильный завод "Урал" (Челябинская область) Виктор Корман связывает благополучие предприятия в 2009 году с выполнением гособоронзаказа, составляющего 60% загрузки производственных мощностей завода. Кроме того, "Урал" включен в список предприятий, которым оказывает поддержку государство. Однако, как подчеркивает Корман, предприятие рассчитывает пережить кризис за счет собственных ресурсов. "Кредиты, на каких бы льготных условиях они не предоставлялись, нужно возвращать, поэтому необходимо планировать свою работу так, чтобы не появлялось необходимости кредитования", - убежден он.

Аналогичного мнения придерживается генеральный директор ООО "Реактивная турбина" Александр Козинский. "Кто из предприятий воспользуется поддержкой государства, неизвестно. Сложно эффективно освоить полученные средства в условиях, когда спрос на продукцию основных промышленных предприятий резко упал", - полагает он.

По мнению Александра Козинского, расстановка сил на антикризисном фронте во многом зависит от эффективности политики по консолидации предприятий и антикризисных мер, разрабатываемых госкорпорацией "Ростехнологии". Созданная в 2007 году, сегодня госкорпорация стала подушкой безопасности для сотен вошедших в нее предприятий. Многочисленным уральским предприятиям и НИИ "оборонки" и машиностроения посчастливилось оказаться "под крылом" "Ростехнологий" до кризиса. Однако их надежды на скорое получение государственных субсидий оправдаются лишь после того, как будет окончательно сформирована структура госкорпорации и определены методы работы с доставшимися ей промышленными активами.

А пока для выживания в условиях кризиса уральским предприятиям может помочь усиление взаимодействия между органами власти всех уровней, а также внутри бизнес-среды. По мнению генерального директора консалтинговой компании "Регионы XXI век" (работает в машиностроении и оборонке) Ольги Чернокоз, на сегодняшний день необходимо волевое решение государства по организации эффективной межрегиональной кооперации. Такая форма взаимодействия особенно актуальна в уральском регионе, обеспечивающем закрытый цикл производства - от добычи и переработки сырья до изготовления востребованной рынком продукции, в том числе, в сфере высоких технологий.

Успешные примеры межрегиональной кооперации и реальной поддержки отечественного производителя уже есть. Так, по словам губернатора Тюменской области Владимира Якушева, региональная власть эффективно стимулирует развитие областного промышленного комплекса, обеспечивая бюджетные субсидии нефтегазовым компаниям, закупающим продукцию отечественного машиностроения. Внедрение подобной практики в каждом регионе Уральского федерального округа в условиях кризиса должно стать приоритетной задачей для всех уровней власти региона - от окружных до муниципальных.

В необходимости первоочередной поддержки предприятий машиностроительного комплекса убеждены и власти Курганской области. По словам директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики правительства Курганской области Алексея Симанова, особое опасение вызывает ситуация на Шадринском автоагрегатном и Курганском автобусном заводах: ШААЗ работает на автопром, который более тяжело переносит кризис, а КАВЗ вынужден простаивать весь январь.

Однако губернатор Курганской области Олег Богомолов полон оптимизма. По его мнению, с учетом принятых правительством по автопрому мер, востребованность в автомобилях и автобусах курганского производства увеличится. "Предпринимаемые шаги, думаю, помогут нам выйти из сложной ситуации, в которой оказались наши предприятия", - уверен Богомолов.

Таким образом, наступивший год станет скорее годом выживания для уральского машиностроения, и сокращение персонала неизбежно. Однако кризис одновременно станет стимулирующим к развитию фактором - он вынудит действовать сообща власть, бизнес и общество.

Максим Мокеев

www.rosbalt.ru
Дата: 2009-01-15

Док. 556394
Опублик.: 22.04.09
Число обращений: 0

  • Чернокоз Ольга Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``