В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИКТ в образовании: какой шаг будет следующим? Назад
ИКТ в образовании: какой шаг будет следующим?

Проекты, реализуемые в области российского образования, являются наиболее яркими примерами внедрения ИКТ в социальной сфере. Завершившееся в 2007 году подключение всех школ к интернету и предстоящая легализация ПО позволят вывести российскую систему образования на качественно новый уровень. О реализации этого и других проектов в образовательной сфере и сложностях, которые предстоит еще преодолеть, говорили участники круглого стола CNews `Роль ИКТ в образовании`.

Подключение российских школ к интернету, осуществлявшееся в рамках приоритетного национального проекта `Образование`, завершено 26 октября 2007 года. Проект этот по масштабам и по срокам подключения не имеет аналогов в мире — 52 058 российских школ, из которых около 2/3 составляют сельские учебные заведения, менее чем за год стали пользователями всемирной сети. За эти же последние полтора-два года создано немало образовательных ресурсов для школ и вузов, начато строительство национальных университетов, вузы, победившие в конкурсах и получившие статус `инновационные`, смогли привлечь существенные государственные средства для реализации собственных программ.

В настоящее время все школы получили неограниченный доступ в интернет, оплачиваемый за счет средств федерального бюджета. Такое положение дел сохранится и в дальнейшем — в ноябре 2007 г Рособразование объявило о проведении конкурса по выбору поставщика (на 2008—2009 гг.) услуги доступа к интернету образовательным учреждениям, подключенным к сети в рамках реализации приоритетного национального проекта `Образование`. Стоимость 2-летнего контракта составляет не более 1 млрд 210 млн руб.

 

Вадим Лазутин и Михаил Лучинкин: "Сотрудничество Минобрнауки и Мининформсвязи продолжается как в рамках существующих проектов, так и в направлении их дальнейшего развития".

Одновременно с работами по подключению школ к интернету в текущем году полным ходом шел процесс создания электронных образовательных ресурсов нового поколения и наполнения ими федеральных хранилищ.

С 2007 года в России реализуется государственная программа легализации ПО, установленного в средних учебных заведениях, которая рассчитана на три года. Сегодня в российских школах используется около 670 тыс компьютеров. По результатам анализа, проведенного Мининформсвязи России, более чем на 2/3 из них необходимо поставить комплект лицензионного ПО. Учитывая высокие темпы роста количества школьных компьютеров в России (порядка 15—20% в год), очевидно, что необходимо обеспечить для школ льготные условия приобретения программных пакетов.

По итогам изучения потребности школ, Мининформсвязи России сформирован единый базовый пакет программного обеспечения для установки на школьных компьютерах. При этом были учтены требования федерального образовательного стандарта по информатике. ПО для школьного компьютера включает в себя операционную систему, офисный пакет, средства разработки, а также программы для редактирования графики и антивирусное программное обеспечение. Предполагается, что этот пакет будет установлен на каждом персональном компьютере во всех школах страны. Это позволит обеспечить равные условия обучения в любой точке России.

На эти цели из бюджета выделено около 3 млрд рублей. Основной платеж будет произведен до конца 2007 года, что позволит оперативно обеспечить все российские школы лицензионным программным обеспечением. С 2010 года оплата лицензионной поддержки программного обеспечения будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

За 2 года реализации приоритетного национального проекта `Образование` было выделено около 30,2 млрд рублей на стимулирование инновационных программ российских образовательных учреждений. Более 50 вузов, 6000 школ и 60 учреждений начального и среднего профессионального образования получили дополнительные средства, позволяющие внедрять современные технологии обучения и развития учащихся. Уже сейчас известно о первых результатах этих программ. Например, в Государственном университете — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) была существенно модернизирована ИТ-инфраструктура, а в Вятском государственном университете создается супервычислительная кластерная система.

Межведомственная координация как двигатель прогресса

Основой существенных изменений, происходящих в сфере отечественного образования, является ряд программ по информатизации, в частности, программа РЕОИС (Развитие единой информационной образовательной среды), которая была реализована в 2001—2005 гг., а также программа ИСО (Информатизация системы образования), реализуемая с 2005 года на средства займа МБРР. В результате их выполнения удалось добиться значительного улучшения технической оснащенности российских школ. Например, количество школьников на один ПК снизилось с 500 до 80, кроме того, ряд школ и вузов были подключены к интернету. В период реализации РЕОИС было создано 17 образовательных порталов федерального уровня, разработано более 100 образовательных мультимедиа-продуктов, переподготовку в области ИКТ прошли более 220 тыс преподавателей.

Тем не менее, уровень использования ИКТ в образовании все еще оставался низким. Существующие электронные образовательные ресурсы в учебном процессе использовались слабо: во-первых,из-за недостаточного развития рынка электронных образовательных ресурсов в России вследствие отсутствия стандартов и единых требований к их разработке, а во-вторых,из-за недостаточной подготовки в области ИКТ основной массы преподавателей, которые не спешили перестраиваться на новые методы работы. Кроме того, проникновение ИКТ в сферу образования сдерживалось еще и тем, что на тот момент доступ в интернет имели чуть более 10% школ, в первую очередь из-за недостатка выделяемых средств. Кроме того, несмотря на то, что в рамках реализуемых ранее программ осуществлялись поставки компьютерного оборудования в школы, за прошедшие годы оно успело `морально устареть`.

Как рассказал, выступая на круглом столе CNews `Роль ИКТ в образовании`, заместитель директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Михаил Лучинкин, в 2004 году на уровне министра информационных технологий и связи Леонида Реймана и министра образования и науки Андрея Фурсенко было принято решение о создании Межведомственного координационного совета. Именно совместные действия Мининформсвязи и Минобрнауки во многом помогли запустить те процессы, которые на сегодняшний момент и происходят в сфере информатизации образования. В частности, была разработана стратегия информатизации сферы образования, которая легла в основу Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года (ФЦПРО). Кроме того, в рамках Совета были сформированы требования к использованию информационных технологий в рамках приоритетных национальных проектов. По словам Михаила Лучинкина, `очень важно, что была достигнута точка соприкосновения — с одной стороны, мы устранили дублирование мероприятий в различных программах, а с другой стороны — эти программы стали взаимоувязанными`.

В настоящее время сотрудничество Мининформсвязи и Минобрнауки продолжается как в рамках существующих проектов, так и в направлении их дальнейшего развития. Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Вадим Лазутин, `мы нуждаемся в крупных системных проектах, которые были бы направлены на совершенствование процессов информатизации в сфере образования`. `Эти предложения мы могли бы реализовать либо в рамках ФЦПРО, либо в рамках мероприятий приоритетного национального проекта `Образование`, — добавил он. Стоит отметить, что в осуществляемых программах национального масштаба заложены достаточно большие возможности для реализации крупных проектов. В частности, по словам Вадима Лазутина, `по финансовым объемам ФЦПРО на 50% состоит из проектов по информатизации`.

Летом 2006 года в целях модернизации компьютерного оснащения учебных заведений совместным приказом Мининформсвязи РФ и Минобрнауки РФ была принята спецификация оснащения рабочего места школьника. В соответствии с этим документом, в современной школе должны быть установлены компьютеры с процессором, имеющим тактовую частоту не менее 2 ГГц, оснащенные оперативной памятью не менее 256 Мб и жестким диском объемом не менее 40 Гб. Компьютеры рекомендуется укомплектовывать 17-дюймовыми мониторами. Минобрнауки РФ еще в 2006 г утвердило стандарт оснащения школ ПК — в каждой школе должен быть компьютерный класс, предусматривающий следующую конфигурацию: для сельских школ 6 компьютеров плюс один для учителя, для городских школ — 12 ПК и один для учителя. Такой стандарт был утвержден исходя из среднего размера класса, чтобы на один ПК приходилось 2 ученика.

Во многих докладах, прозвучавших на круглом столе, отмечалось, что реализация проектов в сфере образования стала стимулом развития российской отрасли ИКТ в целом. В частности, аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов подчеркнул, что `национальный проект „Образование“ выступил катализатором преобразований в сфере инфокоммуникационных технологий`.

Одним из наиболее значимых стал проект по подключению российских школ к интернету. О ходе его реализации рассказала Людмила Старикова, руководитель группы стратегического маркетинга компании `Синтерра` — исполнителя госконтракта по этому проекту. Она сообщила, что сейчас проект фактически завершен, и все заявленные в нем школы подключены к интернету. После того как будут получены акты по приему выполненных работ (из некоторых регионов они пересылаются почтой), можно будет говорить об официальном завершении подключения школ к всемирной сети. Людмила Старикова заявила, что выполнение проекта стало возможным благодаря консолидации усилий множества игроков рынка. `Эффект синергии сработал не только в рамках нашей компании, но и в рамках взаимодействия структур, министерств, в рамках работы с поставщиками, в рамках взаимодействия операторов связи`.

ИКТ в образовании — комплексный подход

Одним из регионов, где комплексный подход к вопросам информатизации позволил решить множество задач, в том числе и в сфере образования, является Москва. О московском опыте информатизации сферы образования и перспективах дальнейшего развития рассказал на круглом столе заместитель директора Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования Москвы Александр Яшуков. По его словам, в столице сформировано понятие информационной среды образования, которая строится, прежде всего, на базе телекоммуникационной инфраструктуры. Сейчас к телекоммуникационной инфраструктуре подключено около 3 тыс объектов образования, включая школы, учреждения управления образованием, некоторые детские сады, все колледжи. Доступ к сети имеет часть детей-инвалидов, обучающихся на дому. На базе телекоммуникационной инфраструктуры в столице построена и развивается интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием (ИАИС УО). В ее состав, по словам Александра Яшукова, входит около 20 систем и подсистем, в рамках которых инсталлировано более 4 тыс рабочих мест на уровне школ, 500 рабочих мест на уровне округов и 200 — на уровне департамента образования правительства Москвы.

В столице реализуется немало инновационных проектов. Например, в городе создана централизованная система дистанционного образования. Ее внедрение началось два года назад в учреждениях среднего профессионального образования, и в этом году доступ к ней получили уже все колледжи. На момент создания системы дистанционного образования, ее основной задачей была поддержка образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями, в первую очередь детей-инвалидов. На сегодняшний день ресурсами системы пользуются не только дети-инвалиды, но и студенты, которые по тем или иным причинам не смогли успешно сдать экзамены. Кроме того, она активно используется преподавателями и при проведении обычных занятий.

В настоящее время обсуждается возможность внедрения системы информирования и интерактивного взаимодействия в московских школах. По словам Александра Яшукова, это позволит родителям учеников получить доступ к оценкам своих детей, расписанию, сведениям о мероприятиях, проводимых в учебном заведении. Кроме того, в систему будет вноситься статистика посещений занятий. Вся информация будет доступна через школьный сайт, систему SMS-сообщений или по электронной почте.

В рамках проекта `социальная карта москвича` в столичной системе образования реализуется проект `карта учащегося`. Изначально карта обеспечивала возможность проезда школьников в городском транспорте. Сейчас ее функционал расширяется за счет внедрения подсистем безналичных расчетов и обеспечения безопасности. Кроме того, карта может использоваться и для доступа к различным сервисам учебного заведения, в частности к библиотечным фондам. На настоящий момент карта учащегося выдана более чем 1,2 млн студентов и школьников, а к концу года ее смогут получить все желающие.

По словам Александра Яшукова, `сейчас наш опыт достаточно активно используется в регионах — мы с ними взаимодействуем и внедряем все те системы и технологии, которые есть у нас`.

Корпорации, вузы и `тонкий клиент` для школ

Немало интересных проектов в области информатизации сферы образования реализуется в регионах. О проекте готового компьютерного класса на основе терминального решения рассказал Алексей Мамонов, представляющий управление образования Иркутской области. Решение включает в себя сервер, управляющий терминалами — `тонкими клиентами` на рабочих местах. В результате, по словам разработчика, `получилось законченное решение, готовое к использованию, которое требует минимальной технической поддержки`. Именно минимизация расходов на техническую поддержку за счет того, что `тонкие клиенты` реже выходят из строя, по мнению Алексея Мамонова, позволяет получить значительную экономию средств по сравнению с традиционными решениями по созданию школьных компьютерных классов.

Что немаловажно, в системе предусмотрена возможность работы в двух операционных системах: на данный момент это Microsoft Windows и Linux. Выбор загружаемой системы в начале урока учитель производит простым нажатием кнопки. В свете того, что сейчас в России, наряду с лицензированием пакета школьного программного обеспечения, началась разработка аналогичного пакета на основе свободного программного обеспечения (СПО), иркутская разработка может стать тем инструментом, который будет способствовать внедрению СПО в школах.

Если инициатором процессов информатизации системы общего среднего образования выступают, в основном, государственные структуры, то в сфере высшего профессионального образования значительную помощь оказывают и коммерческие организации, в том числе компании, являющиеся лидерами ИКТ-отрасли. О практическом опыте применения академической программы `IBM Academic Initiative Program` в вузе рассказала Елена Галямова, доцент кафедры `Компьютерные системы и сети` МГТУ имени Баумана. В рамках этой программы компания IBM предоставляет учебному заведению свои технологии, программное обеспечение, учебные материалы. Кроме того, ВУЗ получил грант на развитие современных технологий и приобретение суперкомпьютера, помощь в освоении которого также оказывает компания IBM.

Крупные проекты последних лет в области информатизации дали мощный импульс российской системе образования. `Реализация этих проектов сейчас выводит на качественно новый уровень наши взаимоотношения с учреждениями образования, особенно в удаленных регионах`, — отметил на круглом столе Вадим Лазутин. По его словам `все это востребовано, все это нужно и все это активно используется`. На 2008—2009 годы запланирована техническая и методологическая поддержка проектов, а также мероприятия по их дальнейшему развитию.

Источникcnews.ru

www.marsiada.ru



Док. 557055
Перв. публик.: 24.12.07
Последн. ред.: 24.04.09
Число обращений: 0

  • Лазутин Вадим Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``