В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Биография Назад
Биография
(19[31].05.1899-8.08.1994), писатель, драматург, публицист. Леонов родился в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки. Детство Леонова прошло в Москве, в Зарядье, в купеческой лавке деда - Леона Леоновича Леонова, который привил мальчику любовь к древнерусской и духовной литературе. Лето Леонов проводил в с. Полухино Тарусского у. Калужской губ. Окончил Петровско-Мясницкое городское училище (1909), 3-ю Московскую гимназию (1918). Гимназистом Леонов в каникулы выезжал в Архангельск. В 1915 появилось в печати первое стихотворение Леонова, а позднее заметки об общественной жизни, театральные и художественные рецензии. Ранние стихи Леонова, по его собственному признанию, "детски меняющийся голос, первая проба голоса, настройка лиры", были связаны с народнической и символистской эстетикой, во многом подражательны. В гимназические годы Леонов пишет сказку "Царь и Афоня", рассказ "Валина кукла". После окончания гимназии уезжает к отцу в Архангельск, работает в газетах "Северное утро", "Северный день", знакомится с художником С. Писаховым, писателем Б. Шергиным. Встречи с "поэтами севера" открыли перед Леоновым мир русских преданий, нетронутой девственной природы, исконной былинной Руси с ее поэзией и символикой.

Роман "Барсуки" (1924) вывел Леонова в первый ряд молодых русских прозаиков. Созданный по классическим законам романного жанра, он был посвящен острейшей теме современности - крестьянскому мятежу в деревне против советской власти (1920-21). Истоки этого мятежа Леонов видел не только в репрессиях власти, увеличившей продразверстку до огромных размеров, но и в исторической неприязни деревни к городу, своих внутренних деревенских противоречиях, спорах о земле, зависти и, что самое главное, общей катастрофичности бытия, заряжающей ненавистью огромные массы людей. Образ народа в этом романе был наиболее приближен к реальности, крестьянские характеры воссозданы с психологической убедительностью, живописной индивидуализацией, яркостью, философской многозначностью. Роман проникнут сочувствием к трудовому человеку, охваченному наивной беспомощностью перед лицом больших событий, восхищением талантливой народной речью, "озорством мужицкой мысли".

Роман "Вор" (1927), задуманный в 1925 как "история из жизни воров и циркачей", проникнут иными настроениями, написан в иной творческой манере. Трагедия главного героя - Дмитрия Векшина (красный командир, совершивший в гражданскую войну бессмысленное убийство белого офицера и ставший в годы нэпа главарем воровской шайки) представлена в романе в сложном фокусе критического отношения автора и романтизированного отношения со стороны одного из героев - писателя Фирсова. Леонов в романе "Вор" разработал сложную повествовательную форму ("роман в романе"), благодаря которой события получали двойное освещение: о них рассказывали автор и писатель Фирсов, создающий роман о Мите Смурове, прототипом которого был Дмитрий Векшин. В романе разворачивался спор о судьбе и предназначении человека в революционную эпоху. Одни герои говорят о поступательном движении ("вперед и вверх"), другие сомневаются в прогрессе, предупреждая о том, что нет "окольной дорожки в рай". Пафос романа выражен в словах Векшина: "Разбродную, бессмысленно текущую по равнинам истории людскую гущу направить надо на общую, умную турбину и выплавить от дряни великую человеческую силу. По ту сторону турбины и будет новый человек. А если обманет?". Леонов одним из первых в литературе того времени поднял вопрос о "блестинке" наследия, о культурной преемственности, обеспечивающей духовную стойкость личности. Ориентация на традицию Достоевского (проблема "преступления и наказания"), нота скептицизма в оценке "нового человека", усложненная форма произведения вызвали гневные нападки критики.

Романы Леонова 30-х - "Соть" (1930), "Скутаревский" (1932), "Дорога на Океан" (1935) - отражали, по словам самого писателя, "историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами". Однако Леонова интересовало не просто рождение новой стройки, преодоление природной стихии, он размышлял о месте России в цивилизованном процессе, о соотношении идеи "сотворения нового мира" с генетическим материалом - простым, "стихийным человеком", обремененным грузом прошлого: утраченной верой, выродившейся в слепое поклонение идолам, мещанским, заскорузлым чувством собственности, прогнившими устоями быта.

Конец 30-х отмечен взлетом драматургического творчества Леонова: написаны пьесы "Скутаревский" (1934), "Половчанские сады" (1938), "Волк" (1938), "Метель" (1939), "Обыкновенный человек" (1941). Особое значение в творчестве этого периода занимает пьеса "Метель", где воссоздана атмосфера страха и недоверия, характерная для жизни в стране в к. 30-х. Огромный "ветровал", обрушивший на Россию массовые репрессии, получил в пьесе образ страшной, вьюжной метели, которая губит в народе все дееспособное и живое. Леонов изменил привычные для того времени представления о типе героев. В образе положительного персонажа предстал возвратившийся эмигрант, а его брат - директор советского завода - изобличен как индивидуалист, карьерист и мещанин.

Во время Великой Отечественной войны Леонов был в эвакуации в г. Чистополе, занимался драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет "Правда" и "Известия". В пьесах "Нашествие" (1942) и "Ленушка" (1943) нашло свое отражение символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной. Сочетание бытовой достоверности, символической выразительности и высокой трагедийной интонации ставило эти произведения в разряд классических пьес о войне. Главная тема - созревание народного гнева и ненависти - являлась сквозной и в публицистике Леонова. Повесть "Взятие Великошумска" (1944) публиковалась на страницах "Правды". Она написана после поездки писателя на фронт в к. 1943. Повесть, исполненная в монументальной былинной манере, посвящена танкистам, совершающим дерзкий рейд в тыл врага, в процессе которого выявляется героизм солдат, обессмертивших свое имя в борьбе с фашизмом.

После войны Леонов пишет пьесу "Золотая карета" (1946) - наиболее символическую из всей драматургии. Леонов обращает внимание на общее, философское содержание конфликта между героями - патриотами и эгоистами-мещанами.

С 1950 по 1953 Леонов работает над романом "Русский лес" (1953). Разрабатывая основную тему романа, Леонов досконально изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл романа не исчерпывался "идеей постоянного лесопользования", через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству. Главный конфликт романа, воплощенный в образах ученых Вихрова и Грацианского, касался не только проблем леса, а философской концепции жизни. Вихров отстаивал материалистическое понимание природы вещей, демократический взгляд на мир с "обиженной улыбкой выходца из грубого крестьянского сословия", идею общественного служения России. Грацианский стоял на позиции субъективного идеализма, обрамленного философией Ницше и Штирнера и завуалированной фразеологией Маркса. Эти образы вскрыли новый конфликт в обществе послевоенного периода - конфликт между трудом творческим и псевдоработой, затемненной социалистической демагогией и наисовременнейшими лозунгами. Открытием в "Русском лесе" стала и та "национальная координата жизни", которая, по Леонову, должна определять результаты любой деятельности. Роман в жанровом отношении приближается к "Дороге на Океан". Главы о настоящем (время действия - Великая Отечественная война) чередуются с главами о прошлом (дореволюционная Россия). В результате этого сопоставления возникал образ меняющегося, движущегося времени, в котором в определенных точках сходились линии исторического развития. Стиль "Русского леса" временами обретает характер метафорически оформленного философского текста, в котором в емком экспрессивном движении зафиксированы черты той или иной эпохи.

В к. 50-60-х Леонов возвращается к некоторым своим произведениям предшествующих лет, публикует новую редакцию романа "Вор" (1959), где усиливает мотивы вины в образе главного героя, новую редакцию "Метели" (1963), "Золотой кареты" (1964), публикует кинопамфлет "Бегство мистера Мак-Кинли" (1961), где воссоздается атмосфера ужаса, связанная с возможностью осуществления на Земле ядерной войны. Завершает работу над емкой, изящной повестью "Evgenia Ivanovna" (1938-63), посвященной судьбе невольной эмигрантки, так и не сумевшей "избавиться" от любви к родине.

В 1994 выходит в свет последний роман писателя "Пирамида", над которым он работал с н. 40-х. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, "где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа". Роман овеян трагическими предчувствиями, эсхатологическими настроениями, ощущением тревоги и грусти. Он сложен для восприятия, ибо в нем много сюжетных линий, героев, принадлежащих как к миру реальности, так и инфернальной действительности, много непростых ассоциаций, специальной (научной, мистической, богословской) терминологии. Роман отмечен временными смещениями, сложными диалогами персонажей, философскими размышлениями о прошлом и будущем человечества. Главный герой романа - священник, о. Матвей - пытается заглянуть "по ту сторону Добра и света", еретически размышляет о том, чему можно только верить, поэтому терпит всяческие бедствия, как от персонифицированных представителей зла на земле (коммунистов), так и от сатанинских сил, воплощенных в образе Шатаницкого. Леонов ставит перед читателями сложные вопросы: почему с такой легкостью русский народ отошел от Бога, в результате чего свершились все катастрофы на его пути? Какой "порочный ген" заставил Россию поменять веру на социальные догмы, Бога - на посланцев преисподней? Хотя присутствие активных леоновских героев ощущается в романе (один из персонажей вспоминает лесника Вихрова), но главный акцент автор ставит на др. сторонах национального характера - стремлении к познанию, к самопознанию, спору с самим собой, непредсказуемости, мистике, тайне.


www.hrono.info

Док. 557502
Перв. публик.: 28.04.80
Последн. ред.: 28.04.09
Число обращений: 0

  • Леонов Леонид Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``