В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наш Николай Герасимович Назад
Наш Николай Герасимович
О Н.Г.Кузнецове рассказывает его сын В.Н.Кузнецов, подполковник в отставке, Президент Фонда памяти Н.Г.Кузнецова

24 июля 1999 года исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Герасимовича Кузнецова, - военного моряка, человека, по мнению многих знавших его или слышавших о нем, незаурядного.

Он прошел не простой жизненный путь. В конце жизни он напишет о себе "Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с Советским Военно-Морским Флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом..."

Пятнадцатилетний сын православного "казенного крестьянина" Вологодской губернии Коля Кузнецов, прибавив себе два года жизни, поступил добровольцем на службу в Северо-Двинскую военную флотилию став военмором. В двадцать девять он стал командиром крейсера "Червона Украина". В тридцать один - вывел "свой" крейсер на первое место в Морских Силах СССР и стал "самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира". В тридцать два - стал военно-морским атташе и главным военно-морским советником в сражающейся Испании, в тридцать пять - народным комиссаром ВМФ, получив накануне Великой Отечественной войны всю ответственность за Военно-Морской Флот крупнейшего государства мира, 21 июня 1941 года он единственный принял ответственное решение и привел Военно-Морской Флот в полную боевую готовность, флот первым в 3 часа 15 минут встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. В тяжелейшим для страны августе 1941 года по его предложению морская авиация 10 раз бомбила Берлин, в 1944 году, накануне Великой Победы, он единственный получил новое высшее воинское звание "Адмирал флота", приравненное к званию Маршала Советского Союза, в 1945 году стал Героем Советского Союза за "геройский подвиг, проявленный при выполнении заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флота и достигнутые в результате этих операций успехи".

А успехи у Военно-Морского Флота были. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций проведенных вооруженными силами СССР в шести из них принимали участие флоты и флотилии ВМФ. За годы войны они потопили свыше 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили свыше 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности более 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

В сентябре 1945 года Н.Г.Кузнецов подготовил и представил в Правительство СССР десятилетнюю программу строительства сбалансированного по своему составу ВМФ, включающего авианосцы, крейсера, эсминцы, новые подводные лодки и другие корабли, а в октябре 1946 года впервые поставил вопрос о необходимости "разработки новых проектов кораблей с учетом использования последних достижений в области науки и техники, кибернетики, электроники и атомной энергии". В 1954 году Н.Г.Кузнецов начинает строительство первой атомной подводной лодки, а в 1955 году предлагает план строительства кораблей, вооруженных реактивным оружием, став по сути "отцом" современного ракетного и ядерного флота.

Но между этими славными вехами его жизненного пути сплошные "крутые повороты", как он сам говорил. Низвержения и подъемы на уже завоеванные высоты, чехарда с должностями и воинскими званиями, обвинения в мыслимых и немыслимых преступлениях, суды по доносу и реабилитация "за отсутствием состава преступления". Все это закончились для Н.Г.Кузнецова незаслуженной отставкой в 52 года с поста первого заместителя министра обороны СССР и Главнокомандующего Военно-Морскими Силами, понижением на два звания с высшего - Адмирала Флота Советского Союза до вице-адмирала, вынесением необъявленного ему партийного взыскания, о котором он узнал только через 12 лет.

"От службы во флоте меня отстранили, - писал он - но отстранить меня от службы флоту невозможно." Он стал писать о флоте и по общему мнению стал одним из его лучших летописцев , написав пять книг и около ста статей.

Есть такой документальный фильм "Адмирал Флота Советского Союза", созданный режиссерами В.А.Николаевой и Г.В.Дмитриевой на киностудии "Центрнаучфильм" при содействии Главного штаба ВМФ. Фильм сделан с большой любовью. Этот фильм прекрасно рассказал о жизни и судьбе моего отца. А вот своими словами это сделать трудно.

Давайте посмотрим на жизнь Николая Герасимовича как бы изнутри, его глазами, так как он сам ее описал в своих записках, которые так и назвал "Крутые повороты".

"Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля - большого или малого - и, стоя на мостике, управлять им, - писал он. - Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды - вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте - Адмирала Флота Советского Союза. До командирского мостика я проходил службу нормально: вахтенный командир, помощник командира, старший помощник командира крейсера и уже после окончания Военно-морской академии был назначен командовать крейсером "Червона Украина"... В книге "На далеком меридиане" я рассказываю, как в один из спокойных дней мирной боевой учебы я получил приказ выехать в Москву неведомо зачем, а оттуда, уже не вернувшись на свой корабль, вылетел в Париж и Мадрид...

За год пребывания в Испании я невольно сроднился с испанскими моряками, участвовал в боевых походах и до конца гражданской войны не мечтал о перемене места службы. Но вот совершился новый и довольно крутой поворот. Вызов в Москву "для доклада", кратковременный отпуск в Сочи и назначение на Дальний Восток. И снова, не сдавая дел своему заместителю, я спешно выехал во Владивосток. Резкий подъем, как у водолаза, всегда опасный и связанный с большой нагрузкой, совершился не по моей воле. Мне ничего не оставалось, как выполнять приказ. Всего несколько месяцев пробыл я в должности замкомфлота, и состоялось назначение на должность командующего огромным Тихоокеанским флотом. Неожиданно летом 1938 года вспыхнули хасанские бои... Я вспомнил Испанию и Картахену и думал о повышенной готовности. Пожалуй, именно в то утро родилось убеждение принять какие-то меры и создать систему оперативных готовностей. Как это пригодилось в роковую ночь на 22 июня 1941 года!.."

Что же такое "система оперативных готовностей" и как она сработала на флоте в начале Великой Отечественной войны? Почему флоты, подвергшиеся нападению фашистской авиации 22 июня 1941, отразили атаки и не потеряли ни одного корабля и самолета? Какова роль в этом наркома ВМФ?

Вот что говорилось об этом на недавно прошедшей научно-практической конференции, посвященной роли Н.Г.Кузнецова в развитии отечественного ВМФ:

"Разработанная Главным морcким штабом по личному ука занию наркома ВМФ система оперативных готовностей ВМФ, позволяющая в кратчайшие сроки с соблюдением необходимых мер скрытности переводить с илы флота в состояние немедленной готовности к отражению внезапного нападения противника, явилась выдающейся личной заслугой Н.Г.Кузнецова, его вкладом в развитие теории управления ВМФ.

Система оперативных готовностей ВМФ СССР разрабатывалась на основе, проведенного Н.Г.Кузнецовым, кропотливого анализа ранее существующих степеней готовности военного флота России. Внезапное нападение на 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре и Чемульпо, дальнейшая блокада кораблей на рейдах портов, уничтожение большей их части, а также действия командного состава кораблей были тщательно проанализированы Н.Г.Кузнецовым и явились первопричиной разработки в дальнейшем системы "оперативной готовности флота".

Система боевой готовности одиночного корабля впервые в Военно-Морском Флоте была разработана под руководством и деятельном участии командира крейсера "Червона Украина" Н.Г.Кузнецова и позже принята на всех флотах СССР. На крейсере зародилось движение "Борьбы за первый ". Чисто артиллерийское понятие "первый залп" превратилось в общефлотское, стратегическое, позволившее значительно повысить боеготовность соединений ВМФ.

Осознанная необходимость разработки аналогичной системы боевой готовности для соединений сформировалась у Н.Г.Кузнецова в период выполнения интернационального долга в республиканской Испании. Эти передовые замыслы были реализованы в период командования Тихоокеанским флотом, особую роль в этом сыграли события у озера Хасан в июле-августе 1938 года. Они заставили еще больше задуматься над обеспечением постоянной готовности сил флота к отражению внезапного нападения противника. Командование и штаб интенсивно работали над тем, чтобы в случае быстрого ухудшения обстановки можно было отдать один короткий приказ-сигнал, а все корабли и соединения уже были готовы к выполнению мероприятий, которые полагается делать по данному сигналу.

Назначение 28 апреля 1939 года Н.Г.Кузнецова на должность наркома ВМФ СССР позволило ему продолжить живую творческую работу по внедрению системы оперативн ых готовностей в Военно-Морском Флоте.

Решение о разработке системы оперативных готовностей ВМФ было принято Н.Г.Кузнецовым в мае 1939 года, а немногим более месяца спустя, 23 июня им была подписана соответствующая директива.

Всего было предусмотрено три степени готовности, учитывающие техническое состояние и уровень боевой подготовки кораблей и частей флота. В зависимости от этого они могли находиться в боевом ядре (из которого назначались дежурные силы) или в резерве.

Оперативная готовность N 3 соответствовала повседневному уровню объединений, соединений, кораблей и частей флота, а запасы материальных средств - наличию неснижаемого их уровня.

По оперативной готовности N 2 экипажи кораблей боевого ядра долж ны были находится на кораблях и в частях, запасы на корабли принимались полностью, оружие готовилось к применению развертывались дополнительные корабельные дозоры. Усиливалось ведение воздушной разведки на море, ускорялся ремонт кораблей резерва.

По оперативной готовности N 1 предусматривалось немедленное применение оружия. Корабельный состав боевого ядра находился в часовой готовности к выходу в море для решения задач по действующим оперативным планам. Объявлялась мобилизация приписного состава. Ремонт кораблей резерва проводился форсированными темпами. Воздушная разведка и корабельная дозорная служба неслись с полным напряжением.

Специальные инструкции и положения детально, до мельчащих подробностей, указывали каждому кораблю и части, что им надлежало делать. Объявленные директивами наркома ВМФ, эти документы вооружили командующих флотами и командиров соединений ясными, продуманными указаниями, особенно в отношении важнейших элементов боевой готовности, подлежащих отработке в процессе боевой учебы.

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г.Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. 19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность N 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности N 2.

Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность N 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Своевременно отданные командующим флотами распоряжения на приведение в оперативную готовность N 1 позволили подготовить силы Военно-Морского Флота к отражению внезапного воздушного нападения германской армии. Это была первая в истории Российского флота попытка, и, несомненно удачная, решить одну из сложнейших проблем военной науки - разработать систему мер, обеспечивающих готовность сил к отражению внезапного массированного нападения противника и основная заслуга в этом несомненно принадлежит Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову."

Именно действенная система боевых готовностей позволила Военно-Морскому Флоту СССР первому в 3 часа 07 минут 22 июня 1941 года в Севастополе отразить атаки авиации противника и в итоге спасти тысячи человеческих жизней и материальную часть. Также встретили нападение фашистов и другие флоты.

Но вернемся к тому, что пишет о себе Н.Г.Кузнецов - в 1938 году Командующим Тихоокеанским флотом.

"...И вот снова крутой поворот. Создается отдельный Наркомат ВМФ. Я вхожу в Главный военно-морской совет и в декабре выезжаю в Москву на совет и, как делегат от Приморья, - на XVIII съезд партии.
После съезда совершился еще более неожиданный для меня крутой поворот. Ночной вызов к Сталину. Разговоры о флоте. На следующий день я был назначен первым заместителем наркома ВМФ. Наркома не было. На мои плечи легла огромная ответственность. Едва я вошел в курс дела, как в конце марта 1939 года по указанию ЦК КПСС я вместе со Ждановым выехал во Владивосток. Нам было поручено убедиться, пригодна ли для строительства крупного порта бухта Находка. Вернувшись 25 апреля, я буквально через два дня был назначен наркомом ВМФ. И снова произошло у меня большое продвижение по службе...

...Волею судьбы, волною вынужденных перемещений и без особого личного стремления я к началу Великой Отечественной войны оказался на вершине иерархической лестницы в Военно-Морском Флоте - наркомом ВМФ в звании адмирала. Убежденный сторонник последовательного продвижения по службе, я повышался чересчур быстро, перескакивая некоторые инстанции и не выдерживая даже минимально положенного времени на некоторых должностях..."

Анализируя очередной "крутой поворот" в службе Н.Г.Кузнецова и обстановку тех лет вице-адмирал Ю.А.Быстров рассказывает:

"В апреле 1939 года Н.Г.Кузнецов назначается наркомом по Военно-Морским Делам Советского Союза, ему 35 лет, путь от заместителя командующего ТОФ до Главнокомандующего ВМФ он прошел менее чем за два года. История отвела ему для подготовки флота к вступлению в Великую Отечественную войну всего два года и два месяца.

С огромными нерешенными проблемами столкнулся Н.Г.Кузнецов, вступив в эту должность.

Дело в том, что до Николая Герасимовича никто с глубоким профессионализмом не занимался ни Наркоматом, ни Военно-Морским Флотом.

Первый нарком ВМФ, назначенный в 1938 году, - бывший начальник Главпура РККА, армейский комиссар 1 ранга Петр Алексеевич Смирнов всю свою сознательную жизнь был кадровым политработником, комиссаром. Военно-морским искусством и оперативной подготовкой ВМФ никогда не занимался, с проблемами оперативно-стратегического применения флотов не сталкивался и изучить их не успел. В том же 1938 году он был арестован и репрессирован.

На его место прибыл Михаил Петрович Фриновский - ставленник печально известного наркома Внутренних дел Ежова, его заместитель, начальник Главного управления государственной безопасности НКВД. Ни в армии, ни на флоте он никогда не служил. Несмотря на это, имел самое высокое воинское звание - Командарм 1 ранга. Историки отмечают, что его нога лишь один раз ступала на палубу катера в 1932 году, когда он в составе комиссии проверял Амурскую военною флотилию.

Через его руки прошли все арестованные маршалы и флагманы флота, многие видные государственные и военные деятели. Он лично принимал участие в их арестах, допросах и расстрелах. Ушел он с поста наркома ВМФ быстро и внезапно. 6 апреля 1939 года после окончания рабочего дня он сел в личную машину с личным шофером и личной охраной и поехал домой. Но его отвезли не на дачу, а в его бывшее Управление государственной безопасности.

4 марта 1940 года Фриновский был расстрелян в один день со своим бывшим начальником Ежовым.

Николай Герасимович Кузнецов вошел в пустой кабинет наркома, в котором все было перерыто и перевернуто после обыска. Принимать дела ему было не у кого.

Первая проблема, вставшая перед молодым наркомом состояла в том, что при создании Наркомата ВМФ не было определено его место в системе управления Вооруженными Силами, не было также четко определено и место самого наркома в военно-политическом руководстве страны.

Ни в одном документе не было указано, что Наркомат Обороны является старшим по отношению к Наркомату ВМФ. Поэтому Наркомат Обороны и Генеральный штаб по-прежнему занимались только Сухопутными войсками. Флотские вопросы висели у них "камнем на шее", - писал в своих мемуарах Н.Г.Кузнецов.

Каждый наркомат в системе Правительства замыкался на одного из заместителей Председателя Совнаркома. Исключение составляли НКО, НКВД и НКИД. Ими И.В.Сталин руководил лично. В этой группе оказался и вновь созданный Наркомат ВМФ."

И Н.Г.Кузнецов взялся за работу "засучив рукава". Он пишет:

"...Если в первые месяцы новой службы в Москве я чувствовал, что преждевременно оказался в этом кресле, то постепенно уверовал, что справляюсь с работой на этом посту...

...Стоит признаться, что со временем я стал уверен в себе, упорнее отстаивал интересы флота и осмеливался возражать даже самому Сталину, когда считал это нужным для дела. На этом, собственно, я и свернул себе шею... И, как следствие этого, с помощью Булганина я был в 1948 году даже отдан под суд чести, судим Военной коллегией Верховного суда и разжалован до контр-адмирала..."

25 февраля 1946 года Наркомат ВМФ был упразднен. С 21.03.46 по 19.02.47 г. Н.Г.Кузнецов работал в должности заместителя министра Вооруженных Сил и Главнокомандующего ВМС. С должности снят и назначен начальником Управления ВМУЗов в Ленинград.

"...Уже тогда, за несколько месяцев до снятия меня с поста Главкома ВМФ, я почувствовал, что доживаю последние месяцы или дни моего командования. Чем это объяснить, трудно сказать. Я имел самое искреннее намерение работать при новой организации, и тот, кто говорит, что я был против этой организации, - не прав.

Я пишу об этом, чтобы доказать, что фактической причиной снятия меня с должности было, конечно, не мое несогласие с новой флотской организацией. Я думаю, что истинной причиной было и мое искреннее стремление сделать все нужное для ВМС, и всегда выражаемое в настойчивой форме в этой связи собственное мнение. При моем болезненном реагировании на непринятие должных мер, переходившим часто в споры, я оказался неугодным человеком. Я должен был быть снят..."

Затем в 1948 году был суд чести и суд Военной коллегии Верховного суда СССР над адмиралами В.А.Алафузовым, Л.М.Галлером, Г.А.Степановым и Н.Г.Кузнецовым по сфабрикованному делу. По приговору В.А.Алафузов и Г.А.Степанов были приговорены к 10 годам лишения свободы, Л.М.Галлер - к четырем. Н.Г.Кузнецова признали виновным, но учитывая его заслуги перед флотом, не посадили. Он был понижен в воинском звании до контр-адмирала и направлен в Хабаровск на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, а затем командующим 5-м военно-морским флотом.

В 1951 году отец получил очередное воинское звание вице-адмирал, был возвращен в Москву и назначен Военно-Морским министром СССР.

После смерти Сталина Кузнецов был восстановлен в прежнем звании "Адмирал флота" и даже получил маршальскую звезду.

В 1952 году было принято решение о строительстве первой ядерной энергетической установки для флота. Начинается строительство завода по сборке первой атомной подводной лодки. В 1954 году Кузнецов утверждает первый проект атомной подводной лодки и начинается ее строительство. Были созданы условия для создания основы атомного ракетного океанского флота. Эту проблему Н.Г.Кузнецов ставил в своем последнем плане судостроения, который отстаивал на Президиуме ЦК КПСС весной 1954 года. В 1955 году он представил проект доклада о десятилетнем плане строительства кораблей, вооруженных реактивным оружием и ставит вопрос о необходимости немедленной разработки реактивного оружия дальнего действия для подводных лодок. Таким образом он был одним из первых, принявших непосредственное участие в конкретной работе по созданию нового ракетно-ядерного флота, в самый трудный период - в начале пути. Построить такой флот, о котором он мечтал и над созданием которого он работал, ему не дали. Это сделали другие.

Никита Сергеевич Хрущев оказался противником строительства надводных кораблей, в особенности крупных крейсеров. Более того, Хрущев счел целесообразным разрезать часть крейсеров, как "слишком крупные мишени". Этого Н.Г.Кузнецов перенести не смог. Уничтожалось то, чему он посвятил свою жизнь. Его свалил инфаркт. В мае 1955 г. он пишет письмо министру обороны Г.К.Жукову с просьбой освободить его от занимаемой должности, но ответа не получил.

Назначение Г.К.Жукова на пост министра обороны ничего хорошего для Кузнецова не принесло. К тому же Н.Г.Кузнецов допустил честный, но неосторожный шаг. На доверительный вопрос Предсовмина Н.А.Булганина: "Что вы думаете по поводу назначения Жукова?" Н.Г.Кузнецов, зная отрицательное отношение Жукова к флоту, не удержался и высказал свои опасения. "Я не думал, что это станет известно самому Жукову, - пишет в своих записях Николай Герасимович. - Но получилось иначе. Я был выставлен перед Жуковым как его противник. Тот при первом же случае высказал мне свое неудовлетворение: "Так вы были против моего назначения"... Судьба моя была решена. Я понял, что нужно уходить подобру-поздорову".

Но уйти "по-хорошему" ему не дали. Нашелся и повод. Им стала гибель в Севастополе линкора "Новороссийск". Формально, Н.Г.Кузнецов уже полгода находился в отпуске по болезни. Обязанности главкома ВМС по рекомендации Н.Г.Кузнецова исполнял командующий Черноморским флотом вице-адмирал С.Г.Горшков. Но всю вину за "Новороссийск" свалили на Н.Г.Кузнецова. "Мне пришлось рассчитываться за все битые горшки, а Горшков получил повышение и назначение на должность Главкома. Жуков рассчитался со мной сполна. Сначала я был освобожден. Этого показалось мало. Меня уволили из Вооруженных сил и снизили в звании", - записал Кузнецов в 1956 году.

Оправившись от болезни и до конца жизни в 1974 году Н.Г.Кузнецов был вынужден ограничить свою "службу флоту" написанием мемуаров и трудов по истории и военно-теоретическим проблемам ВМФ. Изданы книги Н.Г.Кузнецова "На далеком меридиане" о событиях во время национально-революционной войны в Испании в 1936-39 гг., "Накануне", "На флотах боевая тревога", "Курсом к победе" - обобщающие опыт Великой Отечественной войны, "Крутые повороты", опубликовано около сотни статей о флоте и его героической деятельности в годы Великой Отечественной войны, о людях, посвятивших себя Военно-Морскому Флоту страны. Им высказаны соображения по организации и строительству Военно-Морского Флота, его взаимодействию с другими родами войск. Выучил английский язык (до этого знал испанский, французский и немецкий) и перевел несколько книг по морской тематике. Встал на партийный учет в парторганизацию Института общей и педагогической психологии АПН СССР. Ведет семинары. Выступает перед учеными, преподавателями, студентами с воспоминаниями и рассказами об исторических событиях, об истории Советской Армии и Военно-Морского Флота, о Великой Отечественной войне, о людях, с которыми работал и которых знал.

И хотя внешне все выглядело благопристойно, 18 лет забвения и невостребованности его энциклопедических знаний, колоссального опыта, огромного желания принести хоть какую-нибудь пользу родному Военно-Морского Флота не прошли для него даром.

В его личной записной книжке сохранились горькие раздумья. Вот некоторые: "1966 г. Сегодня был в Польском посольстве. Вручили медаль за Испанию. За последние годы я получил три медали за Испанию и ни одной за защиту своей Родины. Ну, кто что заслужил, то и получает!", "1968 г. Переживания по случаю 50-летия Вооруженных Сил стоили мне не так дорого: обошлось небольшим гипертоническим кризом... В процессе празднования мне было нанесено довольно много булавочных уколов с печатью низкой мести...", "16.08.74.Живем тихо. Все чаще посматриваю на укороченный конец жизненного пути. Важно его закончить, сохранив присутствие духа...", "19.10.74. Книгу подписал к печати - выйдет в январе (Не вышла. Уже напечатанную задержали и не выпустили ко Дню Победы - В.К.) В "Октябре" будут два куска в 11 и 12 номерах, уже посмотрел и подписал. В журнале "История СССР" N 5-74 есть статья "День первый и день последний". Расписался ко Дню Победы - 30-летию, - будет статей пять. Но вот беда, меня это почему-то не радует как раньше. Очевидно, падающие рядом снаряды, контузили меня и апатия берет верх".

Скончался отец 6 декабря 1974 года после медицинской операции в результате обширного инфаркта и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Такова его судьба. Как я уже говорил отец был "отстранен от флота" в 1956 году. Практически следующие 32 года стали годами борьбы за честное имя как его самого, так и десятков порядочных людей, в первую очередь моряков, которые не боялись писать письма в самые высокие инстанции с требованием восстановить его в высшем воинском звании. В 1956 - 1988 гг. общественность, моряки-ветераны, служащие ВМФ, семья Н.Г.Кузнецова отправляли письма в высшие инстанции на имя всех Генеральных секретарей ЦК КПСС с просьбами разобраться по существу и восстановить справедливость. (В качестве примера предлагаем Вашему вниманию письмо Н.Г.Кузнецова в Президиум ЦК КПСС.) Решения не принимались вплоть до 26 июля 1988 года, когда он был восстановлен в звании "Адмирал Флота Советского Союза". Это произошло через 14 лет после его смерти и все это время на его надгробии не было написано никакого воинского звания.

Прошло четверть века как нет с нами нашего Николая Герасимовича. Помнит о нем его семья. У Николая Герасимовича Кузнецова три сына - Виктор, Николай и я. Жена - Вера Николаевна, всегда бывшая ему преданным и верным другом, а нам прекрасной матерью и примером для подражания и любви. Она до сих пор в меру своих сил и возможностей делает все для сохранения памяти о нем, вместе с невесткой готовит к переизданию его книги, разбирает и систематизирует его архивы. Растут любящие его внуки и правнуки, воспитываемые на любви к Родине и Флоту.

Постепенно меняется мнение о Н.Г.Кузнецове и общественной историографии. За заслуги перед Отечеством и Флотом его именем назван флагман российского ВМФ тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", его имя присвоено Военно-Морской академии, на здании Главного штаба ВМФ в Москве открыта мемориальная доска, его портрет помещен в галерею флотоводцев Российского государственного морского историко-культурного Центра при Правительстве Российской Федерации. На родине Николая Герасимовича в г. Котласе Архангельской области одна из улиц названа его именем, благодаря усилиям общественности и местной администрации в деревне Медведки под городом Котласом создан небольшой мемориальный музей. Именем Кузнецова назван речной теплоход на Северной Двине и подводный остров в Тихом океане. В различных музеях имеются экспозиции, посвященные ему. В 1997 году по инициативе флотских, ветеранских и других общественных организаций, сослуживцев и членов семьи Н.Г.Кузнецова был создан общественный Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г.

В 1999 году флотская общественность отметила 95-летие Н.Г.Кузнецова. По инициативе Главного штаба ВМФ и Фонда памяти была проведена научно-практическая конференция "Деятельность Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова и его вклад в развитие отечественного ВМФ", проведен киновечер с показом документального фильма о Н.Г.Кузнецове и встречей с ветеранами, на Новодевичьем кладбище в день рождения Н.Г.Кузнецова накануне Дня Военно-Морского Флота проведено ставшее традиционным возложение венков и митинг-реквием, отслужена панихида по погибшим морякам, проводятся встречи ветеранов ВМФ с молодежью и школьниками.

Надеемся, что доброе имя и дела Н.Г.Кузнецова не будут забыты и в годовщину 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, в годовщину Победы, в которой есть частица и его ратного подвига. Приходят на память слова, сказанные на конференции: "Если бы Правительство Российской Федерации решилось воздвигнуть памятник Н.Г.Кузнецову, то лучшей надписи на нем, чем "Адмиралу Флота Советского Союза Кузнецову. Потомству в пример", наверное, трудно было бы придумать.

1999 год.

http://glavkom.narod.ru

Док. 558244
Перв. публик.: 30.04.00
Последн. ред.: 30.04.09
Число обращений: 0

  • Кузнецов Николай Герасимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``