В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сличенко Назад
Николай Сличенко
В 1976 году в цыганском театре " Ромэн ", уникальном, загадочном и прекрасном, как и породивший его народ, шла генеральная репетиция спектакля-эпопеи " Мы - цыгане " в постановке Николая Сличенко. Великий певец, уже ставший к тому времени фольклорно-признанным символом Москвы и России, этапной режиссерской работой предопределял новые пути и новую эстетику талантливого, самобытного коллектива в преддверии его мирового признания.
Его волнение на репетиции, быть может - вполне нормальное с точки зрения профессионала, сразу же передалось мне, лишило возможности спокойно и беспристрастно созерцать многокрасочное, феерическое зрелище. И тут случилось нечто алогичное, непредвиденное - моя шестилетняя дочурка пошла через зал к авансцене, взяла режиссера за руку и что-то проговорила, передавая ему заветный успокаивающий талисман - Великого морского бога на кожаной тесемке. Так и простояла она рядом с ним, вплоть до шквала аплодисментов, знаменовавшего новый этап в истории цыганского театра. Недавно, в незабываемые минуты встречи с Николаем Сличенко и его семьей у него дома, я был потрясен, увидев детский талисман из тех далеких лет, который он положил на пюпитр рояля перед тем, как извлек первые звуки и запел романсы. Именно в эти минуты понял, что традиционные суждения о технике вокального исполнительства, о чувстве меры художника, об экспрессии и национальном колорите применительно к великому художнику есть не что иное, как эстетические штампы. Николай Сличенко - уникальное явление природы, органически целостной во всех ипостасях. И в творческом общении с необычайно сложным театральным народом, и в повседневных проявлениях семьянина и гражданина, и в любом выходе на сцену, обреченном на триумфальный успех, и в общении с маленькой девочкой он добр, как сама природа, не знающая человеческой мерзопакостности и злобы, двоедушия и своекорыстия.
Ведь не случайно же в оценке Николая Сличенко в любой связи профессионалы признают именно это качество его натуры за доминанту, не без удивления констатируя, что он никогда не повышает голос на репетициях, что до начала работы в театре он утром умудряется побывать в чиновничьих " инстанциях ", пробивая квартиру либо звание соратникам, что среди многочисленной молодой поросли учеников он точно такой же, как и в кругу многочисленной любимой семьи, где никогда ни в чем не бывает фальши, но торжествует любовь, основанная на доброте.
Николай Сличенко упорно и самозабвенно движется по пути самосовершенствования - мучительному, сложному, бескомпромиссному, оставаясь самим собой, неповторимым и узнаваемым с первого жеста, с первого аккорда гитары, с первой минуты звучания его очаровательного голоса. Именно поэтому он постиг тайну мудрых мастеров - избегать всего лишнего, невыразительного. Искрометная, обжигающая душу цыганская пляска, которую мы все помним в его исполнении, достигается при помощи двух - трех скупых, но предельно экспрессивных жестов, а первые же звуки его песни в буквальном смысле слова потрясают душу.
Николай Сличенко не нуждается ни в каких сценических " подпорках ", ни в каких сценических либо идеологических допингах. Ему не надо было уезжать за рубеж, покидая Родину во имя последующей после стыдливого возвращения популярности. А это, к сожалению, мы видели еще недавно, наблюдаем и теперь буквально на каждом шагу как типичное явление. Он и есть Отчизна, он и есть Россия как ее сын. Не случайно его вполне правомерно сравнивают с Есениным. И в любом зале, в любой стране его исполнение песни " Я люблю тебя, Россия " воспринимается как эстетическое кредо великого художника, пронесенное через годы и невзгоды. А русские люди всегда осознают, что он - всегда рядом с ними, что Москва не была бы для них, его современников, сердцем России без его голоса, без его танца, без возрожденного им театра " Ромэн ".
Есть удивительная способность таланта - его многогранность. Активно проявляя в конкретном виде творческой деятельности способности и духовные силы, талантливый человек вместе с тем оказывается, как правило, одаренным и в других.
Именно таков Николай Сличенко, - актер, певец, режиссер, педагог, популярность которого огромна. Он - цыган, сын овеянного легендами древнего народа, в глубокой древности ветром скитаний развеянного по всем странам. Не счесть горя и страданий, выпавших но долю этого гордого и красивого народа, и разве что песня да обжигающий душу танец могут сегодня поведать об этом.Когда поет Николай Сличенко, поют его руки, его тело, словно охваченные изнутри всепоглощающим пламенем страсти, ваше воображение порождает целый мир художественных ассоциаций: Эсмеральда, Кармен, Алеко, Грушенька, Макар Чудра: Их образы, вызванные к жизни гением разных народов, словно по волшебству сливаются в одно неразрывное эмоциональное целое, и вы через песню Н. Сличенко приобщаетесь к самому сокровенному в жизни и истории его народа. Мальчишка, на глазах которого фашисты застрелили отца, остался старшим в семье. Из своего нелегкого детства он уверенно ринулся навстречу неведомому, уехав в Москву, в первый и единственный в мире цыганский театр " Ромэн ". В театр, у истоков которого стоял Анатолий Васильевич Луначарский, театр, чьи первые шаги были поддержаны В. И. Качаловым, И. М. Москвиным, Н. П. Хмелевым, А. К. Тарасовой и направлены Михаилом Михайловичем Яншиным, руководившим театром около пяти лет.
Впитав в себя с детства загадочный артистизм цыганского народа, он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра " Ромэн ". Он - артист этого театра всегда и во всем - и на подмостках родного театра, и на эстраде, где каждое его выступление является событием. В коллективе " Ромэн " Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя, от певца до видного театрального и общественного деятеля.
Секрет, как мне представляется, в том, что исключительная вокальная одаренность Николая Сличенко, развивающего тысячелетние песенные традиции народа, подкрепляется его трепетным, благоговейным отношением к песне как к народной святыне, как к немеркнущему наследию прошумевших по земле поколений предков. Отсюда - его эстетическая бескомпромиссность, невероятная творческая самоотдача, радость сопереживания прекрасного вместе со слушателями, неповторимая образность исполнительского решения каждой песни.
Поэтому не просто концертом, а истинно драматическим спектаклем становится любое сольное выступление Николая Сличенко. Вот почему его триумфально встречают и стар, и млад, и в Москве, и в далеком Токио. Вот почему неизменно взрывается аплодисментами любой зал.
Подлинным артистизмом можно назвать и то, что он одним движением руки и даже одним взглядом заставляет переполненный зал воочию увидеть и пережить огненную цыганскую пляску. Поэтому, наверное, в одном из лучших и знаковых для театра " Ромэн " спектаклей " Мы - цыгане ", имеющем этапное значение для всего искусства цыган, исполнение Николаем Сличенко роли Поющего цыгана воспринимается не только как образная энциклопедия из четырнадцати эпизодов, но и как апофеоз великого искусства. Не случайно же каждая встреча артиста со зрителем в эти мгновения перерастает в эмоциональное общение, не знающее границ рампы.
Николай Сличенко сегодня - один из тех выдающихся мастеров сцены, который действительно заслужил всенародное признание. Его невыразимое словами сценическое обаяние, синтезирующее таинственную, почти мистическую прелесть цыганского искусства и гражданскую мудрость большого мастера, глубокую человечность и беспредельную, поражающую работоспособность, поистине уникально. Не будет преувеличением утверждение, что Николай Сличенко сегодня - явление многонациональной художественной культуры России.
Обычно о мастерах такого масштаба говорят, что тайна их всеобщего признания - талант, индивидуальная художественная одаренность. И это вполне справедливо. Ведь именно цыганского мальчишки привлек к нему пристальное внимание первого в мире цыганского театра " Ромэн ", театра, ставшего для него навсегда родной семьей,домом, самой жизнью. Но вспомним, что говорил о таланте великий художник и педагого К. С. Станиславский: " Всякий талант - это не чудо, свалившееся с неба, а плод развития человеком сил в себе и внимания к тем силам, которые бурлят в море человеческих жизней вокруг ". И Николай Сличенко, каким его ныне знает мир, всем своим искусством и всей своей жизнью подтверждает справедливость этих мудрых слов.
Он - действительно всенародный любимец и кумир. Не скрою - с момента первого знакомства с Николаем Сличенко после исполнения им роли Лексы в " Четырех женихах " в 1951 году, затем переросшего в дружбу со всей его семьей, с душой его жизни и талантливым соратником по творчеству - Тамилой Агамировой полюбил его до боли, до слез, как можно полюбить только таинство мироздания. Но также самозабвенно его любят и миллионы других почитателей великого артиста современности.
Благодарные зрители многих стран рукоплескали театру " Ромэн ", потрясенные экспрессивностью артистов, щемящей тоской и неудержимым темпераментом песен и танцев цыганского народа, и конечно же - подлинному алмазу в созвездии его талантов - Николаю Сличенко. Во Франции и Японии, в США и Болгарии, в Италии, Австрии, Индии, Германии, Чехословакии, Польше, Турции, Израиле критики не находили слов для точной оценки феномена Сличенко. Быть может, точнее всех высказала эстетическое суждение о нем, об его творчестве, о театре " Ромэн " японка, прошедшая в тишине, через весь зал и положившая к его ногам свой бесценный веер.
Поэтому с полным основанием мы говорим, что он как истинно русский гений, принадлежит всему миру, его новой подлинно человечной культуре на переломе эпох, на заре новой цивилизации. В этом смысле я бы назвал Николая Сличенко гражданином мира.
Без преувеличения, все сыгранные им роли, все искания актера, слившиеся в копилке актерского и режиссерского опыта, в его сознательной и подсознательной жизни, позволили ему триумфально выступить в роли Федора Протасова в пьесе Л. Н. Толстого " Живой труп ". И столь же закономерно и эстетически обоснованно эту памятную постановку в театре " Ромэн " осуществил как постановщик он сам. Роль Федора Протасова в исполнении Николая Сличенко безусловно займет место в ряду работ таких корифеев русской сцены, как Н. Берсенев и Н. Симонов, давших свою, незабываемую по оригинальности и глубине трактовку образа, выражающего квинтэссенцию философских исканий Льва Толстого.
Путь к режиссуре как ученика Андрея Александровича Гончарова и переход к ней в пору расцвета немеркнущего таланта актера и певца - итог многолетних исканий и новых творческих поисков самовыражения. Этот путь - от первых проб в качестве ассистента режиссера некоторых спектаклей до режиссера-постановщика таких этапных для театра спектаклей как " Грушенька " по Н. Лескову, " Мы - цыгане " И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко," Непоклонов " Н. Мирошниченко," Огненные кони " И. Ром- Лебедева, " Братья " З. Тоболкина," Четыре жениха " И. Хрусталева," Живой труп " Л. Н Толстого, " Верность " Г. Кашубы, " Птицам нужно небо " И. Ром-Лебедева, " Таборные игры" Н. Сличенко и А. Кравцова по мотивам пьесы Герш - Горина.
"Мне думается, - размышляет Николай Сличенко в книге " Родился я в таборе " о таком повороте в творческой судьбе,- что режиссер начинается не с поступления в институт на режиссерский факультет и даже не с получения диплома об его окончании, а лишь с того момента, когда у него появляется своя тема в искусстве, свое отношение к явленеию жизни, свой взгляд на все, что совершается вокруг него ".
Масштабность человеческой индивидуальности и стремление познать масштабность и драматизм исканий современников, стремление сказать им нечто важное и постигнутое на жизненном опыте - вот, пожалуй, та основа, которая в ряду других творческих причин привела к появлению в России такого феномена как Николай Сличенко. Его становление как незаурядной человеческой личности и выдающегося мастера художественной культуры отражает и выражает все перипетии нашей, российской истории, все горести и радости граждан нашей великой и многострадальной страны. Вот почему он всегда и навсегда с нами не просто как кумир, но как выражение и отражение наших самых сокровенных чаяний, надежд, исканий


Разумный В.А.
http://razumny.ru/slichenko.htm

Док. 558321
Перв. публик.: 30.04.80
Последн. ред.: 30.04.09
Число обращений: 0

  • Сличенко Николай Алексеевич
  • Разумный Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``