В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шоу-бизнес токует, или Эфир для Дурдакова Назад
Шоу-бизнес токует, или Эфир для Дурдакова

Шоу-бизнес токует, или Эфир для ДурдаковаПочему программы гламур-ТВ составляют больше половины эфирного времени, а "желтуха" - неизлечимая профессиональная болезнь


Деловой партнер мужа, известный бизнесмен, сделал мне нескромное предложение. Он попросил дать про него репортаж на телевидении. Но не как о бизнесмене, а как о... певце. Дело в том, что недавно он записал свой диск. Оказывается, это не так сложно. Его логика была убийственна: "У меня вокал не хуже, чем у Моисеева!" - заявил он. На мой вопрос: "Вы собираетесь прославиться?" - он ответил риторическим вопросом: "А на что тогда ТВ?".

Бизнесмен прав. Телевидение на глазах превращается в предприятие по обслуживанию теряющих голос певцов, спивающихся певиц, а также поющих особей нетрадиционной ориентации. А журналисты - в нанятых ими пиарщиков. Это крайне удобно. Во-первых, появление в эфире актера, как правило, щедро оплачивается им самим или его спонсором, что решает финансовые проблемы и канала, и конкретного журналиста. Причем суммы, видимо, столь значительны, что подобные программы возникают в эфирной сетке вне зависимости от начала сезона и программы передач. По правилам конторы под названием "Деньги на бочку". Тратить время на их рекламу в прессе нет нужды: этим занимаются продюсеры героев программы.Строятся эти передачи элементарно: новости российского шоу-бизнеса, "гламурная" история любви какой-нибудь известной пары, чуть-чуть о мире высокой моды, о спорте и о "звездах" минувших лет по типу "Богатые тоже плачут". И конечно же - подробности интимной жизни. Самые интеллектуальные вопросы в такой программе следующие: "А почему вы до сих пор не замужем (не женаты)?" или: "Вы счастливы в браке?". Герой такой программы - это, как правило, словоохотливое ничтожество, с которым журналист или ведущий беседует, как с иконой Владимирской Божьей Матери, обожая взглядом.

На днях на ТНТ развернулась настоящая дискуссия по поводу того, почему одному из "Иванушек-интернешнл" не доставили в гостиничный номер фрукты. Тем временем на другом канале обсуждали хит под названием "Меня вчера укусил гиппопотам"...

Исполнителей своих заказов представители шоу-бизнеса вербуют с завидной настырностью. Только за месяц ко мне приставали с предложением сделать передачи: "Частный случай" - о нестандартных историях с представителями шоу-бизнеса, "Снимается любовь" - о любовных историях представителей шоу-бизнеса и "Звездная пыль" - соответственно о трудностях жизни представителей шоу-бизнеса.

Когда я начала отмахиваться, дескать, это не моя тема и вообще мне это не интересно, мне заявили: "А ты не боишься, что скоро вообще останешься не у дел? Скоро наш гламур вытеснит все!".

Программы о шоу-бизнесе, или гламур-ТВ, составляют сегодня половину, если не больше, эфирного времени многих телеканалов.

На Рен ТВ, например, среди разнообразных "кулинарных поединков" со звездами шоу-бизнеса, "факторов страха" со звездами шоу-бизнеса, порнографии и собственно передач о так называемых звездах ("самого сока телеэфира", как гласит реклама) редкое появление ведущего информационной или аналитической программы со строгим взглядом уже напоминает арию оперного певца в программе стриптиз-клуба. Несколько лет назад умнейший Александр Роднянский сказал мне: "Я считаю, что информационная и аналитическая программа на дециметровом канале вообще не нужна". Как в воду глядел. Кстати, у него на каналах всей этой "звездной пыли частных историй" практически нет. Зато программа СТС "Жизнь прекрасна" (об искусстве, которое ушло в народ) неизменно входит в десятку самых "смотрибельных" ток-шоу России.

Тем временем на многих телеканалах журналисты спешно переквалифицируются в пиар-менеджеров "звезд". Недавно одна новоявленная ведущая очередной программы о шоу-бизнесе в своем интервью заявила, что ей "не нужна журналистика, в которой стреляют в подъездах, как в Анну Политковскую". Милая Дюймовочка от журналистики, видно, еще не понимает, так мы поясним: для того, чтобы в тебя стреляли, как в Анну Политковскую, надо быть по меньшей мере Анной Политковской. То есть иметь талант и смелость. Научиться этому невозможно, с этим рождаются. Как, например, с порядочностью или красотой, которую не нарисует никакой стилист, даже если очень будет стараться. Прелесть и комизм в том, что милая девушка в конце заявила примерно следующее: "Вот если будет новый Беслан - вы все обо мне еще услышите и узнаете, кто я такая. Так и знайте".

Не услышим. Потому что выбор в журналистике определяет все. Имидж на телевидении - жесткая вещь. И никогда интервьюер Децла, ТАТУшек или Шуры, интересующийся, есть ли у них фрукты в гостиничном номере, какого цвета там сантехника и как они плетут дреды, уже не сможет сделать фильм о военной разведке. Не потому что не дадут или способностей не хватит, а потому что зритель ему уже не поверит. У Светланы Сорокиной после отлучения от эфира, думаю, отбоя не было от "шоу-бизнесменов". Прими она хоть одно из их предложений - назад, в серьезную журналистику, ей не было бы пути. Но она, умная женщина, устояла. К сожалению, это скорее исключение...

Год назад глава ВГТРК Олег Добродеев устроил настоящий разнос за появление в эфире российского телевидения фильма про звезд и маньяков из числа их поклонников. Всем не согласным с политикой телеканала, где "желтизна" под запретом, было предложено сделать выбор. Многие сменили тогда место работы. Но через год вернулись, снова попробовали делать настоящее кино, однако ничего не получилось. Они были неизлечимо больны "желтым" вирусом "обслуживания шоу-бизнеса".

К сожалению, на многих телеканалах "желтизна" возведена едва ли не в ранг политики. Однажды я разговорилась с Вадимом Такменевым с НТВ, спрашиваю: "Как можно столько грязи давать в эфир?". В ответ Вадим с грустью сказал: "Нам говорят: вот когда выйдете на пенсию - будете делать серьезное кино". Есть подозрение, что так говорят не только на НТВ...

Конечно, мне могут возразить в том смысле, что эту продукцию потребляют, а значит, она востребована. Ведь деньги платят не за мораль. Но давайте посмотрим, кто, собственно, все это потребляет. Вот данные Gallup media, доступные всем. Ни по Москве, ни по Санкт-Петербургу, ни по России в целом в десятку самых смотримых передач не входит ни одна про шоу-бизнес или про частную жизнь его представителей. Лишь в Питере на неделе с 12 по 18 февраля в десятку вошло спецрасследование о смерти Мурата Насырова. Но это, согласитесь, особый случай...Так что есть серьезное подозрение, что всю эту бесконечную "звездную пыль" смотрят лишь герои этих передач да небольшая кучка их фанатов из числа провинциальных девушек, охотящихся за "звездами" с бумажками для автографов или с телекамерами. Что в целом почти одно и то же. "Обслуга с микрофоном" - называл таких людей Корнелий Дурдаков.

Дурдаков - это собирательный персонаж, герой фильма "Ваша честь" на телеканале "Россия" - певец, столичный кумир наивных девушек. За кулисами он избивал продюсера, хамил гримерам и костюмерам, хулиганил в ресторанах - под аплодисменты своих фанаток. А в конце концов выяснилось, что его концерты срывались по одной простой причине: на них просто никто не покупал билеты. Есть основания подозревать, что этот персонаж - типический для нашей эстрады. Под разными именами Дурдаков ежедневно возникает в вечернем прайм-тайме.Недавно декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский посетовал в интервью, что в минувшем году впервые в истории факультета число абитуриентов на телевизионном отделении было крайне низким. Кажется, даже был недобор. Не горюйте, Ясен Николаевич! Это значит, что новое поколение не хочет быть "обслугой с микрофоном" и делает выбор в пользу чувства собственного достоинства.

Ирина Мишина

специально для "Новой" 23.03.2008 г.

Док. 560368
Перв. публик.: 23.03.08
Последн. ред.: 14.05.09
Число обращений: 0

  • Засурский Ясен Николаевич
  • Сорокина Светлана Иннокентьевна
  • Добродеев Олег Борисович
  • Роднянский Александр Ефимович
  • Политковская Анна Степановна
  • Мишина Ирина Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``