В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Михопаркин: Закон и контроль Назад
Георгий Михопаркин: Закон и контроль
С принятием нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существенно изменилась сама система законодательства о местном самоуправлении. Насколько в ладах с законом находится деятельность местных властей? На этот вопрос отвечает прокурор Республики Марий Эл Георгий Михопаркин.

Органы местного самоуправления, как никакие другие, находятся в непосредственной близости к населению. Любой житель муниципального образования заинтересован в соблюдении своих прав и законных интересов. Какова в этом роль прокуратуры?

Самая прямая. В соответствии с Конституцией РФ правовые акты органов государственной власти субъектов России не должны противоречить федеральным законам. Точно так же должны соответствовать федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации правовые акты органов местного самоуправления. Надзор за этим ведет прокуратура государственный поверенный в делах законности.

Известно, что правотворчество именно органов местного самоуправления зачастую знакомо населению больше, чем правотворчество государственных органов, поскольку касается его непосредственно. Что делается прокуратурой республики для выявления и предупреждения подобных ошибок местной власти?

Достаточно сказать, что только в текущем году из общего количества выявленных прокурорами незаконных правовых актов каждый второй исходит от органов местного самоуправления, и добрую половину составляют правовые документы, вышедшие в поселениях. И количество их не уменьшается. В первом полугодии 2008 года оспорено 1496 правовых актов (1466 за аналогичный период прошлого года), в том числе 995 решений представительных органов.

Наиболее активно проводилась эта работа в Медведевском, Оршанском, Моркинском, Советском, Куженерском, Волжском и Горномарийском районах.

Практика прокурорского надзора показывает, что органами и должностными лицами местного самоуправления допускаются нарушения земельного, бюджетного, налогового, трудового, лесного, природоохранного, гражданского законодательства, законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе.

Можете ли Вы назвать причины, которые привели к подобной ситуации?

Причин здесь несколько, но основная заключается в том, что нормотворчество органов местного самоуправления ежегодно увеличивается, и принятие такого количества правовых актов требует настоящего профессионализма от работников юридических служб, управлений делами, самих должностных лиц, принимающих или издающих правовые акты. В ряде случаев сказывается и правовая неурегулированность вопросов на федеральном или республиканском уровне.

Немаловажно и то, что стали более принципиально реагировать на некачественную подготовку правовых актов и прокуроры, ставя вопрос о дисциплинарной ответственности. Так, по представлению прокурора Новоторъяльского района за ненадлежащую подготовку постановлений и распоряжений главы районной администрации, отсутствие контроля за опубликованием нормативных актов четыре должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Если классифицировать нарушения законодательства, то какие бы из них вы выделили особо?

Нарушения в основном однотипны. Взять хотя бы такие важнейшие правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления, как уставы муниципальных образований. В связи с изменением федерального законодательства потребовалось прокурорское вмешательство для приведения в соответствие с ним уставов 122 муниципальных образований. Значительное число незаконных правовых актов принималось органами местного самоуправления с превышением предоставленных им полномочий, что в ряде случаев влекло за собой ущемление прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на этой территории.

Влияет ли это положение дел на экономику муниципальных образований?

Судите сами. По-прежнему горрайпрокурорами выявляются акты органов местного самоуправления, не соответствующие требованиям налогового и бюджетного законодательства. Практически всеми прокурорами были опротестованы решения об установлении земельного налога, вступившие в противоречие с действующим законодательством.

По протестам прокуроров были приведены в соответствие с законодательством Положение о порядке конкурсного отбора претендентов на получение муниципальных гарантий МО "Волжский муниципальный район", Муниципальная целевая программа "Жилье для молодой семьи на 20052010 годы", утвержденная решением Собрания депутатов МО "Горномарийский муниципальный район", и Положение о порядке отбора молодых семей для участия в программе, решение Собрания депутатов городского округа "О внесении изменений в Программу поддержки малого предпринимательства в МО "Город Йошкар-Ола" и другие документы. С превышением полномочий распределялись по муниципальным образованиям и среди граждан объемы лесосечного фонда на 2008 год по заготовке древесины в Сернурском, Моркинском и Горномарийском районах, а также устанавливался размер и сроки внесения арендной платы для земельных участков, находящихся в государственной собственности. Следует отметить, что практически во всех муниципальных образованиях выявляются правовые акты, которыми органами местного самоуправления допускается вмешательство в компетенцию государственных органов, других органов местного самоуправления.

Прокурором Медведевского района опротестованы решение представительного органа власти, утвердившее тариф на содержание и ремонт жилого помещения, куда в нарушение жилищного законодательства включен размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также решение, установившее тарифы на коммунальные услуги населению без определенного периода их действия.

Не изжита практика издания главами администраций муниципальных образований актов разрешительного характера: на эксплуатацию жилого дома, приватизацию жилья (Юринский, Параньгинский, Моркинский и другие районы), когда по закону такое разрешение получать нет необходимости. Есть немало и других примеров.

В связи с этим нельзя не затронуть расходование весьма внушительных государственных средств, поступающих для реализации приоритетных национальных проектов. Случается ли здесь нецелевое использование?

Бывает и такое, причем наиболее частые случаи фиксируются в сфере образования и обеспечения граждан доступным и комфортным жильем. Контроль за расходованием средств идет жесткий. Достаточно сказать, что за первые шесть месяцев текущего года выявлено 142 нарушения, в основном при получении субсидий из бюджетов и процентов по кредитам, внесено 47 представлений, по их рассмотрению к дисциплинарной ответственности привлечены 43 должностных лица. По искам в суд прокуратура республики намерена возвратить в федеральный бюджет почти миллион рублей.

Вы упомянули о нарушениях природоохранного законодательства, насколько они распространены в муниципальных образованиях?

К сожалению, при издании правовых актов нарушения, допускаемые органами местного самоуправления, довольно многочисленны. Так, глава администрации Куженерского района издавал постановления, предоставляющие в аренду гражданам земельные участки, расположенные в пределах водоохранной зоны рек Лаж и Немда без согласования с Отделом водных ресурсов по РМЭ. Одному из предпринимателей постановлением главы администрации МО "Сернурский муниципальный район" было выделено место под строительство каскада прудов для ведения рыбного хозяйства без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Многие нарушения благодаря вмешательству прокуроров удается своевременно пресекать.

Георгий Афанасьевич, хотелось бы особо остановиться на такой проблеме, как своевременная выплата заработной платы и уход от так называемой "серой зарплаты" или получение ее в конвертах. Наметился ли здесь какой-то прогресс?

Прогресс налицо. И этому способствовала не только работа надзорных органов в сфере оплаты труда, но и целенаправленная деятельность Правительства республики, глав местных администраций, Гострудинспекции, профсоюзов, службы судебных приставов, налоговых органов и других структур.

Прокуратурой была проделана огромная организационная и аналитическая работа по соблюдению законодательства в сфере оплаты труда, принимались направленные на погашение задолженности по выплате вознаграждения за труд меры прокурорского реагирования. Только за восемь месяцев текущего года внесено 141 представление, более 90 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, а 86 к административной. В интересах граждан направлено в суд 2724 заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на сумму более 17,5 млн. рублей. После вмешательства прокуроров погашена задолженность по заработной плате в размере 41 млн. рублей. Такое количество граждан, обратившихся к нам за помощью, свидетельствует, что для многих прокуратура остается органом, где каждый может получить реальную и эффективную защиту своих прав.

По постановлениям прокуроров за несвоевременную выплату заработной платы лишены права сроком на один год занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, председатель СХПК "Колхоз имени Ленина" и генеральный директор ОАО "Биомашприбор", директор ЗАО "Новоторъяльская ПМК", директор ООО "Птицефабрика "Акашевская"; приговором суда руководитель ООО "Катран" Н. Сергеев лишен права заниматься экономической деятельностью, связанной с распоряжением денежными средствами, на два с половиной года.

Одной из важнейших задач прокуратуры является не только и не столько надзорная функция, сколько превентивная, не только выявлять и пресекать нарушения законности, но и предупреждать их.

Это заложено и в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", где помимо участия прокуроров в муниципальном правотворчестве (на уровне изучения проектов), присутствия на заседаниях, совещаниях и других коллегиальных мероприятиях представительных и исполнительных органов местного самоуправления предполагается инициатива надзорных органов в координации действий, направленных на соблюдение законности.

Примером может служить та же работа по защите трудовых прав граждан, в том числе по полному и своевременному получению ими заработной платы. По инициативе прокуроров во всех муниципальных образованиях республики при главах или заместителях глав администраций были созданы межведомственные комиссии, где на заседаниях анализировалось состояние законности в сфере оплаты труда, заслушивались руководители организаций и предприятий, разрабатывались мероприятия, направленные на погашение долгов. Вместе с надзорными мероприятиями при тесном взаимодействии и координации действий с другими государственными органами это дало эффект, о котором я уже сказал выше.

Представляется, что укреплению законности в муниципальных образованиях будет способствовать и установление системы обучения (повышения квалификации) юридических служб, других муниципальных служащих, занимающихся подготовкой проектов правовых актов. И не только их, а также лиц, наделенных полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Валерий БАСИН

10.09.2008

mk.12rus.ru

Док. 561223
Перв. публик.: 10.09.08
Последн. ред.: 18.05.09
Число обращений: 0

  • Михопаркин Георгий Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``