В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А гром-то уже грянул! Назад
А гром-то уже грянул!
Иду от Лубянки в сторону Китай-города и чуть не натыкаюсь на большие красочные рекламные щиты табачных компаний. Установлены они прямо на тротуарах, и пройти мимо них, не заметив, довольно сложно. "CAMEL", наша "Золотая нива", "Winston", "Chesterfild "... Картинки на щитах зовут в золотые дали, даже меня некурящую. Вот "CAMEL" с летящими по воздуху четырьмя парнями завлекает: "Пришло время воплотить мечту". Какую? Обещают "4 поездки для 4 друзей" Куда? "Условия внутри пачки". И телефончик, по которому можно позвонить и обо всем договориться. Ну прямо хоть сейчас беги за сигаретами этой компании.
Ежегодно на наружную рекламу табачные компании, работающие в России, расходуют около 50 млн. долл. Реклама имиджевая, ориентированная в первую очередь на молодежь. Глядя на нее, подросток, наверняка, делает вывод: сигарета - это пропуск в мир взрослых, элемент красивой жизни, где есть большие деньги, алкоголь и женщины. В частности, и об этом говорили ведущие специалисты здравоохранения и образования, представители государственных и общественных организаций на заседании Круглого стола "Взгляд общества на проблему предотвращения подросткового курения". Круглый стол был организован Комитетом по охране здоровья и спорту Госдумы и Общественным советом в поддержку позитивного развития молодежи "твой выбор".
Потрясающее влияние на детей и подростков, говорилось на заседании, оказывает кино. Такие зрители в 5-10 раз быстрее других начинают курить. Посмотрите, с каким смаком курят на кино- и телеэкране герои и антигерои некоторых фильмов. Хороши, например, с сигаретами в зубах и Каменская, и Турецкий. А ведь демонстрация курения на экранах, на театральных сценах запрещена Федеральным законом "Об ограничении курения табака", который вступил в силу в январе прошлого года.

Дымим всегда, дымим везде
Причем назло всем смертям. Табак, между прочим, убивает 5 млн. землян ежегодно, среди них 300-400 тысяч россиян. По числу смертей, обусловленных курением, среди мужчин наша страна занимает лидирующее положение в мире. А начинается все это очень часто с детства. Средний возраст начала курения у нас - 11 лет. Уже в школьные годы у 12 процентов мальчиков и 4 процентов девочек формируется стойкая никотиновая зависимость. В ПТУ эти цифры еще более значительны. А всего в России курят более 65 процентов мужчин и 35 процентов женщин.
Давид Заридзе, заместитель директора Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина, директор НИИ канцерогенеза, обратил внимание на то, что 12 процентов локализаций онкозаболеваний, 50 процентов опухолей у мужчин происходит от курения. Ученый возмущен тем, что сигареты так доступны для подростков. "Они их покупают совершенно свободно где угодно и когда угодно. Закон запрещает продавать табачные изделия детям до 18 лет, но продают же. И даже малолеткам",- говорит ученый.
Российские подростки курят везде - дома, в школе, на различных тусовках. Среди основных причин курения, кроме рекламы, исследователи называют курение в семье, курение сверстников, пример взрослых.
Курят у нас и педагоги в школах, и медперсонал в лечебных учреждениях, курят будущие врачи, не говоря уж о курении в семьях. Почему курят? Одни признаются - "из-за элементарной распущенности", другие говорят, что "от нужды", третьи - "просто по привычке".
Неверна позиция курящего родителя, педагога, врача: "Я курю, но тебе не рекомендую". Забываем, что взрослый воспитывает детей прежде всего своим примером. И пугать тинейджера тем, что он в 50 лет может заболеть раком, бесполезно, потому что юному человеку до этого очень далеко. Как ему кажется. Вредно не только активное курение, но и пассивное. Пассивными "курильщиками" поневоле становятся дети. В семье, где постоянно дымят, они растут раздражительными и в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниям. А некоторые из них отстают в умственном развитии. В доме, где курят, младенец уже с дымом потребляет никотин и адаптируется к нему.
Курящие девочки, девушки... У их будущих детей почти обязательно проявятся те или иные дефекты. Об этом юные особы непременно должны знать. А для этого нужны индивидуальные беседы с ними уже в школе. У нас же вообще информации о вреде курения практически нет.

А вот в Америке...
Николай Агаджанян, академик РАМН, директор Института экологии Министерства здравоохранения РФ, возмущается: "Известна русская пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но гром-то уже грянул! Нужно всем миром бросать курить". Участники круглого стола предлагали различные меры противостояния российской эпидемии курения. Андрей Демин, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, президент Российской ассоциации общественного здоровья, считает, что необходим национальный план борьбы с табакокурением, потому что это "оружие массового поражения".
Закон "Об ограничении курения табака" чуть-чуть сдвинул ситуацию с мертвой точки, но в полной мере он не действует. Видимо, это происходит из-за недостатка четкой работы исполнительной власти, прокуратуры, милиции. Может быть, потому что нет необходимых нормативных документов, которые бы позволяли в полной мере применять нормы закона.
В Госдуме подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака". На него есть надежды. А в мае этого года Всемирной организацией здравоохранения была принята конвенция по борьбе с табакокурением, к которой присоединилась и Россия. В соответствии с этим документом в Европе с 2005 года не будет рекламы табака. Может быть, и мы что-то в этом отношении предпримем?
Министр труда и социального развития Александр Починок считает, что не самая последняя задача - создать вокруг этого губительного пристрастия негативное общественное мнение. Правительство РФ, говорит он, ведет переговоры с представителями различных фирм, компаний о запрещении в их коллективах курения. И многие компании это уже сделали. "Кроме того, нам придется повысить акцизы на табак",- обещает министр.
О "денормализации" курения говорили многие участники круглого стола. Ссылались при этом и на опыт США. Там широкая кампания по борьбе с курением привела "к ошеломляющим результатам". В течение жизни одного поколения число курильщиков среди взрослого населения сократилось с 50 до 25 процентов. Вот бы нам так!
Но мы не убеждаем человека во вреде курения. Нужна серьезная социальная реклама на телевидении, радио, в печати. К сожалению, в России здоровье до сих пор не стало для человека базовой ценностью. И такой рекламы нет. Таково и отношение к здоровью нации у всего общества.

02 декабря 2003
Мария ПОСОХОВА
www.iamik.ru

Док. 561233
Перв. публик.: 02.12.03
Последн. ред.: 18.05.09
Число обращений: 0

  • Демин Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``