В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Основные стратегии и деятельность транснациональных табачных компаний и их союзников в России Назад
Основные стратегии и деятельность транснациональных табачных компаний и их союзников в России


Демин Андрей Константинович, координатор коалиции `Россия, свободная от табака

Объяснения причин масштабной табачной эпидемии, не достаточно эффективной противотабачной политики и блокады Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) в России были бы неполными без изучения поведения транснациональной табачной индустрии и ее союзников.
Известно, что рукописи не горят. Не сгорели и служебные документы крупнейших транснациональных табачных компаний (ТТК). Основную часть этих документов, объемом в десятки миллионов страниц, крупнейшие ТТК были вынуждены открыть обществу несколько лет назад по решению суда в США.
Основой исследования стал анализ документов, находящихся в Гилдфордском Хранилище, а также в Архиве документовБритиш Америкен Тобакко(БАТ) в сети Интернет.
Работа выполнена в рамках Программы посещающих исследователей Центра глобальных изменений и здоровья  – Национальных институтов здоровья в Лондонской школе гигиены и тропической медицины Лондонского Университета (май – июль 2006 г.)
Использованы также данные международной и отечественной статистики, и недавно выполненные количественные и качественные исследования Российской ассоциации общественного здоровья, в сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Центрами по борьбе с заболеваниями и профилактике США (CDCP), Канадской ассоциацией общественного здоровья, Исследованием в интересах международной борьбы против табака (RITC) и другими организациями.
Цель: Выявить стратегии и деятельность компании Бритиш Америкен Тобакко (БАТ) по `управлению` национальным законодательством в области борьбы против табака и воздействию на процесс Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения в России, а также в регионе бывшего СССР и на глобальном уровне.
Основная часть доступных служебных документов относится к периоду до 2002 г. Более поздние документы откроются в будущем. Хотя многие упоминаемые события и персоналии уже принадлежат истории, есть надежда, что данная публикация будет способствовать формированию и осуществлению в России транспарентной, социально ответственной противотабачной политики, соответствующей интересам личности, общества и государства, то есть национальным интересам, охране главной ценности, провозглашенной руководством страны – здоровья народа. 
Гипотеза исследования: БAT, при участии других транснациональных ТТК, и их союзники ответственны за ухудшение общественного здоровья в пост-советской России после 1991 г., так как осуществляли стратегии и деятельность, направленные на резкое увеличение производства и потребления табачных изделий в стране, на противодействие эффективной борьбе против табака, в том числе РКБТ ВОЗ.

I. Общая характеристика проблемы

Для улучшения общественного здоровья Президент Российской Федерации В.В. Путин 5 сентября 2005 г. инициировал Приоритетный национальный проект по здравоохранению. Одним из главных направлений проекта стало укрепление профилактической направленности отечественного здравоохранения. Правительство России указало 17 ноября 2005 г., что “…профилактический подход в здравоохранении почти не развивается, проблема распространения вредных привычек – алкоголизма и курения не решается программно-целевыми методами…”. 
Согласно оценкам специалистов, потребление табака в России является ведущим предотвратимым фактором риска для жизни и здоровья населения: ежедневно потребление табака убивает 700 человек, что является главной причиной демографического кризиса.
Пост-советская Россия открылась на пике политического, социально-экономического кризиса и кризиса общественного здоровья, и с этого времени является скорее объектом, чем субъектом в процессах глобализации. Произошло проникновение в страну `глобального зла`, в том числе ТТК. Основная часть местного производства табачных изделий была поглощена ТТК после 1991 г. Производство табачных изделий увеличилось более, чем в два раза, до 400 миллиардов штук в год (уровень Японии). По данным В.В. Стефашина (Ассоциация `Табакпром`), в 2005 г. произведено 404,7 млрд. шт. курительных изделий. Нелегальный сектор, по некоторым данным, может производить100 млрд. штук в год. В основном эта продукция экспортируется в страны бывшего СССР и ЕС.
Растет распространенность курения и потребление табака, особенно среди уязвимых групп: детей и женщин. По данным Академика РАМН, профессора, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья населения Н.Ф. Герасименко (2001), в России курят 72% мужчин, 30% женщин и более 50% подростков.
Осознание обществом аспектов табачной эпидемии – социальных, политических, экономических и связанных с здоровьем населения, остается неадекватным. Федеральный закон N87-ФЗ, принятый 10 июля 2001 г. “Об ограничении курения табака” не обеспечивает эффективного регулирования табакокурения в интересах здоровья. Например, предупреждение о вреде курения для здоровья занимает только 4% поверхности пачки. В государственной политике не уделяется должного внимания борьбе против табака. Сейчас разрабатывается в сотрудничестве с ВОЗ национальный план по борьбе против табака, однако остается открытым вопрос об источниках финансирования работ. Акцизы и цены на табачные изделия остаются низкими.
Правоприменительная практика нуждается в улучшении. Службы помощи в отказе от курения и санитарного просвещения, укрепления здоровья в школах и здравоохранении остаются неразвитыми по причине нехватки ресурсов. Только недавно было изменено законодательство о рекламе, согласно которому с 1 января 2007 г. запрещена наружная реклама табака.
После административной реформы Минздравсоцразвития России 2004 г. нарушилась преемственность работ по борьбе против табака. Новое министерство не является правопреемником Минздрава России. В 2004-2005 гг. были заменены учреждения и специалисты, ответственные за лидерство в области борьбы против табака и процесса РКБТ на Федеральном уровне.  Вместе с тем, деятельность среди детей и подростков на основе сотрудничества с педиатрической службой даже не начата. Пока не разработана первичная профилактика потребления табака, основанная на доказательствах. Повышенное внимание уделяется клиническим аспектам отказа от табака и применению при этом лекарственных средств. Сотрудничество между государством, частным бизнесом и гражданским обществом в сфере борьбы против табака остается недостаточным. При этом табачники имеют в России уже два своих объединения.

II. Основные стратегии ТТК и периоды их деятельности
(некоторые периоды накладываются друг на друга):


1. Игнорирование Советских законов и осуществление крупномасштабной прямой и непрямой рекламы табачных изделий, в том числе с использованием брендинга, в пост-советской России (с 1991 г. по настоящее время).
Реклама направлена в значительной степени на молодежную аудиторию и женщин.
С 1992 г. до 2007 г. в России очень распространена прямая реклама табака, в том числе на телевидении. При этом, согласно документам табачников, можно сделать вывод, что ТТК были готовы прекратить наружную и телевизионную рекламу еще в начале 1990-х гг., если бы власти приняли такое решение.

2. Поглощение табачного рынка России (с 1991 г. по настоящее время).
Крупный успех ТТК – решение Правительства В.С. Черномырдина 1993 г. о создании совместных предприятий с ТТК, допуск иностранного капитала на табачный рынок страны. Это привело к быстрому поглощению ТТК табачного рынка России, резкому росту производства, превысившего потребление, и контрабанде из России в невиданных объемах.
Важную роль сыграл дефолт 17 августа 1998 года, после которого ТТК приняли решение о переходе к местному производству табачных изделий на базе расширения производственных мощностей.
За несколько лет Россия превратилась в бастион ТТК. Страна, практически не производящая табачный лист, то есть, в отличие от многих стран мира, не имеющая экономической зависимости от выращивания табака, стала лидером в производстве табачных изделий и, соответственно, оказывает колоссальное влияние на табачную политику в регионе бывшего СССР, а также в Европе  (вместе с Германией) и в мире  (вместе с США и Японией).

3. Жесткое сопротивление разработке и принятию Государственной Думой Российской Федерации эффективного национального законодательства в области борьбы против табака (с 1991 г. по настоящее время).
Первая фаза: Сопротивление принятию закона (с 1991 по 1999 гг.). 7 июля 1998 г. официальный сотрудник БAT Россия В. Аксенов информировал в своем письме представителей других ТТК, действующих в России, о своей встрече и беседе с О. Беклемищевой , Заместителем Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья населения, на тему “убийства” проекта национального закона по борьбе против табака, который разрабатывался в то время под руководством Председателя Комитета Н.Ф. Герасименко. “Она по-прежнему верит, что проект может быть `убит` на самой ранней стадии и подтвердила, что все сделает для этого…  … Представители Фонда Заботы о Будущем Детей, который создан ею в Нижнем Новгороде, могут контактировать со мной и предоставлять свои предложения по сотрудничеству в региональной кампании по вопросам курения несовершеннолетних” (Bates no. 760074395-6 – здесь и далее курсивом приведен перевод документов, в скобках приводятся номера документов из вышеупомянутого Архива БАТ в Интернете). 
Эта “убийственная” позиция подтверждается и в другом документе:
“Встреча Рабочей группы EEWG:
Отчеты по странам: `Россия: “Закон Герасименко необходимо убить. Идет широкое лоббирование индустрии” (Bates No.321215484)`.
Вторая фаза: Поддержка `своей` редакции закона (2000-2001 гг.). После объявления Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) о начале работы над Инициативой по Освобождению от Табака (ОИТ), включавшей подготовку Рамочной Конвенции по борьбе против табака (РКБТ), БАТ изменила стратегию в России и включилась (Bates no. 760025146) в разработку проекта Федерального закона `Об ограничении курения табака`, принятого в 2001 г. Этот закон до сих пор активно используется табачным лобби для оттягивания подписания и ратификации РКБТ Россией. Представитель БAT Россия и его союзники – торгово-рекламный бизнес, некоторые специалисты здравоохранения, сотрудничающие с табачниками, принимали непосредственное участие в подготовке закона в Государственной Думе.
Давление на авторов прогрессивного законопроекта было беспрецедентным. В результате, в одном из документов БAT выражается ликование в связи с устранением эффективных мер из проекта Федерального закона, подготовленного Н.Ф. Герасименко:
“Анти-табачный закон Герасименко
Предложения                  1 чтение             Современное положение
                                                                        Июнь 1999 г.
Запрет рекламы                   ДА                            Удалено
Запрет спонсорства              ДА                            Удалено
Акциз - 80%                        ДА                            Удалено
Предупреждение о вреде
для здоровья - 25%             ДА                          Система ЕС
Запрет курения на
рабочем месте                      ДА                         Ограничения
(Bates no. 760063784).

Успех этой программы ТТК был отмечен в 2001 г. Ее номинировали на Национальную премию в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник", учрежденную Торгово-промышленной палатой России, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью:
`Номинация "Лучший PR-Проект" 25. Общероссийская программа по борьбе с подростковым курением и содействие принятию федерального закона "Маслов, Сокур и партнеры" Лачко Анна, Кочеткова Александра, Синицын Алексей Россия, г. Москва.
В мае 2000 года Общественный совет по проблеме подросткового курения разработал полномасштабную программу по борьбе с курением среди детей и подростков . Агентство "Маслов, Сокур и партнеры" было привлечено для осуществления информационной поддержки деятельности Совета.
До реализации проекта перед агентством были поставлены следующие цели:
- Способствовать принятию закона об "Ограничении курения табака";
- Информировать СМИ и общественность о деятельности Совета по ограничению и недопущению детского и подросткового курения;
- Формировать заинтересованность широкой общественности в социальных программах Совета.
На подготовительном этапе работы агентство совместно с дирекцией Совета разработало четкую стратегию реализации PR-программы, определило ключевые сообщения, целевые СМИ и аудитории. При подготовке информационных материалов для СМИ особое внимание агентство уделяло проблеме отсутствия в России государственной программы по профилактике курения среди детей и подростков. Основным ключевым сообщением при работе агентства с целевыми аудиториями стало положение о необходимости принятия закона о запрете продаж табачных изделий несовершеннолетним.
Основным итогом реализации представленного агентством проекта следует считать принятие федерального закона РФ от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". В соответствии с данным законодательным актом на территории РФ запрещается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Принятие данного закона было осуществлено под влиянием разнообразных действий Совета, в частности, работы со СМИ, реализуемой агентством. (www.luchnik.ru/award/participants/2001.html, прочитано 20.04.2007 г.).

4. Формирование позитивного имиджа ТТК (наиболее активно с 2000 г. по настоящее время).
Для предупреждения разработки, принятия и осуществления эффективного противотабачного законодательства в России, БАТ активно продвигала суррогатные меры, в том числе:
- разработку и принятие ТТК добровольного кодекса по рекламе;
- осуществление обманных рекламных кампаний. Например, в одном из документов говорится: ”…Данный материал для прессы подготовлен БАТ Россия, но распространяется не от лица этой компании…” (Bates no. 760024284);
- осуществление программы предупреждения курения среди молодежи, с привлечением представителей правительства, профессиональных работников здравоохранения и средств массовой информации;
- реализацию программы “социальной ответственности” БАТ.
Возможно, БАТ Россия претендует на роль ведущей организации по борьбе против табака в России, судя по содержанию сайта компании в Интернете на котором представлено описание многочисленных крупномасштабных мероприятий компании и их исполнителей.
Например, `Предупреждение курения среди несовершеннолетних  включает Программу предупреждения доступа в розничной сети, Соревнование `классов, свободных от курения`, Образовательную программу `Мой Выбор` для детей, Образовательную программу для родителей`.
На данном сайте представлена информация об участии БАТ и других ТТК в создании и/или поддержке многочисленных Российских организаций, осуществляющих программы табачников. Например, программа предупреждения курения среди несовершеннолетних началась с учреждения при участии ТТК некоммерческого партнерства “Общественный Совет по проблеме подросткового курения”. Соревнование ‘Некурящий класс’ для школьников в возрасте 13-14 лет начато в 2001 г. в Санкт-Петербурге. В 2004 г. Совет по проблеме подросткового курения провел соревнование в 800 классах в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Липецке. Ни органы государственного управления, ни родители, ни педагоги или врачи не выразили протеста против деятельности, спонсированной ТТК. В программе приняли участие представители государственных органов управления образованием, специалисты здравоохранения и т.п.
БАТ сообщает на своем сайте и об осуществлении “образовательной” программы с ведущим Российским издательским домом “Здоровье” по вопросам охраны здоровья для населения.
БАТ считает Россию одним из ключевых рынков для своей деятельности и расходует значительные средства для обеспечения своих интересов, например: “Бюджет CORA на 1998 г.… Всего: $516,000” (Bates no. 760031179). $50,000 долларов США для исследований “исследований заинтересованных сторон” в 2001 г. (Bates no. 3251360043).

5. Управление процессом РКБТ, использование суверенной Российской Федерации для формирования глобальной про-табачной политики (с 1998 г. по настоящее время).
БАТ осуществил глубокое проникновение в процесс РКБТ на глобальном и национальном уровнях. Несмотря на острую конкуренцию между отдельными ТТК, БАТ Россия инициировал выработку общей позиции индустрии и обеспечила лидерство в этом процессе (Bates no. 760060176). “Глобальная тактическая группа индустрии (БАТ, Филипп Моррис Интернешнл, Джапан Тобакко Интернешнл) успешно функционирует в России” (Bates no. 325136045).
Деятельность БAT соответствовала
“Предложениям Центральной КОРА  в отношении РКБТ: …
- Сохранять Конвенцию как можно более широкой;
- Замедлить процесс…” (Bates no. 760060175), и
Помочь выработать общую позицию стран СНГ” (Bates no. 760060178)”.
Имеется ряд документов, по которым можно судить о стратегии БАТ в отношении РКБТ в России. Например:
“ВОЗ-ИОТ: Действия на Ключевых Рынках. Россия:
- Заместитель Премьер Министра briefed  БАТ во время визита Ульриха Хертера в Москву в марте.
- В результате  была сформирована межведомственная рабочая группа по РКБТ (Табакпром включен).
- Решение Правительства – поддержать конвенцию только в самой широкой возможной форме.
- Письмо Заместителя Министра Здравоохранения: “Не осуществимо включать в конвенцию следующие области: налогообложение, запрет на продажи в магазинах беспошлинной торговли, устранение субсидирования табака и государственной поддержки фермеров и производителей табака, требования открыть информацию в отношении расходов на маркетинг и продвижение.
  Особенный успех – Леонид Синельников включен в официальную делегацию России на заседании рабочей группы ВОЗ 27-29 марта в Женеве” (Bates no. 760069302).
“Особенный успех” многократно упоминается в других документах БАТ:
“Сегодня состоялось совещание в Министерстве Здравоохранения… Мы сделали некоторые вопросы конвенции мягче: налогообложение, продажи в магазинах беспошлинной торговли, спонсорство, маркировка…” (Bates no. 321696159).
Сотрудники БАТ пишут так, как будто контролируют ситуацию при поддержке государства:
“Управление РКБТ ВОЗ.
Современное состояние
- Государство поддерживает индустрию…” (Bates no. 760061516).
БАТ упоминает о “Поддержке со стороны г-на Щербака, в то время Вице-Премьер-Министра” (Bates no. 760063755).
О давлении со стороны табачного лобби на антитабачных активистов на самом высоком уровне может свидетельствовать имеющийся в архиве БАТ перевод письма нашего уважаемого коллеги, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, в котором он сообщает Щербакову о выполнении поручения, а именно, о включении Синельникова “в соответствии с Вашим ранее данным указанием” в Российскую официальную делегацию на совещании Международного органа по переговорам о подготовке проекта РКБТ (МОП) в Женеве, Швейцария (Bates no. 760028683).
В действительности, Синельников был в то время официальным сотрудником БАТ, который для прикрытия идентифицировал себя с Российской табачной индустрией. На МОП он был официально представлен Россией как эксперт Министерства сельского хозяйства страны. Синельников писал в одном из своих отчетов: “Позиция РФ была сбалансированной… Позиция СНГ на этот раз… была взвешенной и реалистичной…” (Bates no. 325095129-31). На заключительном совещании МОП принадлежность Синельникова к БАТ была разоблачена активистами неправительственных организаций, аккредитованных на совещании. Они распечатали биографическую справку с официального сайта БАТ и публично предъявили ее Синельникову, а затем опубликовали критический материал в бюллетени, распространявшейся на совещании, что в составе официальной делегации России находится представитель транснационального табачного бизнеса. Ни одна страна так не отличилась на всемирных переговорах по ограничению табачной индустрии.
Действительно, еще в октябре 2000 г. сотрудник БАТ Синельников был аккредитован ВОЗ на вышеупомянутых Общественных Слушаниях по РКБТ в Женеве как “член Совета Директоров Ассоциации “Табакпром”” (Bates no. 760028852).
Лживые идентификационные стратегии БАТ, действующей на глобальном уровне от имени Российских организаций, можно дополнительно проиллюстрировать следующим документом БАТ об участии в международных Общественных слушаниях:
“Материалы, представленные на Общественные слушания:
- Ассоциация Табакпром – подготовлены БАТ Россия;
- Рекламный Совет России – подготовлены БАТ Россия;
- Национальная Торговая Ассоциация  – подготовлены БАТ Россия…” (Bates no. 760063757).
Чтобы закрепить свои достижения, БАТ координировала освещение слушаний в средствах массовой информации стран СНГ (Bates no. 760063758).
БАТ активно формировала позицию России и других стран СНГ по РКБТ на заседаниях МОП. Например:
“16-21 октября – Межправительственный Орган по Переговорам.
Большинство стран СНГ имеют сходные позиции.
Встреча с делегациями стран СНГ в Постоянном Представительстве Российской Федерации спонсирована БАТ Россия” (Bates no. 760063758).
“Следующие шаги:
…Организовать встречу делегаций стран СНГ перед следующим заседанием МОП…
выработать общую позицию стран СНГ” (Bates no. 760063759).
“Заседание Рабочей Группы ВОЗ, 27-29 марта, Женева: Как вели себя основные игроки?
…- Россия – за широкую конвенцию (отсутствие гармонизации налогов, отсутствие полного запрета на рекламу, продвижение)...” (Bates no. 760069303).
“ВОЗ-ИОТ: Следующие шаги в Европе.
... – Построение двусторонних альянсов (Россия - Китай).
- Выстроить позицию стран СНГ (колеблющихся) вокруг России.
- Координация деятельности КОРА, связанной с РКБТ, в СНГ.
- Состоялся брифинг БАТ для Украинских министров (с участием Синельникова).
- Изучается в настоящее время – совещание официальных представителей стран СНГ, организованное Российским Министром. (Bates no. 760069305) ”.
И наконец, БАТ делает победные выводы в отношении своей стратегии и деятельности, относящейся к РКБТ ВОЗ. Эти выводы, положительные для индустрии, но разрушительные для эффективной политики и управления в области общественного здоровья на национальном, региональном и глобальном уровнях:
“ВОЗ-ИОТ: Европа
Вывод на данный момент: Вклад Европы имел критическое значение для изменения направления РКБТ.
“Имеются ободряющие признаки того, что некоторые значимые страны – скорее за широкую конвенцию, позволяющую правительствам учитывать свои собственные обстоятельства, чем за обязывающий договор” (Мартин Броугхтон, Ежегодный Доклад)” (Bates no. 760069306).

6. Действия от имени Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации (с 2006 г. по настоящее время).
В 2006 году определились контуры новой инициативы табачной индустрии – сформирована самопровозглашенная  "Рабочая группа по проблемам потребления табачной продукции при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации". Секретарь-организатор группы – сотрудник фирмы `Консультативная группа Дедал`. Сотрудник `Дедала`, к которому я обратился за разъяснениями, сообщил, что рабочая группа организована на круглом столе по проблемам табакокурения, состоявшемся 30 мая 2006, организованном при поддержке и при участии Минздравсоцразвития России с участием представителей Госдумы, Общественной Палаты, медицинских учреждений, производителей табака, средств массовой информации. Он сообщил, что Министерство не финансирует работу группы, и отрицал финансирование со стороны табачной индустрии, однако не уточнил источники финансирования работы группы.
Рабочая группа заявляет, что она действует при Минздравсоцразвития России и планирует представить “Доклад о состоянии потребления табака и его последствиях в Российской Федерации”. В структуре проекта доклада сделан акцент на отказе от курения, предупреждении курения среди молодежи и улучшении “качества” табачной продукции.
Сотрудник `Дедала` сообщил, что группа поддерживает ратификацию РКБТ Россией и будет разрабатывать поправки в законодательство России в отношении табака, и также национальный план по борьбе против табака на период до 2015 г., а также совершенствовать технические регламенты по табачной продукции.
Среди членов рабочей группы – официальные представители табачной индустрии, а также представители сотрудничающих с индустрией организаций.
Данная инициатива табачной индустрии направлена на сохранение за собой лидерства в процессе РКБТ в своих интересах, разработку в России выгодного для себя законодательства и повторяет историю разработки действующего законодательства под диктовку табачной индустрии в 2000-2001 гг.
Легитимность рабочей группы и организуемых ею мероприятий не подтверждена соответствием общепринятых в мире стандартов для такого рода работ, исключающих участие табачной индустрии (политика ВОЗ, Всемирные конгрессы, региональные конференции, публикации и т.п.). Должен быть опубликован документ, устанавливающий полномочия, состав, регламент работы и другие детали деятельности рабочей группы; в настоящее время рабочая группа не имеет основания своей деятельности. Должна быть опубликована информация об источниках финансирования группы и ее деятельности, мероприятий. Работа подобной группы и организуемые ею мероприятия должны быть закрыты для участия представителей табачной индустрии и связанных с индустрией лиц и организаций (каждый участник обязан делать письменное заявление о возможном конфликте интересов в связи со своими отношениями с табачной индустрией).
До решения данных вопросов деятельность рабочей группы нелегитимна, разработанные ею рекомендации не должны рассматриваться органами государственного управления.
  Несмотря на протесты общественных организаций, разработанные ТТК документы были одобрены на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 16 октября 2006 г. под председательством члена Общественной Палаты, Председателя Комиссии ОП по вопросам социального развития, Президента Международной общественной благотворительной организации `Международный женский центр `Будущее женщины` А.В. Очировой и заместителя Министра  – статс-секретаря Минздравсоцразвития России Л.Н. Глебовой. Смысл этих документов, в нашем понимании, заключается в том, что ТТК от имени гражданского общества формируют координационный механизм исполнения РКБТ в России, и входят в его состав вместе со своими союзниками.

7. Использование процесса вступления России в ВТО – подготовка технического регламента по табаку (с 2006 г. по настоящее время).
В отличие от всех вышеперечисленных инициатив, лидером которых был БАТ, доминирующий в ассоциации табачников `Табакпром`, 6-я и 7-я стратегии возглавлены вновь созданным объединением табачников - `Советом по проблемам табачной промышленности`, ведущую роль в котором играет основной конкурент БАТ - Филипп Моррис. Идея табачников заключается в разработке и принятии в качестве Федерального закона Технического регламента. Только после этого должно произойти присоединение России к РКБТ. В этом случае РКБТ в условиях России будет адаптирована к ТР, разработанному табачниками с технических позиций, без должного учета проблем общественного здоровья и положений РКБТ. Исполнение РКБТ в России будет `подстелено` табачниками под написанный ими ТР. Например, минимальный размер предупредительной надписи согласно РКБТ – 30% от общей площади потребительской тары. Проект ТР предлагает всего 10%.
Группа, разрабатывающая ТР, характеризуется присутствием табачников и их союзников. Проект федерального закона N 350316-4 `Специальный технический регламент на табачную продукцию` внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, А.М. Сысоевым, А.Н. Филипповым.

8. Наращивание легального экспорта сигарет и папирос из России (с 2000 г. по настоящее время).
Смысл этой стратегии понятен. По данным В.В. Стефашина (Ассоциация `Табакпром`), физический объем с 2000 по 2006 гг. прогрессивно увеличивался с 0,924 до 12, 406 млрд. шт. (без учета объемов реэкспорта).
За это же время стоимостной объем увеличился с 3,967 до 163,538 млн. долл. США.
Интересно сравнить эти цифры с динамикой сбора акциза (сумма уплаченного акцизного налога, нарастающим итогом), поступившего от произведенной табачной продукции – с 2002 г. по 2006 г. наблюдалось увеличение с 11700 до 33755 млн. руб.
При этом цены на сигареты `отечественного` производства на мелкооптовом рынке г. Москвы сохраняются чрезвычайно низкими, особенно в международном сопоставлении, что обеспечивает высокую их доступность.

9. Внутривидовая `борьба` (с 2006 г. по настоящее время).
К традиционной конкуренции крупнейших ТТК в России между собой, в последнее время добавилось соперничество производителей табачных изделий для курения, с `альтернативщиками`, включая поставщиков кальянного, трубочного и т.п. табаков.
При этом для жевательного  табака `насвай`, сосательного табака `снюс`, нюхательного табака предупреждение о вреде курения для здоровья – рекламный лозунг.
По данным В.В. Стефашина (Ассоциация `Табакпром`), динамика развития рынка потребительских табаков, импортируемых в Российскую Федерацию (кг в год), в 1995-2005 гг. характеризуется ростом `насвая` с 20 000 кг до 241950 кг, `снюса` - с 72 кг в 2000 г. до 22395 кг в 2005 г., нюхательного табака – с 100 кг в 1995 г. до 21280 кг в 2004 г., трубочного – с 4500 до 60133. Необходимо должное государственное регулирование в интересах здоровья населения.

Выводы

1. Потребление табака препятствует социально-экономическому развитию России: это причина кризиса здоровья населения и материальных потерь на уровне личности, общества и государства. Государственная политика в отношении табака не соответствует угрозе для общественного здоровья, которую представляет собой поощрение потребления табака. БАТ и другие ТТК должны понести ответственность за кризис общественного здоровья в стране.
2. ТТК часто называют `глобальным злом`. Они ведут себя в России как в развивающейся стране со слабым законодательством, пластичным правительством и неорганизованным гражданским обществом. Имеются признаки мощного воздействия ТТК на политику правительства, участия в разработке законодательства и процессе РКБТ, избегания ответственности и регулирования, формирования общественного мнения, имитации деятельности гражданского общества и охраны здоровья детей, с привлечением государственных, общественных лидеров, работников здравоохранения, образования, культуры и т.д.
3. За короткое время после распада СССР Россия превратилась в основной оплот ТТК в регионе СНГ, в Европе вместе с Германией, и в мире вместе с США и Японией. Оседлав страну, ТТК используют Россию для `управления` региональной и глобальной политикой в отношении табака.
4. Российское правительство, частный бизнес, ВОЗ и международное противотабачное сообщество не смогли обеспечить адекватную поддержку антитабачных активистов и гражданского общества в России, соответствующую роли нашей страны в глобальной стратегии и деятельности ТТК.
5. Значение проблемы здоровья и табака возрастает в России. Один из признаков – недавнее назначение Т. Махмудова директором по корпоративным отношениям БАТ Россия. Он окончил медико-биологический факультет Российского государственного медицинского университета.

Рекомендации

1. Табачная индустрия в Российской Федерации в ее современном виде представляет угрозу национальным интересам страны и должна быть национализирована, либо преобразована в бесприбыльную, ее деятельность должны стать полностью прозрачной и подлежать мониторингу со стороны государства и общества, контролю в интересах общественного здоровья и национальной экономики.
2. Для повышения жизненного уровня, продолжительности жизни граждан, развития экономики объявить борьбу против табака приоритетом государственной социально-экономической политики под патронажем первых лиц государства.
3. Включить проблему борьбы против табака в связи с ущербом, наносимым личности, обществу и государству проблемами здоровья населения и демографии в ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в приоритетный проект по здравоохранению. Это будет способствовать разработке и исполнению эффективного законодательства и национального плана по борьбе против табака.
4. Предусмотреть подготовку – без участия табачников и их союзников - ежегодного объективного государственного доклада о влиянии потребления табака на здоровье и принимаемых мерах.
5. Проблема борьбы против табачного дыма должна стать проблемой обеспечения социально-экономического развития страны, а также охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения права граждан на чистый воздух. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды должны стать лидерами в мероприятиях по данному направлению.
6. Необходимо создать условия для развития законодательства на уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Определить, что Федеральное законодательство по ограничению курения табака, в связи с социальной значимостью проблемы, устанавливает минимальный уровень и объем требований, который может быть превышен в законотворческой деятельности субъектов Федерации и муниципальных образований.
7. Ускорить ратификацию Российской Федерацией Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака и исполнение максимального уровня мероприятий, предусмотренных РКБТ, включая прекращение всей рекламы и маркетинга табачный изделий, прекращение использования вводящих потребителя в заблуждение и лживых терминов, таких как `мягкие`, `легкие` и `низкие`, ввести крупные графические предупреждения об угрозе потребления табака во всех формах для жизни и здоровья.
8. Запретить табачной индустрии лоббирование или участие в работе (прямое или косвенное через спонсируемые организации или иным образом) в отношении Федеральных, региональных и муниципальных законодательных органов, ответственных за ратификацию РКБТ и/или осуществление положений РКБТ.
9. Запретить табачной индустрии лоббирование или участие в работе (прямое или косвенное через спонсируемые организации или иным образом) в отношении подготовки и осуществления законодательства, требующего создания мест, полностью свободных от курения.
10. Исключить табачные изделия из двусторонних и многосторонних торговых и инвестиционных соглашений, так чтобы табачная индустрия не могла использовать положения этих соглашений для подрыва законодательства по борьбе против табака.
11. Принять всеобъемлющие меры по борьбе с контрабандой табачных изделий. Подобные меры содержатся в соглашении Евросоюза с Филипп Моррис, посредством которого урегулирован судебный иск ЕС против этой компании.
12. Потребовать от табачной индустрии полностью раскрыть обществу все свои взносы в пользу общественных организаций, политических партий, политиков, общественных деятелей, деятелей культуры и т.п., а также свои расходы на лоббирование и благотворительные/образовательные пожертвования.
13. Потребовать от табачной индустрии полностью раскрыть обществу все свои расходы на рекламу и маркетинг, как это уже требуется делать в США.
14. Запретить участие органов государственного управления, государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п. в мероприятиях, проводимых и/или финансируемых табачной индустрией.
15. Запретить табачной индустрии спонсировать `программы предупреждения курения среди молодежи`. Освободить детей в школах от `просветительных` программ, находящихся на содержании табачной индустрии.
16. Запретить табачной индустрии осуществлять прямой или косвенный плейсмент табачной продукции или продвижение показа курения в кино и других СМИ.
17. Имеется необходимость разоблачения стратегий и деятельности табачной индустрии, направленных на подрыв национальной политики в области борьбы против табака и процесса РКБТ в России. Все документы табачной индустрии, имеющие отношение к России, должны быть открыты для общества на основе судебных решений, и подвергнуты дальнейшему исследованию.
18. Необходимо внести в законодательство и рекомендовать для включения в профессиональные этические кодексы, запрет для работников здравоохранения, образования, культуры, спорта, государственных служащих выступать в СМИ с заявлениями о пользе табака или отсутствии вреда от потребления табака, а также участвовать в мероприятиях, организуемых и/или финансируемых табачной индустрией.
19. Часть акцизного налога на табачные изделия должна быть направлена, с помощью специального закона, согласно имеющемуся международному опыту, в целевой Фонд по борьбе против табака.
20. Государство должно создать мотивацию для участия в работе по борьбе против табака частного бизнеса и гражданского общества.
21. Опыт процесса РКБТ в России и других пост-советских странах следует использовать при разработке национальной, региональной и глобальной политики и управления в сфере охраны здоровья.





Источник: Андрей Демин - "Основные стратегии и деятельность транснациональных табачных компаний и их союзников в России"

www.ataca.ru

 

 

 



Док. 561248
Перв. публик.: 07.11.08
Последн. ред.: 18.05.09
Число обращений: 0

  • Демин Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``