В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Бажанов: `Главное в `Инновации` - не премия, а сам конкурс` Назад
Леонид Бажанов: `Главное в `Инновации` - не премия, а сам конкурс`
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Беседу вела Елена ТИТАРЕНКО

Л.Бажанов
Больше года мы гадали, кто же победит на первом Всероссийском конкурсе на присуждение премии в области современного искусства "Инновация". О ее учреждении Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Государственный центр современного искусства объявили под занавес Московской биеннале. Цель конкурса "Инновация", по замыслу инициаторов, - "поддерживать основные тенденции, стратегии и направления актуального искусства, а также привлекать внимание широкой общественности к процессам и достижениям в этой области отечественной культуры". Словом, недавний enfant terrible решительно превратился в любимое дитя, его холят и лелеют. Ответственность возложена на ГЦСИ - он и провел конкурс, и устроил выставку соискателей. Прокомментировать итоги мы попросили художественного руководителя ГЦСИ, члена жюри конкурса "Инновация" Леонида БАЖАНОВА. Отметим, он был самокритичен: премия вручена впервые, выбор лауреатов неоднозначен, много оргвопросов еще предстоит решить. Но главное, конкурс состоялся - его значение в нашей ситуации вряд ли кто-то может оспорить.

- Это очень важное событие: у нас много премий в области кинематографа, театра и т.д., а серьезных специальных премий в области визуального искусства почти нет. "Черный квадрат" и "Мастер" - премии частные, нестабильные, а наша учреждена государственными институциями - Роскультурой и ГЦСИ, она будет существовать стабильно, имеет всероссийский статус. Серьезность надо будет оценивать по работе экспертного совета и жюри, но уже на старте ясно - премия жизнеспособна, будут только совершенствоваться формы работы. У премии есть свои функции, своя специфика и политика существования, различные коннотации с общественным мнением, причем не только исходящим от сообщества местного, московского, но и с международным. Много сложностей у экспертного совета - например, пропорции: премия всероссийская, и в его состав хотелось включить не только москвичей и петербуржцев, но и представителей регионов. Оказалось, ситуация в регионах такова, что обеспечить их полноценное участие в оценке результатов конкурса крайне трудно. Да и то, что вызывает радость в Питере, может возмутить москвичей, и наоборот.

Главное - даже не премия, а сам конкурс. Причем конкурс - это не научно-исследовательская работа и в то же время не спортивные соревнования.

- Будет ли он способствовать консолидации художественного сообщества в России?

- Надеюсь, да. И поможет избежать перекосов, обычно связанных с Госпремией. Но и здесь сказалась бесконечная русская партийность - разные люди старались лоббировать какого-то одного лидера. На мой взгляд, это глупость и выходы за пределы собственно культуры. Скажем, противопоставлять Оскара Рабина Андрею Монастырскому (они попали в одну номинацию) нелепо: тот и другой заслужили лавров. Но просто все так изголодались, что хотят войти сразу в одну дверь. Многим Рабин представляется чем-то из прошлого века - он в самом деле из прошлого, но его вклад в искусство бесспорен, и давно следовало воздать ему должное.

- Ослабит ли премия бытующий в обществе негативизм в отношении contemporary art (СА)? Будем точны в дефинициях - речь идет об актуальном...

- Говоря о современном искусстве, мы имеем в виду contemporary art - не просто искусство, творимое живущими ныне людьми, а нечто вполне определенное. Мы работаем в этом пространстве, и я надеюсь, что это будет иметь резонанс у публики, привлечет и внимание власть имущих, и деньги. Уже резонанс есть, хотя вручение было гламурно-претенциозное. Но свое влияние эта процедура возымела.

- Не боитесь ли вы после церемонии награждения упреков в гламурности, которых сейчас вообще много в адрес нашего СА?

- Конечно, меня самого гламур раздражает, но церемония вручения премии так была обставлена совершенно сознательно. Все конкурсы работают, к сожалению, не на культивацию художественного сознания, а на имидж, общественный резонанс. А его, конечно, стимулируют стратегии и приемы шоу-бизнеса, СМИ, паблисити. Это неизбежно, но все равно даст дополнительные возможности возникновения собственной, имманентной структуры СА.

- Так можно все-таки ожидать, что премия "Инновация" повернет общество к более активному приятию СА?

- Нельзя рассчитывать на какой-то отдельный проект. Одна стратегия вряд ли сможет что-то всерьез изменить, инициировать некую эволюцию общественного восприятия, решить все проблемы. Одна премия ничего изменить не в силах, но мы стараемся предпринимать шаги в самых разных направлениях: выставочные, публичные проекты, исследовательские усилия и информационные, собирательская деятельность. Нужно и восстановить историческую справедливость в отношении целого ряда художников, и вписаться в международный контекст. Только совокупность разных форм работы может ощутимо повлиять на развитие нашего арт-процесса, а не что-то одно, скажем, создание музея современного искусства или конкурс. Конечно, мы - Россия в целом - потеряли столько времени, наверстать упущенное практически невозможно. Тем не менее мы, со своей стороны, в ГЦСИ делаем для этого все возможное, и не только мы: и Третьяковка расширяет поле своих стратегий, и Эрмитаж, и частные музеи скоро откроются. Однако этого мало для создания нормальной ситуации, для вхождения на равных в мировое арт-сообщество. Необходима помощь СМИ, институт критики должен наконец встать на ноги в России, но в первую очередь нужны образовательные программы, которые у нас просто отсутствуют. Мы гордимся своим художественным образованием, но на самом деле у нас оно в катастрофическом положении. В сфере СА, по-моему, речь только на уровне восклицаний, стенаний, а настоящего образования попросту нет - ни в университетах, ни в академиях, и это большая проблема. Конкурс или биеннале не могут заменить академического образования, как музей не заменит информационной деятельности, - оно должно существовать помимо художественной практики. Точно так же отдельные суетливые попытки не помогут нам интегрироваться в мировой художественный процесс - это само собой не происходит. Это может быть только следствием целенаправленной политики.

12.04.2006
www.kultura-portal.ru

Док. 561936
Перв. публик.: 12.04.06
Последн. ред.: 19.05.09
Число обращений: 0

  • Бажанов Леонид Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``