Во вторник в Центральном доме художника открылась 6-я международная ярмарка "Арт Москва" - крупнейшее событие в отечественном актуальном искусстве. Накануне ее открытия с художественным руководителем Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонидом БАЖАНОВЫМ встретилась обозреватель "Известий" Ольга КАБАНОВА.
- Вверенный вам ГЦСИ принимает участие в ярмарке?
- Конечно, небольшими некоммерческими проектами. "Арт Москва" изначально была коммерческой выставкой, но сейчас переросла эти рамки. Наш нижегородский филиал участвует в самой выставке, а московское отделение представляет на "Мастерской "Арт Москвы" политический проект Дубосарского и Виноградова.
- А вам не кажется, что главное событие в жизни отечественного современного искусства должно быть инициировано ГЦСИ, а не негосударственным "Экспо-Парком"?
- Вот уже десять лет мы пытаемся организовать биеннале или триеннале современного искусства, но каждый раз это откладывается - у Министерства культуры все время не хватает на это средств. "Арт Москва" делается за счет участников, мы же не только не можем брать с художников и галерей денег, но должны еще и субсидировать их. Правда, надеюсь, что в будущем году мы все же устроим биеннале или триеннале и откроем свой зал.
- Значит, проблема только финансовая, не творческая. Но в Москве уже есть две крупные ярмарки современного искусства - "Арт-Манеж" и "Арт Москва".
- Это как раз два больших зала, которые сдают свои выставочные площади. У нас площадей нет, да мы и не можем их сдавать. Нам остается или получить деньги от спонсора - что трудно, или доставать их из бюджета, что тоже очень трудно.
- Но кого вы будете показывать? Хватит ли на всех художников?
- Конечно, мы рассчитываем на круг художников "Арт Москвы", но это еще не все. Я знаю, что в России гораздо больше чем 50 хороших художников. И многие просто не могут себе позволить участвовать в коммерческих выставках, не у всех есть возможность найти галерею, которая их будет выставлять и финансировать их проекты. Состоятельных художников не так много, и не много - пять-десять - галерей, которые работают с актуальным искусством. Но мы еще собираемся приглашать зарубежных участников.
- А наше участие в зарубежных международных выставках?
- Каждый год проходит порядка пяти биеннале, триеннале, квадриеннале современного искусства, в которых стоит участвовать: Венеция, Стамбул, Сан-Паулу, "Манифеста", кассельская "Документа", Барселона, Сидней, Кванджу. Было бы хорошо приезжать хотя бы на половину из них. Пока мы стабильно, вот уже 10 лет, и адекватно участвуем только в Венецианской биеннале. В этом году наш бюджет на архитектурной Венецианской биеннале увеличился до 2,4 миллиона рублей - это очень много по сравнению с прошлыми годами.
- Александр Бродский, участвовавший в этом году в Сан-Паулу, распространил письмо, где обвиняет ГЦСИ в плохой организации поездки, - вы берете ответственность за это?
- Там случилась одна серьезная вещь - работа Бродского не попала в каталог. Но никаких финансовых обязательств мы на себя не брали, а морально да, мы несем ответственность. Кстати, работа Бродского была в Сан-Паулу одной из лучших. А в прошлом году в Милане он получил премию. Тогда была счастливая история, а сейчас - нет.
- В прошлом вы сетовали, что Минкульт поздно давал вам полномочия для организации наших экспозиций на Венецианской биеннале. Что будет этой осенью на архитектурной биеннале?
- На этот раз все сделано вовремя. Я назначен комиссаром, приглашен куратор - Давид Саркисян, директор Музея архитектуры. Материалы для каталога уже отправлены. Проект, на мой взгляд, соответствует теме биеннале. Мы представим крупные культурные проекты - реконструкции Большого и Мариинки. Плюс работы архитекторов - авторов этих реконструкций. Большой реконструируется по проекту Михаила Хазанова и Михаила Белова. От Питера будет Эрик Мосс.
- Но проект американца Мосса не был принят и вызвал скандал. Вы занимаетесь продвижением этого проекта?
- У Мосса - интересный проект, но речь не идет о его продвижении. Я говорю абсолютно честно. Если к осени появятся еще проекты реконструкции Мариинки - там ведь объявлен международный конкурс, - то мы покажем и их. Речь идет о крупной градостроительной и культурной инициативе Петербурга, России. Не думаю, что у нас есть что-либо более культурно значимое, чем реконструкция этих двух театров. Вообще, мы оказались в сложной ситуации, куратор поставил задачу показать большой культурно значимый проект - и что нам показывать? Третье кольцо, Сити?
- Манежную площадь. Может быть, лучше показать то, что имеем...
- Я думал об этом много раз. Мы когда-то даже хотели выставлять на Венецианской биеннале Глазунова. Но ведь не я делаю проект, я выбираю из предложений действующих кураторов. Если бы нам предложили Манеж, то мы бы и это предложение рассматривали. Правда, я был бы против. Все-таки пафос Венецианской биеннале в представлении позитивных движений, а Манеж - это объект для остроумного критического анализа.
- Были какие-то еще предложения, кроме принятого?
- Практически нет. Были какие-то беседы, но все оказались в растерянности и могли только констатировать кризисную ситуацию в нашей архитектуре. Предложение Саркисяна как-то всех примирило. Но повторяю: у нас нет заинтересованности в проекте Мосса - есть желание заинтересовать международное сообщество нашей архитектурной жизнью. Ведь уже Лужков объявляет международный конкурс для строительства зданий в Сити. Как это будет развиваться, трудно сказать, но время ложного патриотизма закончилось.
А что вы думаете об этом?