В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юбилейная выставка Таира Салахова предлагает посмотреть на титулованного советского художника как на живописца, служащего исключительно искусству Назад
Юбилейная выставка Таира Салахова предлагает посмотреть на титулованного советского художника как на живописца, служащего исключительно искусству
Таир Салахов в советские времена имел все почетные художнические звания, награды и должности. Салахов, наверное, единственный функционер от искусства, о котором говорят много хорошего. Но на персональную выставку должности, награды и человеческие качества не выставишь - только живопись, которую зритель будет ценить уже без скидок на времена и обстоятельства.

В фонде "Екатерина" выставлена сотня произведений художника - числящиеся советской классикой большие картины о нефтяниках и эпические портреты творческой интеллигенции, женские портреты, яркие натюрморты и городские пейзажи, написанные в разных странах мира во время многочисленных путешествий. И видно, что с годами Салахов писал все свободнее, что хочется и как пожелает.

Сложнее всего сейчас вне контекста воспринимать советскую классику, хрестоматийные образцы "сурового стиля" шестидесятников. Нефтяники и их жены и матери написаны Салаховым, конечно, мощно, словно на фреску, но мрачно - грубые мужчины, изможденные женщины. В зале, где собраны ранние работы, только нежнейший портрет дочери Айдан - ангельское дитя в белом на белой деревянной лошадке - легко пережил свое время, как вечное художническое упражнение "белое на белом".

Сегодня кажется, что цветовая суровость - только дань тогдашней интеллигентской конъюнктуре. Серое человеку, выросшему в солнечных широтах, чуждо, и Салахов контрабандой вводит в свои картины красные линии и пятнышки - уздечку в "Айдан", платье девочки в "Женщинах Апшерона", книжный корешок на рояле в "Портрете Кара Караева", красный мундштук во рту серо-бурого рабочего. Выплеск угнетенного красного - "Коррида", написанная в конце шестидесятых, - скручивающийся воронкой цветовой вихрь.

Личный, а не поколенческий стиль Таира Салахова - это жесткая, устойчивая композиция, реализм с прививкой европейского модернизма, принесение деталей в жертву целостности общего, густые цвета и те же внедрения красного, только уже в других сюжетах, идеологически нейтральных: в многочисленных портретах, среди которых безмятежные женские банальнее драматичных мужских, в видах Парижа с красной доминантой Эйфелевой башни и городов Италии с красными пятнышками кардинальских одежд.

Таир Салахов - безусловно хороший художник. Он мастер, отлично владеющий профессией и не ставящий перед собой задач, которые не способен решить. На выставке нет слабых работ, возможно, за исключением некоторых женских портретов. Есть действительно замечательные картины, та же "Айдан", пейзаж Ассизи, волшебный "Вид из окна", где много воздуха и глубины, которых иногда не хватает в очень декоративных и эффектных композициях.

Если бы выставка к 80-летию Таира Салахова открылась в Третьяковской галерее, где его ранние работы находятся в постоянной экспозиции, то она была бы идеально вписана в контекст советского искусства, в определенное время и традицию и не нуждалась бы в оценке. Но художник решил показать себя в новом пространстве, словно предлагая посмотреть на него как на живописца на все времена. И тут есть, конечно, проблема. Ведь, как заметил искусствовед Леонид Бажанов, "живопись сейчас судить трудно, лучшая уже давно написана".


20.01.2009

www.vedomosti.ru

Ольга Кабанова

Док. 562061
Перв. публик.: 20.01.09
Последн. ред.: 19.05.09
Число обращений: 0

  • Бажанов Леонид Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``