В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Клоунада Карцева Назад
Клоунада Карцева
Подтягиваю сына до своей фамилии

- Роман Андреевич, на днях в ГЦКЗ "Россия" прошел ваш бенефис, творческий отчет, как говорили раньше. А кто идет вам на смену, разглядеть можете?

- Болезненная тема. Смешно сказать, но я практически не знаю нового поколения, работающего в моем жанре.

- Неужели ни одного имени не вспомните?

- Нет, ну почему, могу. Есть в общем-то удачные ребята. Скажем, Песков. В рамках своего жанра он работает очень неплохо. Пластика, мимика - все на высоком актерском уровне. Потом... Ну, кого еще можно назвать, даже не знаю. Юмор на телевидении - это конечно же "Городок"... Но личностей явно стало меньше. Юмор остался, а сатира исчезла. И драматизм исчез. От этого стало как-то скучно. Эстрада сейчас только развлекает, не цепляет. И все вокруг, естественно, измельчало.

Последние 20-30 лет лучшими в нашем жанре были, пожалуй, Хазанов и Полунин. Но Полунин теперь все больше за границей, а Хазанов увлекся театром.

- Геннадий Викторович объясняет это тем, что в провинции он сейчас никому не нужен, а для концертов в Москве нужна дорогая реклама...

- Не надо. Я очень люблю провинцию. Уже 42 года гастролирую и могу вам сказать, что очень часто московский зал бывает куда тяжелее омского, красноярского или краснодарского. А вообще тут все зависит от актера и от пишущего для него автора. У Хазанова последнее время были проблемы с хорошими авторами. Потому и вещи получались довольно слабыми. Он начал делать спектакли. Что я могу о них сказать? Это смотрится достойно, но переворота в театре он не сделал и, наверно, уже не сделает.

- А театр, по-вашему, тоже измельчал?

- Опять болезненная тема! Раньше в стране всегда было десять-двадцать гениальных актеров и около сотни оч-ч-чень талантливых. Когда я приехал в Ленинград, там были Копелян, Басилашвили, Стржельчик, Юрский, Лебедев... А сейчас в театре и кино талантливых людей можно пересчитать по пальцам. Давайте посмотрим, кто подрос? Ну Евгений Миронов. Замечательный актер, достойный всех тех имен, что я назвал. Ну Суханов, ну Лазарев, ну Машков, ну Безруков. Можно еще кого-то назвать, но этого очень мало!

- Вам самому не хочется поработать в настоящем большом спектакле с другими актерами?

- Уже пробовал, и как-то не идет. Отвык от коллектива. Я очень долго работал с Витькой (Виктор Ильченко - многолетний партнер Карцева по сцене. - Прим. авт.), и мне теперь трудно работать с другими. Потом, зачем обязательно делать большой спектакль со множеством актеров? Вот я уже третий год играю "Зал ожидания" по Семену Альтову. Это настоящий спектакль, в нем 5-10 характеров. Здесь и комедия, и трагедия. Настоящий юмор вообще всегда немного грустный. А сейчас с сыном Павлом репетируем спектакль по Хармсу.

- Не слишком рискованно для нашего зрителя?

- Хочется верить, что нет. Хотя на самом деле конечно же это риск, но мне нравится хармсовский юмор. Мне почему-то кажется, что на Хармса пойдут. Не только взрослые, но и дети. Они вообще лучше понимают абсурдный юмор.

Спектакль получается сложный, а у моего Паши нет театрального образования. Хармс - это же как Жванецкий. Нет, даже сложнее. Без реприз, без хохм, а смешно. Паша, правда, работал в сериалах, вот на РЕН-ТВ сейчас идут "Солдаты", он там играет сержанта, старика...

- "Деда".

- Ну да, "деда".

- Неплохой сериал. И сын ваш выглядит достойно.

- Правда? (При этих словах Роман Андреевич просиял.) Наш спектакль будет подаваться так: "Роман Карцев и сын. Школа клоунов". Мы там работаем в непосредственном контакте со зрителем.

- Тогда спрошу: как вы относитесь к спектаклям Гришковца? Он сейчас безусловный чемпион нашего театра по контакту со зрителем.

- Я был на его спектакле "Как я съел собаку". Это хорошо, душевно, непошло. Одним словом, Гришковец - молодец. Что самое ценное - у него есть своя, сразу узнаваемая интонация.
Ильченко скорее всего сейчас был бы режиссером

- Вы недавно написали книгу о себе, Ильченко и Жванецком - "Малой, Сухой и Писатель". Стоит ли нам ждать чего-то новенького?

- Нет. Все, что было, выплеснул в той книге.

- А что вы можете сказать о Сухом и Писателе?

- Вити мне очень не хватает. Я уже 12 лет без него. А до этого 30 лет - с ним. Он был не просто партнером, а настоящим другом! Гастроли, репетиции, гостиницы - всегда вместе. Мы с ним были совсем разными. Я - вспыльчивый, сумасшедший. А он - спокойный, рассудительный, всегда сначала думает, потом делает. Он вообще был очень умный. Везде, где учился, красные дипломы получал. В 25 лет - уже начальник отдела испытания новой техники при пароходстве. А тексты как запоминал! Только глянет на листик - и уже все помнит.

- А вы?

- Я тексты тяжело учу. А Вите с такой памятью легко было. А как он Москву знал! Лучше любого таксиста. И Одессу знал лучше меня, хотя не коренной одессит - родом из Воронежской области.

- Как бы сложилась ваша судьба, если б он сейчас был жив?

- Не думаю, что мы были бы вместе. Витю всегда тянуло в режиссуру. Он в актеры идти не хотел, это я его уговорил. Хотя, может, мы объединились бы на сцене для какого-нибудь большого проекта. Если б, конечно, нашли достойный материал. Потому что с авторами у нас всегда беда была.

- А как же Жванецкий?

- Миша - замечательный драматург, философ. У него потрясающее чувство ритма, но нельзя же всю жизнь работать с одним автором. И Витя, кстати, это первый почувствовал. Он говорил мне: "Рома, нам нужно искать авторов!" Но ничего не получалось. Мы давали Жванецкому отдохнуть, а потом опять возвращались к нему. Но сейчас сам Жванецкий от меня устал, и я работаю с Альтовым. Тоже хороший автор. Правда, Миша недавно как-то сказал мне: "Слушай, Рома! Я тебе миниатюру написал..." А потом сам себя остановил: "...Хотя зачем тебе миниатюра?Тебе же теперь спектакли подавай".

- Скажу честно, с нетерпением жду "Мастера и Маргариту" в постановке Бортко. Вы сразу согласились на роль киевского дяди Берлиоза?

- Конечно. Это же Бортко! Я с ним уже работал. Но я в кино особенно не рвусь. Кино - это, знаете ли... такое... такая мука и... удовольствие!
Путин должен знать нас по Питеру

- А вот, скажем, выступления перед очень большими людьми... Чего в этом больше - муки или удовольствия?

- (Улыбаясь.) Это тоже болезненная тема. В отношениях с властями всегда было и то, и другое. Сейчас, что хорошо, можно самому решать: иметь эти самые отношения или не иметь. А раньше выбирать было трудновато. Это была мука.

- А в чем же заключалось удовольствие?

- А удовольствие в том, как с этих концертов слинять! И мы с Витькой были большими мастерами этого дела. Сейчас все намного проще. Даже если позвонит президент, скажет: "Слышь, Рома, тут у нас нужно. В общем, это... приди, пожалуйста, выступи..." - я еще сильно подумаю, идти мне или нет. Если это, скажем, мероприятие за столами или в бане, то точно не пойду, кто бы ни приглашал. Хоть президент, а если нормально, на сцене, то...

- Пойдете?

- Ну, почему сразу "пойдете"? Я же сказал: буду думать.

- Вы так достоверно изобразили, как к вам обращается президент: "Слышь, Рома..." - вы что, знакомы с Путиным?

- Да нет, лично вроде бы не общались. Хотя, я думаю, он нас по Питеру должен знать. Там как-то больше запоминаешь людей, чем в Москве...

- А теперь самая больная наша тема. Сейчас, после августовских терактов и трагедии в Беслане, Россия все больше становится похожа на один большой Израиль...

- О чем вы говорите? Боюсь, России и маленьким Израилем не стать! Потому что там все живут единым духом. А у нас такое было только во время войны с фашистами. А Моссад? Все знают, что это одна из сильнейших спецслужб в мире. У них среди террористов множество своих людей, осведомителей. Поэтому наиболее крупные теракты удается предотвратить. Кто-то, кажется Путин, недавно сказал, что нам нужно учиться у Израиля, как бороться с терроризмом. Самый простой пример. Как была оцеплена школа в Беслане?! Да никак! Рядом с местом трагедии ходили родственники, журналисты. Да в Израиле это место мгновенно было бы окольцовано и никого, кроме спецслужб, и близко не подпустили. А тут - столько жертв. Больно. С другой стороны, я все понимаю: Россия - огромная страна. Ею трудно руководить, ее трудно сдержать, трудно охранять. А главное - во всех своих ошибках Россия снова и снова наступает на одни и те же грабли. Они уже стерлись, эти грабли, а она на них все наступает. Три кита, на которых стоит страна: вранье снизу доверху, пьянство и воровство.

Как там у нас в "Зале ожидания" было: "Нефть продаем, газ продаем..." Как же там? Тьфу ты, недавно ж играл! Вот у Витьки память была замечательная - только глянет на лист и сразу все помнит. Ну, в общем, как-то так: "Что имеем - не храним, потерявши - и хрен с ним!" И всегда так было. Такое впечатление, что только беда может сплотить нашу страну. И то ненадолго. Вот после Беслана пошумели, помитинговали. И что изменилось? Ничего. И что с чеченцами делать? Они ведь не все бандиты. У меня приятель-чеченец - потрясающий врач. А некоторые кричат: всех высылать! Страна обязана пресечь этот фашизм!
О всеобщем настроении сужу по людям в метро

- А вы обратили внимание, что у нас в последнее время появился, точнее, вернулся старый источник всех бед - США? Опять стало модным не любить Америку.

- У меня отношение к ней с детства было другим. Помню, как после войны в Одессу "с дружественным визитом" пришел американский корабль. А мы тогда жили возле порта. Я гонял в футбол с пацанами. И какой-то американский моряк угостил нас плиткой шоколада. Я до сих пор помню и моряка, и вкус того шоколада. С тех пор никакие карикатуры на Трумэна и следующих президентов на меня уже не действовали. Особенно после того, как сам побывал в Америке. У меня есть глаза - я все вижу. Вижу, что это страна, в которой заботятся о людях: о стариках, о больных, о бедных. И взяток не требуют, как у нас. У нас столько лет воспитывали патриотизм, да ничего не вышло. А у них один человек может подойти к другому и совершенно серьезно спросить: "Джон, почему ты так плохо делаешь свою работу?" У нас в лучшем случае ответят: "Да пошел ты!" - они же совершенно серьезно обсуждают, что могут сделать на благо общества. Это и есть гражданское общество. Это и есть патриотизм - и не словесный, а по делу! У нас же по-прежнему многие зомбированы на ненависть к Америке. Почему? Наверно, потому, что они богаче и успешней... Хотя сегодня и по всей земле так: кажется, что мир идет к своей гибели. Накоплено столько оружия, просто страшно. И не столько за себя, сколько за детей, за внуков. Я опять мысленно вернусь в Москву. О всеобщем настроении сужу по людям в метро...

- Вы ездите в метро? У вас что, нет машины?

- Есть, конечно. Но кому нужна эта машина с этими пробками! Так вот, люди в метро в основном хмурые, озабоченные. Не слышно смеха, не слышно шуток, не видно живой реакции. Может, этим настроением и объясняется то, что эти озабоченные люди приходят домой, включают телевизор с плохими программами и ржут до неприличия над какой-то ерундой.

- Ну, если не нравится то, что происходит в мире, и не совсем нравится то, что в стране, то, наверно, нужно искать счастья в семейной жизни?

- Наверно. Мне тут грех жаловаться. Я ни от кого не завишу. У меня замечательная семья. Дочка, сын. О сыне (он младший) я уже говорил. Дочь Лена подарила мне двух внуков. Старшая, Ника, в 6-й класс пошла, умненькая такая - весной от экзаменов освободили. А младший, Ленчик, здоровый такой парнишка. Думаю, спортсменом будет... Летом по традиции ездил с женой, дочкой и внуками к морю...

- В Одессу?

- Ну почему если к морю, так обязательно в Одессу? Это, конечно, святое, но в отпуск мы больше любим круиз вокруг Европы: Греция, Италия, Франция, Испания, Англия... Очень хорошо. Одно обидно - раньше в круиз ходили на своих судах, Черноморского пароходства, а теперь больно смотреть: стоит в Одессе такой огромный шикарный морвокзал - и вокруг ни одного своего судна. Все разворовали, распродали, разрезали. Да-а... А круиз неплохой получился. Правда, я на экскурсии и не ходил почти. Насмотрелся всего этого уже. Получалось так: все мои разойдутся, а я сижу на судне, Хармса зубрю. Или пойду бродить по палубам, найду какого-нибудь морячка, сяду с ним в шахматы играть - вот оно, счастье.

- Ну вот, слава Богу, к концу разговора нащупали здоровую тему.

- Ага, сейчас! Во второй половине круиза по вентиляции какой-то вирус передался. Чихали, кашляли страшно, все им переболели! В общем, и тут болезненная тема...
7 любопытных фактов из жизни актера

1. Свое происхождение Роман Андреевич описывает так: "Моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из настоящей "молдаванской" семьи - родился на Молдаванке. А мама - из интеллигентной семьи: мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела".

2. В юности Рома, вслед за отцом, баловался футболом, но потом решил сосредоточиться на карьере болельщика. Любимые команды - "Черноморец" (Одесса), "Динамо" (Киев). В России ни к одному из клубов так и не пристрастился, поэтому болеет просто за хороший футбол (с чем порой бывают проблемы). Любимый современный футболист - Андрей Шевченко.

3. В семье Ромы Каца все говорили на идише, а он понимал лишь отдельные слова. Когда нужно было сказать что-то секретное, родители тут же переходили на этот язык. Незадолго до смерти Ильченко актерский дуэт репетировал целый спектакль на идише. И русский Ильченко (изучавший немецкий язык) оказался в идише куда более продвинутым, чем Карцев.

4. В Московское училище циркового и эстрадного искусства Роман Кац поступил с шестой попытки (его сокурсником, кстати, был Евгений Петросян). Но когда вдруг оказалось, что два человека лишние, абитуриент с яркой фамилией Кац стал первым кандидатом на отчисление.

5. В театре у Карцева вкусы сугубо классические. Предпочитает большие, хорошо известные театры, а маленькие, камерные, не любит. Тяга к классике у него с детства, когда он с друзьями лазил в Оперный театр через окошко в женском туалете.

6. Артист Карцев тщательно следит за своей физической формой. Играет в теннис, плавает. В игре - азартен. А в бассейне, наоборот: "Плыву себе спокойно, плыву - тексты повторяю..."

7. По гастрономической части Карцев совсем прост: котлеты, пюре, огурчик. Уважает также рекламируемую Жванецким "картошечку с селедочкой". Из изысков - яичница, жаренная на сале.


24.09.2006

www.peoples.ru

Олег Кудрин

Док. 562913
Перв. публик.: 24.09.06
Последн. ред.: 21.05.09
Число обращений: 0

  • Карцев Роман (Кац Роман Аншелевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``