Валерий ПОЛЯНСКИЙ: `У меня такой рекламы никогда не было`Назад
Валерий ПОЛЯНСКИЙ: `У меня такой рекламы никогда не было`
С 20 по 27 сентября Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского проведет цикл из пяти концертов, на которых будут исполнены основные крупные сочинения Рахманинова, в том числе 3 его одноактные оперы. Накануне массированного удара под названием "Рахманинов. Коллекция шедевров" с Валерием ПОЛЯНСКИМ встретилась обозреватель "Известий" Екатерина БИРЮКОВА.
- Вы любите жанр концертного исполнения опер. Он вам кажется настолько успешным?
- В Нью-Йорке даже существует специальный театр, где дают только оперы в концертном исполнении. У нас в капелле - неофициально, конечно, - что-то подобное тоже сложилось. Конечно, для певца здесь больше ответственности, чем в театре. Ведь в театре помимо него работают декорации, костюмы, свет. А здесь он один. Только своим голосом должен создать образ. Но в то же время нас уже ничто не отвлекает от музыки. Публика воспринимает этот жанр с большим удовольствием.
- Важную роль в вашей карьере всегда играла советская музыка ХХ века. В скором будущем в честь 70-летия Евтушенко вы будете исполнять два важных сочинения Шостаковича, написанных на его тексты: "Бабий Яр" и "Казнь Степана Разина". Изменилось ли, на ваш взгляд, восприятие этой музыки?
- В то время, когда эта музыка была написана, в ней привлекала тема - запретная. А сегодня вся наша жизнь настолько осложнена, что и музыка эта воспринимается гораздо острее. Я некоторые сочинения - например, Восьмую симфонию Шнитке - даже стараюсь меньше дирижировать. Потому что колоссальная эмоциональная нагрузка. После этого ходишь сам не свой.
- А пять концертов Рахманинова подряд - не тяжело для слушателя?
- Вы знаете, я вообще всего Рахманинова хотел сыграть. Но это укладывается в 13 концертов, что слишком непривычно и громоздко для Москвы.
- Вы часто исполняете Рахманинова на Западе. А как западные исполнители его играют, слышали?
- Конечно, но лучше не слушать.
- А что обычно исполняют?
- Симфонии, хоровые сочинения, "Всенощную".
- Даже "Всенощную" поют?
- А как же. Я ведь как в свое время "Всенощную" записал? Пришел по-наглому к замминистра культуры Иванову - знал, что он верующий человек. И сказал, что стыдно: поляки, чехи, англичане, немцы, американцы поют русскую музыку, а мы - нет. Это еще до Горбачева было. Сказал, что хочу записать "Всенощную". Он взял телефон и позвонил в "Мелодию".
- Это была первая запись?
- Нет. Первую в свое время сделал Свешников. Она элитным тиражом были издана и выдавалась только специалистам. В открытой продаже ее не было.
- А вы сами "Всенощную" и "Литургию" Рахманинова считаете концертными или церковными сочинениями?
- Совсем недавно я сам для себя ответил на этот вопрос. Мы пели "Всенощную" в Саарбрюкене. И нас попросили наутро исполнить что-нибудь на открытии православного прихода. Я думал, что фрагмент какой-нибудь споем. Но выяснилось, что нужна целая архиерейская служба. Приехал представитель церкви, мы сели вечером, прошлись по всей партитуре. И утром отслужили литургию. Ощущения - совсем другие, чем на концерте. Хотя суть рахманиновской музыки от этого не меняется. Когда в концертном зале исполняют "Литургию" и там поют "Господи, помилуй", то слушатели все равно молятся.
- Все проекты, о которых мы говорили, вы делаете с недавно созданной "Дирекцией концертных программ" Минкультуры России. А что же филармония?
- Отношения с филармонией у нас были длительные и сложные. В последние годы она уже становилась для нас тормозом. Никакой рекламы нет. Все время проволочки. Рахманиновский фестиваль не хотят - говорят, что слишком дорого, что не продадутся билеты. А с "Дирекцией концертных программ" все оказалось возможно.
- В чем принципиальная разница в ваших отношениях с этими двумя организациями?
- С филармонией так было: я им даю абонемент, они вешают один плакат и меня спрашивают - будет зал или нет. А сейчас отношение совершенно другое: я даю абонемент, а они прилагают все усилия, чтобы была публика. У меня, например, такой рекламы, как сейчас, никогда не было. Раньше часто звонили знакомые, спрашивали, когда будет концерт. Я им отвечал, что уже был вчера. А сейчас звонят и спрашивают: где достать билет.