В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ничто нельзя принимать серьезно. Даже жизнь` Назад
`Ничто нельзя принимать серьезно. Даже жизнь`
ЭТИ СЛОВА ПРОИЗНЕС ГЕОРГИЙ ВИЦИН НЕЗАДОЛГО ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ

Этот материал готовился при жизни Георгия Вицина. Мы были уверены, что артист поправится, надеялись преподнести ему этой публикацией приятный сюрприз. Ведь как часто мы запоздало спохватываемся: вот, мол, жил среди нас выдающийся актер (писатель, ученый, инженер, просто хороший человек), а мы не успели сказать ему добрых слов при жизни. К сожалению, так получилось и в этот раз. Простите, Георгий Михайлович.

Последние лет пять Вицин фактически исчез из поля зрения. Его можно было увидеть только на сцене Театра киноактера или в Театре на Таганке, где по выходным проходят вечера смеха с участием известных и малоизвестных комиков. Вицин читал своего любимого Зощенко. С одного из таких концертов, 16 сентября, его увезли на "скорой помощи" в больницу. Врачей вызвали, еще когда актер готовился к выходу на сцену. Свой номер Георгий Михайлович все равно отыграл.

Через месяц началась истерия вокруг его имени. Одни закричали, что "великий комик умирает в нищете", другие заявили, что это ложь. Народ дружно кинулся собирать деньги на лечение любимого актера, в прессе появились номера счетов, адреса и телефоны для желающих оказать финансовую помощь. Но уже через пару дней выяснилось, что Вицину оказали поддержку Никита Михалков и возглавляемый им Союз кинематографистов. Да и родственники Георгия Михайловича устали всем заявлять, что ни в чем не нуждаются, и просят оставить их в покое.

Уверен, что ни с каким другим актером подобной истории произойти не могло. В основе этого недоразумения, как я считаю, лежит несовместимость огромной актерской славы с настойчивым желанием отгородиться от внешнего мира, которому была подвержена семья Вициных. "В трамвае что написано? Не высовывайся!" - всегда любил повторять Георгий Михайлович.

Незаурядность натуры Георгия Вицина журналисты особенно остро прочувствовали три года назад, когда отмечали его восьмидесятилетие. Актер так устал отбиваться от корреспондентов, что в итоге слег с сердечным приступом, а нашему брату пришлось довольствоваться теми отдельными фразочками, которые Вицин бросал у подъезда собственного дома, убегая от очередного интервьюера, или по телефону.

- Слава Тихонов отпраздновал свой юбилей и чуть в больницу не попал от чрезмерного волнения. Мне не надо такой же участи, - отговаривался Вицин. - Если бы вы меня действительно любили, давно бы оставили в покое...

Мало кто тогда знал, что Георгий Михайлович и с юбилеем схитрил. На самом деле в 1998 году ему исполнился 81 год, и актер наивно предполагал, что эта информация поможет избежать юбилейной шумихи. Не тут-то было. По Вицину так соскучились, что старались не упустить лишний повод поговорить о нем и с ним.

Георгий Вицин родился в Петрограде за полгода до революции 1917 года. Он рос шустрым, юрким, но послушным. Уважал старших, любил животных, всем старался помогать. По его признанию, он был чересчур смешливым ребенком. На уроках все время хохотал с товарищем, за что не раз их обоих выставляли из класса к их же великой радости.

Записавшись в драмкружок, Гоша в первом же спектакле с таким неистовством исполнил танец шамана, что ему прочили балетную карьеру. Но он выбрал профессию драматического актера. После окончания школы Вицин исправил себе год рождения (вот откуда ошибка в энциклопедиях!) и поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу".

Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он показался сразу в трех студиях - Алексея Дикого, Театра революции и МХАТа и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на студии 2-го МХАТа, по окончании которой был зачислен в этот театр. А вскоре поступил в труппу театра-студии под управлением великого актера Николая Хмелева. Вицин очень полюбил своего учителя. Он даже вылепил из глины бюст Хмелева, который хранится в квартире Георгия Михайловича до сих пор. Но любовь к учителю не помешала начинающему артисту увести у него жену - "любовь земная" оказалась сильнее.

Студию Хмелева вскоре переименовали в Театр имени Ермоловой, и Георгий Вицин занял в труппе заметное положение. "На него" ходили, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

- Вообще для меня нет понятия "киноартист". Есть понятие "актер", которое рождается в театре, в общении с живым зрительным залом, - рассказывал Георгий Михайлович.

Его первой большой киноролью стал Николай Васильевич Гоголь. Из Ленинграда в Москву приехала ассистентка Григория Козинцева, чтобы найти исполнителя на эту роль в фильм "Белинский". Она ходила по театрам, смотрела портреты артистов. Чем-то ее привлек Вицин. Видимо, в его облике было что-то гоголевское, но так или иначе актер удачно прошел пробы. Козинцев очень ценил Вицина, считал его серьезным актером. А когда случайно увидел "Пса Барбоса", страшно расстроился: "Почему Вицин снимается в такой муре?!"

Сам же Георгий Михайлович больше других любит роль сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи" режиссера Яна Фрида. Эта работа актера была отмечена в Англии - вышла статья, где было написано, что "русский исполнитель точно ухватил английское чувство юмора".

Кроме сэра Эндрю, Георгий Вицин считал своей бесспорной удачей образ Миши Бальзаминова. С режиссером Константином Воиновым он дружил с юности, со студии Хмелева. Когда Воинов впервые задумал экранизировать "Женитьбу Бальзаминова", то во всеуслышание заявил, что Мишу будет играть Вицин. Но съемки волею судеб были отложены на 10 лет. Георгий Михайлович уже и не надеялся получить эту роль, как вдруг Воинов предложил: "Ну попробуй сделать грим, посмотрим..." Вицин попробовал, приложив все свои живописные способности, - там, где находил морщинки, прикрывал их веснушками. Режиссер такими художествами был поражен и немедленно утвердил 48-летнего Вицина на роль юноши Бальзаминова.

Был в творчестве Георгия Вицина еще один персонаж, о котором актер отзывается с любовью. Благодаря этому герою он вошел в историю киноискусства. По данным киноэнциклопедий, Вицин был лидером в нашем кино по исполнению одной роли. Семь раз он сыграл Труса.

На съемках Георгий Вицин и Юрий Никулин заваливали режиссера своими идеями. Мудрый Леонид Гайдай всегда снимал два дубля - один свой, один актерский, а потом предлагал выбирать, чей лучше. Вицинские находки всегда попадали в цель. В "Кавказской пленнице", когда Трусом вышибают дверь и он улетает в окно, актер добавил один штрих - он летит и кричит: "Поберегись!". Или еще одна его находка - это когда Вицин бежит за Натальей Варлей и пугается упавшего с нее платка. А когда Моргунову делали укол, именно Георгий Михайлович предложил, чтобы шприц остался в его ягодице и размеренно покачивался. Но самой любимой его находкой был эпизод, когда Трус, Балбес и Бывалый решили стоять насмерть перед автомобилем "пленницы" и Трус, зажатый товарищами, бьется в конвульсиях.

Леонид Гайдай очень любил Вицина и всегда подыскивал для него роль в своем новом фильме. Пробовал его на роли Ивана Грозного и Бунши в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Другое дело, что сам Вицин не всегда откликался на приглашения. После роли алкоголика Чоколова в неудачной и самой нелюбимой самим же Гайдаем комедии "Опасно для жизни" у этого режиссера он больше не снимался.

В 60-70-е годы Георгий Вицин был одним из самых снимаемых и популярных киноактеров. Он являлся постоянным участником шоу "Товарищ кино", его приглашали на телевидение, радио, в студию грамзаписи, на творческие встречи. "Вы представляете, у меня училась Алла Пугачева! - сказал он однажды. - Это, конечно, громко сказано, в шутку. Но был такой прецедент: на одном из концертов я спел, естественно в образе, ухожу за кулисы и сталкиваюсь с молоденькой певицей Аллой Пугачевой. Мы с ней не раз выступали в одних концертах. Она мне и говорит: "Вы знаете, я учусь у вас, как вести себя на сцене, как входить в образ..." Так что теперь, когда вижу ее по телевизору, громко заявляю: "Моя ученица"!"

Вицина считают чуть ли не чемпионом озвучивания. Его голосом говорили сотни самых разных рисованных и кукольных мультипликационных персонажей. Георгий Михайлович говорил о работе в мультипликации с восторгом: "Здесь ты чувствуешь себя ребенком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослый так вести себя не будет. А, между прочим, это очень полезно для нервной системы. Было бы неплохо придумать такой род психотерапии: ты - муравей, ты - петушок, ты - ворона... Играйте, веселитесь, лечитесь! У животных ведь характеры такие же, как у людей. Они только не умеют говорить. Понаблюдайте за голубями: одни трусливые, в момент опасности подталкивают других вперед. Другие агрессивные, выбивают сами себе место под солнцем. Есть благородные: все жрут, что попало, а эти поклюют и улетают - соблюдают диету. Животные не скрывают своих эмоций. А у нас только пьяные становятся самими собой, отчего я и люблю их играть".

Кстати, ни для кого не секрет, что сам Георгий Михайлович не пил. Попробовал лишь однажды, утром стало плохо, и он решил: зачем это нужно? Так что можете представить его состояние, когда на каждом углу к актеру приставали алкаши с предложением выпить.

А животных Георгий Михайлович действительно любил и понимал. И они отвечают ему взаимностью. Однажды я подошел к его подъезду на пятнадцать минут раньше назначенного времени. Ожидая актера, вдруг обратил внимание, что с каждой минутой вокруг меня собирается все больше и больше птиц. Голуби, воробьи, вороны заполняли собой все деревья, скамейки и бордюры. Постепенно они образовали сплошную серую массу. "Вицина ждут, - бросила проходившая мимо тетка. - Они его знают, чувствуют".

И точно, подъездная дверь медленно отворилась, и не успел Георгий Михайлович полностью оказаться на улице, как вся эта пернатая свора окружила его со всех сторон.

- Ну что такое, что, что? Успокойтесь, - раздался характерный вицинский тембр. - Это для вас, - обратился он к голубям и вывалил им содержимое одного кармана. - А это для вас.

Воробьям посыпал что-то из другого кармана: "Они разберутся!" Я с удивлением наблюдал за этой картиной и поражался. Мы так и не научились жить "в согласии с природой", как учили нас умные книжки и школьные учебники. А вот был человек, который не учился этому, а просто так жил, так чувствовал. Понимал птиц, зверей, а они понимали его. "Все соседи знают: если надо пристроить какую-нибудь животину, это к Вицину", - сказала однажды его дочь.

Дома Георгия Михайловича берегли, как ребенка. О своей второй супруге, Тамаре Федоровне, Вицин говорил следующее: "Главный человек в нашем доме - Тамара Федоровна, моя супруга и мама Наташи. Она имела непосредственное отношение к театру: была и художником, и бутафором, и гримером, и декоратором, занималась таким уникальным искусством, как шелкография, и даже по совместительству исполняла небольшие роли на сцене Малого театра. Еще она хороший воспитатель, так как "воспитала" не только нас с Наташей, но и смогла научить разговаривать двух попугайчиков и собаку. А один из попугайчиков, в свою очередь, учил меня. Он садился мне на плечо, когда я брился, и заявлял: "Ну что ты все бегаешь? Поди поспи!" И заразительно хохотал. Причем так, как ни один актер на сцене не сможет рассмеяться".

Георгию Михайловичу часто задавали вопросы о йоге, которой он был увлечен с юности. А Георгий Михайлович пытался объяснить, что главное - правильный образ жизни, правильное питание, сон, уход за своим организмом. Его просили вспомнить что-нибудь смешное из гастрольной жизни, а он не участвовал ни в чем смешном, он ходил в это время по книжным магазинам. Евгений Моргунов рассказывал о Вицине: "У него дома восемьдесят пять тысяч книг! Где бы мы ни бывали: в экспедициях, на презентациях, на приемах и концертах - Георгий Михайлович первым делом бросает нас и убегает в ближайший книжный магазин. Поразительно! Смирнов-Сокольский имел очень большую коллекцию книг просто для того, чтобы они стояли на полках. А Вицин - читающий человек. Все, что он приобретает, он читает".

Георгий Михайлович не снимался в кино с 1994 года. Его последние фильмы - "Хагги-Траггер" и "Несколько любовных историй". В современном кино он разочаровался. И хотя стали появляться фильмы, в которых он мог вполне принять участие, Вицину уже ничего не хотелось, только покоя.

В дни его юбилея между нами состоялся такой телефонный диалог:

- Вы подарили много минут радости, смеха миллионам зрителей, а сами от этого что-нибудь получили?

- Ну зарплата у актера небольшая... Ах, вы не про это? Про удовольствие? Конечно! Я без удовольствия стараюсь не выходить на сцену, не появляться на экране. Смеяться - это естественная потребность человека нормального. А отсутствие чувства юмора - это болезнь... ненормального человека.

- Вы сами человек неординарный, с собственной философией, взглядами на жизнь, на общество. Как вам удавалось спокойно жить в нашей неспокойной стране?

- Так нельзя же все принимать всерьез. Даже жизнь...

Капков Сергей

www.trud.ru

25.10.2001

Док. 563802
Перв. публик.: 25.10.01
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Воинов Константин Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``